Найти тему
Записки на холстах

О «ничтожных малеваниях»

Один из кошмаров моего детства — картина «Купание красного коня». Не помню, что меня больше ужасало — ненатуральный конь или странный мальчик, блеклый, застывший, да еще фамилия художника — Петров-Водкин. Для себя я решила, что вторая часть фамилии объясняет картину и вИдение автора. НО позже узнала, что фамилия роду досталась от деда по имени Петр, который в пьяном угаре убил свою жену. Имя и прозвище, ставшие фамилией.

А еще оказалось, что художник Петров-Водкин очень талантлив и много любопытного создал в разных стилях и жанрах живописи — от иконописи до модерна, создавал эскизы мозаик, лепил изразцы, а еще писал книги и преподавал.

Главная его картина — то самое купание — вызывала массу споров и неприятие у многих, что меня несколько ободрило, но признана бесспорным шедевром.

Родился Кузьма Петров-Водкин в 1878 году, в городе Хвалынск Саратовской губернии, окончил четырехклассное приходское училище и отправился поступать в железнодорожное училище, но не сдал экзамен по сочинению. И – его величество Случай! - увидел объявление о наборе в Классы живописи и рисования Ф.Е.Бурова, где он и проучился 2 года.

Мама Кузьмы работала у барыни Ю.М. Казарьиной, и он у нее подрабатывал помощником садовника. К Казарьиной приехал знакомый архитектор, которому она показала работы Кузьмы, и тот взял его с собой в Санкт-Петербург, где помог поступить на учебу в Центральное училище технического рисования Штиглица. Казарьина оплачивала учебу Петрова-Водкина и до своей смерти в 1912 году ежемесячно помогала материально. Вот такое сплетение в жизни художника случайностей и людей, которые дали ему возможность стать Художником, поверив в талант.

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавателем его был Валентин Серов.

В начале своей карьеры он расписывал храмы, создавал мозаики, изразцы. Например, можно увидеть майолику «Богородица с младенцем» («Умиление злых сердец») (1903–1904 гг.) в Александровском парке Петербурга на фасаде здания бывшего института Вредена, росписи в церкви Василия Златоверхого в Овруче (1910 г.) и мозаику «Христос-сеятель» в мавзолее семьи Эрлангер (1914 г.) на Введенском (Немецком) кладбище в Москве

«Христос-сеятель». Взято из свободного доступа в сети "Интернет".
«Христос-сеятель». Взято из свободного доступа в сети "Интернет".

«В течение нескольких лет, последовавших за окончанием московского Училища, Петров-Водкин «искал себя». Он предпринимал эти поиски в разных направлениях, приобщаясь и к символике, и к ориентализму, и к театрализации, и к гротеску… Но все подобные интересы художника… оказались недолгими, непрочными и не отвечавшими его дарованию… Началом самостоятельного пути художника можно считать полотно «Играющие мальчики» (1911 г.) – своеобразный отклик на увлечение Матиссом (в частности, его картиной «Танец»)».

«Танец» Матисса и «Играющие мальчики» Петрова-Водкина. Из интересного: камень в руке мальчика отсылает к библейскому сюжету о Каине и Авеле
«Танец» Матисса и «Играющие мальчики» Петрова-Водкина. Из интересного: камень в руке мальчика отсылает к библейскому сюжету о Каине и Авеле

Считается, что именно с этой картины художник начал разрабатывать свой новаторский подход к построению перспективы, особому построению пространства, стал использовать прием «сферической» или «наклонной» перспективы» - изображение натуры в ракурсах сверху и сбоку. По мнению И. Грабаря, художник устанавливал «новые связи и отношения между цветом, формой, объемом, пространством, плоскостью», в т.ч. придумав свою сферическую или наклонную перспективу, чтобы передать ощущение земли как планеты.

Петров-Водкин считал сферическую перспективу отражением «единого целого космоса» и связывал ее с «построением формы цветом» по методу Сезана.

В 1912 году он создает «Купание красного коня», образ навеянный древнерусскими иконами и фресками, - вот откуда мощь и цвет коня. «Итог скрещения двух противоположных устремлений художника – к отвлеченности и животрепещущей современности». Интересно, что вот эта двойственность очень видна и в портретах, созданных Петровым-Водкиным.

«Портретная галерея художника содержит изображения двух типов – портреты конкретных людей и собирательные идеализированные образы» - «Портрет жены художника» (1906 г.), «Мать» (1913 г.), «Петроградская мадонна» (1920 г.), «Девушка в красном платке» (1925 г.), «Мать и дитя» (1927 г.)…

В конце 20х годов из‑за начавшегося туберкулеза Петров‑Водкин оставляет живопись и пишет книги о своем детстве и юности – «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». К живописи он вернулся в начале 30х годов.

Художнику повезло с личной жизнью, в ноябре 1906 года он встретил свою любовь в Париже и прожил с ней 32 года (Маргарита Йованович, полусербка-полубельгийка). А после его смерти вдова написала книгу под названием «Мой великий русский муж». Мало кому так посчастливилось).

И хотя полюбить главную, по мнению искусствоведов, в творчестве художника работу, мне не удалось, но она стала понятнее, и я открыла для себя удивительные натюрморты Петрова-Водкина. В Русском музее можно увидеть «Утренний натюрморт» (1918 г.), «Натюрморт» (1921 г.), «Черемуху в стакане» (1932 г.), «Яблоко и лимон» (1930 г.); «Розовый натюрморт» (1918 г.) - в Третьяковке; «Виноград и яблоки» в Пермской художественной галерее и др.

Мне почему-то они кажутся созвучными натюрмортам Ван Гога. И хотя у того была беда с объемом, пространством, плоскостью и перспективой, а у Петрова-Водкина продуманная «сферическая перспектива», их видение мне кажется удивительно совпадающим))

И в симпатии к натюрмортам Петрова-Водкина я точно не одинока. Например, в 2019 году на торгах Christie's в Лондоне «Натюрморт с сиренью» был продан за $11,7 млн (£9,3 млн) и стал самым дорогим полотном, проданным на аукционах русского искусства.

«Натюрморт с сиренью». Взято из свободного доступа в сети "Интернет".
«Натюрморт с сиренью». Взято из свободного доступа в сети "Интернет".

Вот так оказалось, что не стоит делать поспешных выводов и отмахиваться от непонятного, а, например, постараться о нем узнать побольше, и тогда, может быть, изменится мнение.

Даже И. Репин сначала так отзывался о художнике: «Я не раз видел упражнения в живописи Петрова-Водкина…Он плодовит…Но я не мог остановиться перед этими ничтожными малеваниями. Они так безвкусны, безграмотны, безсмысленны…». Но в 1912 году, как раз увидев «Купание», скажет: «Талантище». То есть ничто не мешает нам и окружающему миру по отношению к нам, нашему творчеству стать умнее))).

Время улыбнуться) Взято из свободного доступа в сети "Интернет".
Время улыбнуться) Взято из свободного доступа в сети "Интернет".