Найти тему
Психологиня

Замуж на всю жизнь…

Лена познакомилась с Игорем на свекле. Вот так забавно. Все студенты-первокурсники их университета, как нормальные люди, ездили на картошку, а их факультет отправили на… свеклу.

На самом деле - это был кайф. Весь сентябрь и начало октября встречать утро не в душных аудиториях, а в поле, по краям которого березы, утопающие в золотой листве, ярко-красные клены. Среди этого буйства красок встречавшиеся кое-где елочки выглядели сиротливо и казались какими-то чужими, словно гости, заявившиеся на карнавал без костюма. А воздух… Такой прозрачный, чистый и будто хрустальный, воздух бывает только осенью и только за городом.

А может быть, все дело было в молодости и свойственных ей мечтах?

Асе только-только исполнилось восемнадцать. Она всегда мечтала стать историком. Это так увлекательно – заглядывать в прошлое, узнавать, как люди жили, о чем думали, к чему стремились. И поучительно тоже. Усвоить опыт прошлых поколений, научиться на их ошибках.

Асе казалось, что когда она читает исторические труды, она становится мудрее, даже в чем-то ясновидящей становится, так они ей помогали понимать происходящее.

Ее мечта исполнилась. Она - студентка. От счастья у Аси колотилось сердце всякий раз, когда она говорила: «Я будущий историк».

А еще Ася мечтала влюбиться. Обязательно взаимно. В умного, красивого и доброго парня. Она пока не знала, брюнет он должен быть или блондин, высокий или не очень. Но знала. Замуж она выйдет один раз и на всю жизнь.

А как иначе? И бабушка, и тетя, и мама ей с детства твердили, что замуж надо выходить только один раз. Иначе стыдно. Иначе неудачница и падшая женщина. Только вертихвостки замуж несколько раз выходят, как Зинка с верхнего этажа.

Как Зинка совсем не хотелось.

Поэтому Ася знала точно – ее будущий муж - он будет самый лучший. А с другим иначе как всю жизнь прожить?

Игоря студентки-первокурсницы заприметили сразу.

Красивый, высокий брюнет. Держался особняком. Кто-то говорил, что он презирает девушек, а кто-то утверждал, что Игорь разбил уже не одно женское сердце, еще когда сдавали вступительные экзамены, и называли его Казановой.

Как бы то ни было, Игорь, казалось, не замечал всех этих шушуканий у себя за спиной и страстных взглядов, которые бросали на него девчонки.

Он даже ни с кем из парней не общался. И свеклу собирал один на борозде.

Асе не признавалась никому, но тоже часто останавливала свой взгляд на Игоре, но тут же говорила себе: «Он слишком хорош. А я обычная. Игорь никогда не обратит на меня внимание». И вздыхала.

Однажды долго не было автобуса, который каждый день юных «колхозников» отвозил в город, и девчонки побежали в ближайшую рощу собирать цветные листья. Ася побежала тоже. Она так увлеклась, что не заметила, как отстала.

Она бродила среди деревьев и мечтала. А когда очнулась, оказалось, что все уехали, а ее забыли.

До города было недалеко. Километров пять по дороге, он даже был виден издалека. Но Ася испугалась, поспешила и неудачно перепрыгнула через канаву, зачерпнув целый сапог холодной воды.

Но что самое обидно, выбраться на берег у нее не получалось. Трава, за которую Ася пыталась ухватиться, обрывалась и оставалась в руках…

И вдруг кто-то схватил ее за руку и рывком вытащил из канавы. Ася вскрикнула от неожиданности… Ей казалось, что в этой роще она одна.

Игорь… Игорь стоял и улыбался ей: «В русалку решила поиграть или в кикимору?»

Ася растерялась. Но все же ответила: «Пожалуй, сейчас я больше похожа на мокрую курицу»

- Если на курицу, то очень симпатичную, - улыбнулся Игорь.

Он помог девушке вылить воду из сапога. А потом они вместе пошли в город. Оказывается парень остался, чтобы послушать тишину. Он устал от гама, шуток, и вообще очень любит оставаться наедине с собой.

Ася оробела страшно. Она представить себе не могла, что может вот так запросто идти рядом и болтать с мечтой всех девушек факультета. А оказалось… может и идет.

