Переходим к обзору более тяжёлых стратегий. Я не любитель таких глубоких экономических игр, но тем не менее сам сеттинг космоса затягивает меня больше, чем какие то исторические миры. Поэтому сегодня на обзоре у нас Stellaris. По большей части вот этот обзор уже будет являться более субъективным, потому что в таких стратегиях опыта у меня практически нет, но и тут я найду на что побухтеть =).
Обзор Stellaris
Сразу громаднейший минус игры, это аж 22 дополнения. Т.е. игру тут раскромсали от души так на огрызки и заставили платить игроков огромную сумму денег. Сама игра стоит 1300, а все дополнения к ней стоят 9450 рублей. Когда вы видите такое, то знайте, разработчик вас обманул и хочет нажиться. В таких случаях стоит качать всегда бесплатные версии и наказывать разработчика. Просто всегда печально, когда человек купил игру на релизе за честный фул прайс, а потом ему так через годы говорят "ой, у нас тут ещё вышли ДЛС, потрать в несколько раз больше денег". Кстати это у нас разработчик Paradox так делает, запомнили.
Ну и приступаем к обзору Stellaris, посмотрим какая игра получилась почти аж за 11 тысяч рублей)).
Обучение
Ещё один костыль в подобной игре, где обучение сделано не для новичков, а для прожжённых любителей таких глобальных стратегий и стратегий от Paradox. Т.е. в целом игра говорит, что надо сделать, но она не показывает этого игроку. Мол вот тебе принцип, а далее что делать, ищи сам в тонне иконок интерфейса.
В итоге даже пару гайдов сторонних мне не совсем помогли разобраться в мелочах, поэтому пришлось догугливать определённые вещи самому!!! В итоге внутриигровое вхождение новых игроков в Stellaris ооооочень тяжкое даже на начальном этапе. За это игре большой минус. Вроде бы игра игрой, разобраться можно, но всё время тратится изначально не на получение удовольствия от геймплея, а на изучение игры по сторонним гайдам. Хотя тут можно было бы за минуту всё объяснить с метками дополнительными или вводными небольшими видео демонстрациями. Но тут такого нет, это раздражает и значит это плохо. Вот минус 0.5 балла за такое.
Начало игры или начало минусов.
Конечно и далее не внушают доверия тонна всяких параметров, которые мы пытаемся развить. Ну допустим, мы открыли пару солнечных систем и научились колонизировать своих людей на другие планеты. В целом любопытно, пока не доходишь опять до стадии гугла, когда тебе надо построить научный корабль или собрать свой корабль, чтобы он воткнулся в общий список кораблей. И игра превращается не в стратегию, а в квест поиска, где это можно построить. Ну собственно и у разработчиков игры название подходящее к данной ситуации, парадокс. В итоге у нас "верфь", "конструктор судов" и "управление флотилий" раскиданы вообще по разным местам, катастрофически неудобно это всё искать даже методом тыка и опять же минус нормальное обучение. А можно я теперь уже поиграю, игра?).
После того как я разобрался с началом, не без огрехов игры, то заметил ещё один минус всяких событий. По факту у нас тут игра, в которой все события описываются кратким текстом, мол мы нашли либо какие то формы жизни, либо нашли какие то аномалии. Но я только начал играть и несколько раз перезапускал начало для более правильного развития, а картинки на событиях стали либо повторяться, либо оставались такими же, но с некоторыми изменениями в описании. И явно пожалели картинок на безжизненные планеты, где они все повторяются (зима, лава, токсичная, безжизненная). Ну давайте сделаем примерно 6 картинок на тысячи планет, гениально.... За каждый арт небось по миллиону долларов отваливали в разработке.
Конец пришёл быстро.
Далее игра продолжила играть сама в себя. "Мы нашли то, мы нашли это, исследуйте находки, получите что то там". Вообще ещё печалит отсутствие древа навыков или развития, а точнее оно есть, но что выпадет в итоге по рандому, неизвестно. Мол развивайте что то там дальше, получите что то потом ещё.
Пусть меня любители стратегий закидают тапками даже, но такая система крайне спорная. Причём большинство параметров всё равно непонятно на что влияют и как это отразится на будущем нашей колонии, неизвестно. Например открытие новых видов кораблей тоже зарыто где то там в рандомной ветке исследований. Радуйтесь, если это вам попадётся. Нуууу такое.....
А вот элемент "конструктора судов" выглядит уже поинтересней, где можно вешать улучшения на корабли, но только надо дождаться открытия оружий и судов из ветки опять же. Почему бы не сделать древо развития судов и улучшений отдельно и наглядно? Короче странное решение игры, да и конструктор в итоге не такой уж и большой.
Но всё упирается в итоге всего лишь в 6 видов боевых кораблей, что печалит тоже. Хорошо, допустим разработчики хотели сделать рандомные исследования. Почему бы тогда не реализовать 200 видов кораблей, с тонной устанавливаемых модулей, ну допустим штук в 20 как минимум? Вопрос риторический. В итоге вся эта корабельная тема в Stellaris не блещет интересной сложностью и простота удручает.
