Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Стефания Сандрелли

«Сниматься она начала с четырнадцати, а уже в пятнадцать — после «Развода по-итальянски» Пьетро Джерми — к ней пришла если не слава, то известность.

У нее не было ни агрессивной красоты Софии Лорен, ни мягкой женственности Джины Лоллобриджиды, ни экзотического очарования Клаудии Кардинале, но как-то тихо, постепенно именно она стала выразительницей основных черт современной итальянки на экране, самой популярной актрисой среди молодежи, а сегодня она, пожалуй, по праву претендует считаться у себя в стране актрисой № 1.

-2

Ее путь наверх был прост, прям и стремителен — без долгих, мучительных лет ожидания, без унизительных компромиссов, без помощи влиятельного мужа — режиссера или продюсера, как часто случается в западном кинематографе. Она не пользовалась поддержкой мощной рекламной машины, имя ее не фигурировало в печати как героини громких скандальных историй. Она была простая, такая, как все современная девушка, ничуть не похожая на кинозвезду.

-3

Родилась Стефания в семье среднего достатка в курортном городке Виареджо, училась в коммерческом училище, участвовала в самодеятельных спектаклях. С детства любила возиться с магнитофоном, записывала песенки и сама начала петь. С миром джаза, песни связана вся юность Стефании. Однажды на пляже в Виареджо знакомый фотограф отснял, любуясь девушкой, целую катушку пленки, фото попали в какой-то журнал, одно даже на обложку. Одновременно пришла победа в местном конкурсе красоты. «Потом, когда я начала краситься, и мазаться, и строить из себя роковую женщину, — вспоминает Сандрелли, — меня в 1960 году выбрали мисс Кино».

-4

И уже в следующем году пятнадцатилетняя Стефания снимается в маленьких ролях в нескольких фильмах. Юную актрису приметил известный режиссер, один из зачинателей неореализма, Пьетро Джерми.

Встреча с ним была для Сандрелли решающей. Менялись стандарты женской красоты, полногрудые красотки послевоенных лет отходили в прошлое. Джерми сделал героиней своего сатирического фильма «Развод по-итальянски», положившего начало жанру социальной «комедии по-итальянски», юную хрупкую девушку, чуть ли не подростка.

-5

Партнером ее был знаменитый Марчелло Мастроянни. Что могло привлечь режиссера в Стефании, кроме ее молодости? «Причина того, что Джерми выбрал меня, — скромно говорила тогда Сандрелли, — быть может, в том, что я еще не актриса, еще полностью завишу от ситуаций и не всегда умею управлять своими реакциями». И добавила: «А еще, наверное, потому, что я не выпендриваюсь».

Стефания сыграла свою одногодку Анджелу — и в итальянском кино появился новый женский образ: смесь подростковой неуверенности с дерзостью, покорности с надменностью, вялой апатии с неожиданными вспышками скрытого бурного темперамента. Маленькая Анджела — воспитанница католического колледжа — учится лицемерить, притворяться послушной и примерной. Но в девушке чувствуется сила характера: она не покоряется, не сдается...

-6

Еще полнее непривычные для зрителей черты персонажей Сандрелли раскрылись в следующем фильме Джерми «Соблазненная и покинутая» (1964). Ее Аньезе в отличие от Анджелы — персонаж скорее трагический. Испуганная, немногословная, с беспокойным взглядом. Аньезе — Стефания терроризирована отцом: его тиранические заботы о ее чести способны довести девушку до безумия. А тут еще ее мучительная любовь к соблазнителю Пеппи.

-7

Но Аньезе в исполнении Стефании отнюдь не жалкое, забитое существо. Она бунтует против отцовской тирании, против трусливости. Подлинно народный образ сицилийской девушки Аньезе, жертвы предрассудков и домостроя, занял заметное место в галерее женских образов, созданных итальянским кино. Фильм имел огромный успех во всем мире, а Стефания была удостоена приза Французской киноакадемии и множества итальянских премий.