А потом, потом Игорь заболел. Больше на свекле он не появлялся. Встретились они только уже в аудиториях на лекциях. Игорь издали иногда бросал на Асю взгляды, пытался ей кивать, но она всячески его избегала, опуская глаза.

Во-первых, считала себя недостойной такого парня, а во-вторых, ей казалось, что хоть Игорь и обращает на нее внимание, но не как на девушку, а только как на друга. Да еще и сокурсницы стали ее предостерегать, чтобы Ася не пополнила список любовных побед Игоря.

А после Нового года Игорь пропал. Оказалось, он перевелся в другой университет, в Москву.

Асе было немного грустно. Но эту грусть она пыталась себе объяснить разочарованием от несбывшихся надежд. А надежды-то были. Ей очень хотелось дружить с Игорем… Но робость, она теперь понимала, что только она, ее остановила…

Ася закончила университет. И сразу вышла замуж. С будущим мужем девушка познакомилась еще будучи студенткой. Но замуж не пошла сразу. Хотела сначала получить диплом.

Женя был инженером-строителем. Когда Ася только заканчивала учебу, он уже построил свой первый дом.

Ася обожала мужа. Их семью и друзья, и знакомые считали образцовой. Так оно и было. Родились два сына, умницы, мамина и папина гордость и надежда. Ася и Женя построили свой дом в ближайшем пригороде, так что и чистый воздух был, и городская инфраструктура рядом.

А потом…

Потом Ася почувствовала, что Женя ее разлюбил.

Вот так вот просто, взяла и почувствовала.

Он так же улыбался, также заботливо интересовался не устала ли она…но глаза мужа при этом были пустые и холодные.

Он уже не целовал Асю, вернувшись с работы, а если она сама хотела это сделать, ненавязчиво, но упорно уворачивался: то руки грязные, то куртку снять надо, то ботинки ноги жмут, надо снять скорее…

Дальше больше. Вежливая Женина забота тоже постепенно исчезала, пока ни исчезла совсем.

Ужинать Женя тоже стал в своем кабинете.

Они практически не общались. Только «привет» и «пока».

Ася забыла, когда они вместе с мальчиками и мужем ходил в кино, в кафе или просто гуляли…

Ася мучилась… Как Ася мучилась… Ей хотелось нежности, внимания, хотя бы просто поговорить… но когда она заговаривала об этом с Женей, тот только криво улыбался: «Чего тебе не хватает? Не девочка уже в романтику играть».

Потом Женя стал задерживаться на работе, иногда не приходить ночевать домой…

Ася рассказывала о своих проблемах маме, тете, бабушке. Но ответ был один: «Терпи. Все женщины терпят»

- Но как же так? Я ведь не могу больше. Он же даже не как статуя себя ведет… Я даже не знаю, как кто, - страдала Ася. – Я для него пустое место!

- Женщина раз замуж выходит. Что тебе надо? Есть муж – это главное. Кому ты без него будешь с двумя детьми нужна? Блажь себе в голову вбила. В тридцать пять какой-то любви захотела.

Ася плакала, оставаясь одна.

Она похудела, подурнела.

А однажды Женя взял и ушел. Ни к кому-нибудь. К маме. К своей маме ушел, сказал, что поживет там. Еще сказал, что семья ему надоела, Асю он никогда не любил. Родители велели жениться, она удачной партией оказалась. Он долго терпел Асино присутствие и больше не хочет. Тем более, что сам теперь всего добился, и Ася больше не тот желанный приз. Женя подал на развод.

- Потеряла мужика, - сказала тетя. – Теперь сиди одна.

Ася была раздавлена. Столько лет лжи, притворства. А она-то, она-то искренне любили Женю.

А еще, что самое, пожалуй, было для Аси больное – ее брак распался, на всю жизнь не получилось.

- Непутевая, ущербная, - ругала себя Ася. – Не сохранила семью. Стыд-то какой.

- Такая же, как все эти разведенки, Зинку повторяешь, - подытожила Асины страдания мать.

Ася была в растерянности. Оттого, что она развелась, что не сохранила брак на всю жизнь, как ее учили, она чувствовала себя, как в грязи вывалянная. Ей было стыдно смотреть на людей.

А дома мама с тетей подливали масла в огонь.

Однажды холодным осенним вечером она зашла в кафе. Настроение ее было такое же, как этот дождливый неприютный вечер.