Затем мне предложили заключить альянс сразу с несколькими инопланетными фракциями. Ну хорошо, вместе веселей. Пришли далее пираты, снесли мне весь флот, а союзникам плевать))). Вылезло какое то сообщение от кого то "мы вас защитим, как союзников" и далее никто не прилетел)). Короче игра играет сама в себя и то что у меня происходит, ей в целом на это плевать и она даже не пытается учить, что надо делать в каких то подобных ситуациях. Строй базы с ресурсами, изучай, а далее не лезь во всё остальное. Может кто то скажет, что "ты неправильно играешь в глобальные экономические стратегии", но я в них и играть то особо не пытался никогда и игра никак не хочет, чтобы я в неё играл и чтобы туда приходили новые игроки.
В итоге игра в дальнейшем засыпала всякими событиями, что играть совсем стало невозможно. Митинги, бунты, еды не хватало, какие то союзы, кто то с кем то начал воевать, кто то начал огрызаться и т.п. Я вроде бы штамповал эти фермы с едой например (ну банально же, нет еды, делай фермы), вышел в плюс, поставил автоматическое развитие и всё равно еда упала в ноль, т.е. минус 60. Я понял, баланса тут тоже нет или же это считается как то по парадоксовски, но по логическому ходу мыслей, что жилья должно быть одинаковое количество с фермами, не срослось. И самое ужасное, что если ещё в постепенном начальном развитии хоть что то понятно, то далее игра не старается даже завлечь в интересные углублённые какие то события. И я тут не увидел проработанных механик от слова совсем. Давайте игрока завалим активностями, а там выберется он или нет, никого не волнует.
Ну вообще это плохо, когда игра не для широких масс и пытается утопить других игроков. Т.е. есть любители такого захламлённого бардака и хлама политико-экономического (в хорошем смысле), которые могут торчать на одной карте десятки часов, изучая каждый параметр и каждое изменение системы циферок в режиме паузы. Как дальше мне строить обзор на данную игру, я не понимаю, потому что слишком много элементов, которые навалены тут в кучу, и что делать новому игроку, совершенно непонятно. Поэтому я любитель классических RTSок за более сбалансированную модель жанра.
Итоги Stellaris
Игре не хватает глубины проработки по атмосфере и механикам. Возможно стоило сделать каких то персонажей и диалоги, даже диалоговые квесты какие. Древа изучений нужно было довести до тысяч вариаций и сделать его классическим, раз это космос с разными формами жизни и такими же разными технологиями. Например встречаем какую нибудь расу и они нам предлагают свою ветку развития за дополнительные условия.
Постройки на планетах так же можно было вывести в небольшие стратегии на них же, в жанре RTS, было бы прикольно. Но даже в этом элементе чего то там понапихали и даже не пытались разжевать по нормальному, как это всё работает. А по моему взгляду, так это и не работает совсем по адекватным балансам.
И например мы нашли что то неизведанное в космосе, а игра это обыгрывает в пару абзацев и в пару кликов, т.е. глубины и атмосферы просто ноль. О, мы встретили инопланетян и выучили их язык, а теперь заключим с ними союз. Где атмосфера? Суть в том, что вот лично меня игра просто наоборот старается оттолкнуть от себя тем, что не чувствуется космоса.
По происходящим событиям в Stellaris всё выглядит довольно сумбурно. Игра не предоставляет грамотного обучения, не предоставляет простого интерфейса и описания, что в итоге просто сводит с ума "А что, а где, а чего?". Это как у меня вылезло сообщение, что где то идёт битва и пока я перешёл к месту, флота уже моего не стало, буквально три секунды)). Или вдруг внезапно меня берут в альянс фракций, а потом закидывают голосованием по законам ихним. Т.е. я ещё их всех не знаю, а какая то неизведанная инопланетная раса меня просит голосовать)).
По оценке значит. Ну как всегда по моим параметрам. Сюжета нет, уникальности нет, минус 2 балла, это по стандарту. Обучения нормального нет в такой сложной и сумбурной игре, это ещё минус 0.5 балла. Оптимизацию за годы не завезли в текстовую игру, это ещё минус 0.5 балла. За интерфейс, захламлённость и местами дисбаланс, всё таки тоже поставлю ещё минус 0.5 балла. В итоге получаем 6.5 баллов. И к оценке по игре стоит добавить, что она для очень узкого круга игроков, которые любят все эти политические термины и подобные события. НО в реализации космоса всё таки хочется видеть далеко не политику и бунты, а я как раз таки приходил за неизведанной атмосферой космоса, с постепенным её изучением.
К сожалению это далеко не Mass Effect и далеко не глубокая атмосфера тёмной и пугающей вселенной. Могли бы сделать очередную глобальную стратегию про средневековье и не надо трогать сеттинг космоса, чтобы сделать очередные механики средневековья.
Изначально ещё было хоть как то любопытно, а потом игра всё таки разочаровывает. Колонизация планеты на одну кнопку, восстание планеты по щучьему велению. Космос и даже наши миры живут как то сами отдельно от игрока и это плохо. Поэтому не вижу дальше смысла разбираться просто в параметрах и циферках игры. Скучно и неинтересно, уж извините меня, любители таких стратегий. =). И основная претензия моя, где дело даже не в скучных циферках, а проблема тут состоит в другом, что эти циферки никак не постарались интересно оформить. Поэтому получилась суховатая и пресная вещь.