-8

Важным этапом для актрисы стала роль Адрианы в фильме «Я ее хорошо знал» (1965) Антонио Пьетранджели. Этого режиссера называли маленьким Мопассаном: темой его лент были исследование женской души. Но при всем своем психологизме фильмы Пьетранджели неизменно социальны и злободневны.

Чтобы создать образ Адрианы, режиссеру и самой актрисе надо было действительно хорошо знать жизнь своих современниц — молодых итальянок.

-9

О трагедиях, подобных показанной в фильме, часто пишут итальянские газеты.

Стефания убедительно воплотила на экране образ молоденькой девушки в борьбе за кусок хлеба рано познавшей жизнь, но простодушной и наивной, а вместе с тем честолюбивой и настойчивой, всеми средствами пролагающей себе путь в призрачный мир кино.

Шаг за шагом она рисует жизнь Адрианы: деревенская девушка приезжает в город, работает в парикмахерской, в баре, билетершей в кино, потом манекенщицей, позирует для рекламы и. наконец, приближается к заветной цели — ей обещают роль в фильме. Но за каждый маленький успех надо платить, и она расплачивается своей молодостью и красотой. В круговороте новых знакомств ей некогда задумываться над своей жизнью, и лишь изредка она осознает свое одиночество.

-10

Так однажды под утро, возвратившись домой, она подводит итог всем обидам и разочарованиям, осознает тщету своих усилий пробиться наверх и принимает решение. Она откладывает в сторону паричок, который примеряла перед зеркалом, и шагает в пустоту с балкона — так же естественно и легко, как все делала в жизни...

Это искреннее и горькое произведение было удостоено главной итальянской кинопремии—«Серебряные ленты».

-11

С такой же естественностью, непосредственностью, человечностью Сандрелли создала образ другой своей сверстницы — Маризы в фильме «Аморальный», поставленном в 1967 году ее наставником Пьетро Джерми.

Мариза — провинциальная девушка, самозабвенно полюбившая известного скрипача (его играл Уго Тоньяцци, с которым Стефания не раз еще будет сниматься) и последовавшая за ним в Рим.

Скрипач на редкость любвеобилен: у него и без нее уже две семьи, которые он одинаково нежно любит...

-12

Если образ троеженца сатиричен и гиперболизирован, то образ Маризы трогателен и вполне реалистичен. Она яркая индивидуальность, человек бескомпромиссный и самостоятельный, решительный и серьезный. Это поистине удивительная девушка, обладающая большой зрелостью чувств. Но характер у Маризы нелегкий: она самолюбива до болезненности, замкнута, упряма, она не желает мириться с парадоксальной ситуацией.

Вот эти четыре роли и упрочили положение Стефании на переменчивом небосклоне итальянского кино, сделали ее звездой первой величины, привлекли к ней постоянное внимание и зрителей и печати.

-13

В статьях о ней обычно подчеркивалось, что Сандрелли не интеллектуалка, не слишком-то образованна, вкусы её не идут дальше легкой музыки.

На этом основании некоторые считали ее поверхностной, чуть ли не простушкой. Но Стефания всегда была далеко не так проста, как могло показаться. Ее сдержанность, нелюбовь к рекламе, к интервью отнюдь не свидетельствовали о равнодушии к окружающему.

Недаром среди ее фильмов, пожалуй, нет и не было ни одного, которого она могла бы потом стыдиться: она всегда стремилась работать со значительными режиссерами и партнерами.

-14

Но не все повороты ее жизненного пути неизменно были усыпаны розами. Стефания находила мужество отказываться от фильмов, сценариев, которые ей не нравились, от штампованных ролей «диких южанок» — вариации Аньезе из «Соблазненной и покинутой» (это даже привело к конфликту с фирмой Видес, обвинившей ее в невыполнении контракта).