Она присела за столик и заказала кофе. Домой идти не хотелось. Вообще ничего не хотелось. Хотелось лечь и лежать, не вставая, не разговаривая…

Вдруг какой-то мужчина подсел к ней, улыбаясь. Ася напряглась и вся съежилась.

Она даже представить себе не могла, что к ней вот такой никчемной может подсесть мужчина, с ней о чем-то заговорить.

Раза со второго она, наконец, услышала: «Ася, если я не ошибаюсь?»

Она подняла глаза на мужчину. Вокруг глаз появились морщинки, а волосы стали короче, но это..

- Игорь? – воскликнула Ася.

- Он самый, - весело ответил мужчина.

И вдруг… словно не было прошедших лет, вдруг они как будто снова оказались на берегу той злосчастной канавы около свекольного поля… они разговорились.

Только на мгновение Асе стало неловко, когда пришлось сказать, что она в разводе.

Она опустила глаза и как-то неловко пробормотала, что живет теперь одна с сыновьями.

Игорь ответил:

- А может это не так плохо? Во всяком случае, для меня. Вдруг ты теперь обратишь на меня внимание?

- Я? Теперь? – переспросила Ася.

- Ну, в университете я тебе не нравился.. А я… Я даже перевелся в Москву, чтобы тебя не видеть, не страдать. И до сих пор один. Так и не нашел ни одной симпатичной мокрой курицы. Видно, такая только на том свекольном поле водилась

Ася широко раскрытыми глазами уставилась на Игоря. Все это время…Игорь помнил ее? Не женился?

Она чуть не сказала:

- Ну, теперь я не очень желанный приз. Разведенная. С детьми. Никчемная женщина, не сумевшая сохранить семью, - но тут же прикусила себе язык. Действительно, с силой прикусила.

И подумала:

- А почему я себя упрекаю? Почему поставила на себе крест? Положено один раз на всю жизнь замуж выходить, а больше стыдно? Кем положено? Мамой, бабушкой, тетей, соседями? Почему мне должно быть стыдно.

Ася улыбнулась и приняла предложения Игоря прогуляться.

Они пошли в парк. Все так же лил дождь. Его капли падали на землю, намочили Асе волосы и плащ, блестели на кудрях Игоря… Было так же промозгло и холодно. Но не для этих двоих. Для Игоря и Аси этот день стал волшебным. Игорь, наконец, снова встретил Асю. Свободную Асю. Рассказал ей о своих чувствах, а она его не прогнала. Идет рядом и ласково и одновременно задорно улыбается.

А Ася? А Ася сбросила с себя цепи условностей, избавилась от навязанных ей предрассудков и впервые за долгое время позволила себе вздохнуть полной грудью, свободной грудью со счастливо бьющимся сердцем.

- Жизнь продолжается. Она удивительна и непредсказуема, - тихо шептала себе Ася, подставляя лицо дождю и улыбаясь.

Установка от старшего поколения, что брак должен быть один до сих пор существует. Удивительно живучий предрассудок, правда?

Вот интересно почему?

Но как же вредна и опасна эта установка!

Ведь она, во-первых, не дает женщине права на ошибку, а во-вторых, заставляет чувствовать себя ущербной, если брак все-таки распадется.

Эта установка заставляет женщину саму себя разрушать изнутри, занимаясь самоедством.

А стремление сохранить неудачный брак? Это вообще кошмар!

Оно превращает жизнь женщины в ад? А как иначе?

Разве можно счастливо жить, не любя? Или если тебя саму не любят, не уважают, а то и обижают, ноги об тебя вытирают?

Живя в неудачном браке, женщине приходится себя постоянно уговаривать, одергивать, заставлять терпеть и смиряться. А иначе не получится брак сохранить!

В результате она вообще теряет возможность что-то хотеть сама, что-то чувствовать. Женщина перестает быть собой.

Я помню, одна моя знакомая, не очень молодая женщина, говорила: « Я всегда мечтала дожить до золотой свадьбы».

Наверное, это здорово - дожить до золотой свадьбы, но только рядом с любимым и любящим мужчиной. И еще тогда, когда золотая свадьба – не самоцель, а закономерный ход жизни.

А вы как считаете?

https://dzen.ru/id/5db43f88c31e4900b1ff8253