Гениальность Свами Вивекананды, духовная и интеллектуальная, проявилась помимо прочего в умении донести до европейского сознания истины Великой Восточной Мудрости.
Не вдаваясь в подробности различий восприятия мира человеком восточного склада и западного, отметим лишь, что и настоящее время насыщено примерами того, как понятия Восточной Философии искажаются в условиях мировосприятия, не соответствующего той культуре, в которой они возникли и нашли выражение в Великих Учениях Древности.
Примерами такого искажения являются широко применяемые сейчас понятия: йога, медитация, карма… Поверхностно, в силу свойственной западному сознанию привычки "интеллектуализировать" (делить неделимое) рассматриваются, даже в научных кругах, такие основополагающие понятия Восточной философии, как Освобождение, Нирвана, несоответствующее даже в переводе своему смыслу понятие "Пустота" (в Буддизме), и др.
По причине огромных наслоений, безнадёжно искажающих смысл (практически до противоположности), понятие медитация избегается в Новом Учении Агни-Йоги (заменяясь более соответствующими истине – духовным устремлением, преданностью и т.д.). Понятие Йога по этой же причине сопровождается понятием Этика.
Объёмность восточных определительных при использовании их в системе мировосприятия Запада обрела черты явлений противоположных. Эту тему мы продолжим в следующих материалах, а сейчас снова обратим внимание, при помощи лекций великого Свами Вивекананды, на одно из самых распространённых понятий – "карма".
Как не противоречат одно другому представления о знании, которое всегда "внутри", и необходимости обретать знание мысленным трудом?
Как обрести могучую энергию, непрерывно "вкладываясь" в напряжённую деятельность?
Именно эти задачи трудно решаются в системе европейского мировосприятия, со свойственной привычкой западного ума, во-первых, разделять целостные явления, во-вторых, личностно мотивировать труд, в том числе познавательный.
Вместо того, чтобы сообща выстраивать новые ритмы жизни, возвышая идеалы, преобразовывая мировоззрение, наш несчастный мир создаёт то, что ещё больше отдаляет от достижений – пытается применить альтруистические по своей природе системы знания к достижению всё тех же узко-личностных целей.
"Цель человечества есть знание, т.е. это единственный идеал, поставленный перед нами восточной философией. Не наслаждение, а знание есть цель человека…" (Свами Вивекананда. "Карма-Йога").
Этими словами – о знании – начинается лекция Свами Вивеканады о Карме и Карма-Йоге. Далее ещё "необычнее" (для западного мышления, – лекция читалась для американской аудитории) сначала утверждается, что всё знание – в глубине, внутри человека, в его духе. И сразу говорится, что человек должен всеми силами трудиться – интеллектуально.
Знание действительно "внутри". Но для того, чтобы манас стал восприимчив к свету этого внутреннего знания, человеку нужно развить, утончить и преобразовать центры ума, причём, в синтезе с другими восприятиями. Итак, путь к сокровищу "всезнания" и бесконечной, тоже внутренней, энергии пролегает через активность и труд, как внутренний, так и внешний.
Карма – понятие, переводимое с санскрита как действие (кри) – означает, что карма есть всё, буквально всё, что происходит с человеком, и поэтому именно карма является средством накопления энергии. Но лишь тогда, когда она перестаёт так восприниматься – как средство (для личностно мотивированных целей).
К обретению энергии путь кармы ведёт при условии самоценности труда. (Мало слов, соответствующих цельности этой истины. Истина – цельность, и высокие понятия (часть истины) тоже обретают истинный смысл только в полноте своих аспектов-"лучей"). Труд должен быть в высшей степени напряжённым, внутренне свободным, полностью бескорыстным. И здесь "рождается" понятие Карма-Йога. Карма как путь единения с Высшим, с Богом.
При осуществлении напряжённого интеллектуального, духовного и других видов труда, при бескорыстии, при достаточных накоплениях, появляется привычное современности значение кармы: карма как результат, благой результат-следствие истинных усилий, "не загрязнённых" эгоизмом.
Свами Вивекананда приводит пример Великих Деятелей, обладающих величайшей Энергией, способной преобразить Мир, Землю. И эти Деятели истинно совершили такое Преображения мира. Это Великий Будда и Великий Христос. Их Сознание и Энергия, говорит Вивекананда, есть результат Их трудов на протяжении неисчислимых времён, в бесчисленных воплощениях.
"…Гигантская воля, которую Будда и Иисус бросили в мир, откуда она явилась? Откуда пришло это скопление силы? Оно должно было существовать веками и веками, разрастаясь все больше и больше, пока оно не вылилось на людей через Будду и Иисуса, продолжая литься и до настоящего дня. Все это обусловливается Кармой, трудом, работой" (Свами Вивекананда. "Карма-Йога").
И далее Вивекананда "обнадёживает" своих западных слушателей, утверждая, что каждый может стать обладателем могущественной энергии, и даже довольно скоро получить некие ощутимые результаты. Надо лишь "забыть" о желании результата в труде и научиться полной самозабвенности в труде, начиная с малого времени. При этом постоянно и честно проверяя свою мотивацию, ибо каждый обнаружит, насколько он не свободен от тех или иных желаний, связанных с целями и результатами труда Таковы "секреты" могучей энергии, вырабатываемой в процессе потока кармы, которая есть всё, каждое биение сердца, каждый вдох…
"…Любовь, правда и бескорыстие... составляют высочайший идеал, заключая в себе могучее проявление силы… Но начинать нам надо сначала: надо приниматься за работу, выпадающую на нашу долю, и постепенно делаться с каждым днем бескорыстнее. Работая, мы должны анализировать мотивы, побуждающие нас к труду… Наступит время, когда, шествуя по жизненным путям, мы станем совершенно бескорыстными;... когда мы этого достигнем, все силы наши будут сосредоточены, и знание, присущее нам, проявится" (Свами Вивекананда. "Карма-Йога").
Гореликова М.В.
Дорогие читатели, если статья вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". Высказывайте Ваши суждения в комментариях, а также поделитесь ссылкой на наш канал с вашими друзьями.