Она находит мужество одна, без мужа, растить двух детей (старшей, Аманде, уже 14 лет, а младшему, Вито,— 6).

Пишущие о Сандрелли легко впадают в соблазн уподобить актрису ее персонажам. Такие попытки Стефания встречает с улыбкой: «Вот уж нет, никакая я не соблазненная и не покинутая!»— смеется она.

Если уж говорить о внутренней близости актрисы к ее героиням, то это близость по возрасту, по мироощущению нынешнего поколения. Быть может, ближе всего походит на Стефанию ее Мариза— гордая, лишенная предрассудков и иллюзий, умеющая постоять за свои чувства.

Впоследствии в даровании Стефании Сандрелли открылись новые грани — проявился несомненный сатирический талант.

-15

Точными и едкими сатирическими чертами наделен образ Джулии в антифашистском фильме Бернардо Бертолуччи «Конформист» (1970). Она ограниченная, чувственная, жадная буржуазка, вполне достойная подруга одного из героев фильма — фашистского прихвостня, предателя Марчелло Клеричи (его играл Жан-Луи Трентиньян).

Откровенно комедийный характер носит образ истерички-новобрачной, созданный Сандрелли в фильме Джерми «Альфредо, Альфредо...» (1972), вновь высмеивающем лицемерие буржуазного брака.

-16

Но всё же зрителю, пожалуй, больше полюбились героини Стефании — простые девушки из народа, решительные, умеющие постоять за себя способные на глубокое чувство.

Такие, как работница Кармела из фильма Луиджи Коменчини «Преступление во имя любви» (1974) или Лючана — девушка из Рима, может, чуть легкомысленная, но всегда честная и искренняя, за поворотами судьбы которой мы с таким интересом следили в лирической комедии Этторе Сколы «Мы так любили друг друга (1975).

-17

Образы героинь Стефании Сандрелли не статичны: с годами они словно пробуждаются к активной жизни, обретают самосознание.

Вероятно, это отражает процесс внутреннего созревания самой актрисы. Впервые ее активная, бунтующая героиня появилась в ныне уже далеком 1968 году — в итало- болгарском фильме режиссера Карло Лидзани «Возлюбленная Граминьи», где она играла вместе с Джаном-Мария Волонте.

На вопрос, почему он выбрал на роль подруги отчаянного бунтаря-одиночки, защитника крестьян Граминьи именно Стефанию, режиссер отвечал: «Потому, что, кроме всех других достоинств, хрупкая Сандрелли излучает смелость и самоотверженность в любви, которые так необходимы для создаваемого ею образа.

-18

Наверно, этим же руководствовался и Бернардо Бертолуччи, когда пригласил Стефанию на роль Аниты — юной социалистки, учительницы рабочих в своей эпопее «Двадцатый век» (1976). Яркий и самобытный образ Аниты — один из немногих образов женщины —сознательного борца за преобразование мира, созданных западным кинематографом, и он, несомненно войдет в историю итальянского кино.

В длинном списке фильмов Стефании есть, конечно, и чисто развлекательные, так называемые коммерческие ленты — несколько детективов, любовные мелодрамы.

-19

Это главным образом французские картины, например, «Полиция—Питон-357».

Но справедливости ради надо признать, что и здесь Стефания старалась выбирать режиссеров посерьезней и партнеров получше — в их числе мы встречаем Жан-Луи Трентиньяна, Ива Монтана, Шарля Азнавура.

И недавно Стефания снялась во французском фильме «Плавайте!», который поставил Трентиньян, исполнивший и главную мужскую роль.

Каждая встреча со Стефанией Сандрелли на экране интересна, но особенно хочется вновь увидеть ее в образе итальянской современницы — простой женщины с непростым характером и непростой судьбой. Ведь именно в таких ролях мы когда-то и полюбили Стефанию» (Богемский Г. Стефания Сандрелли // Советский экран. 1979. 22: 16-17).