Сегодня мы поговорим о Гофмане, но не сказочнике Эрнесте Теодоре Амадее, а об одном из самых успешных руководителей Кёнигсберга – Германе Теодоре. Впрочем, то, что он сделал для создания комфортной среды проживания жителей Кёнигсберга, нынешним чиновникам Калининграда действительно может показаться нереализуемой сказкой.
Герман Теодор Гофман родился 20 октября 1836 года в деревне Гросс Лаут (совр. пос. Невское, Багратионовский район Калининградской области), в семье кёнигсбергского купца. После завершения Лёбенихтской реальной гимназии и колледжа Фридриха, поступил на юридический факультет «Альбертины».
В период с 1863 по 1866 годы работал правительственным чиновником в Кёнигсберге и Гумбиннене (совр. Гусев), затем 6 лет трудился городским советником и казначеем в хорошо известном для российского престола прусском городе Штеттин (ныне Щецин, Польша) – отсюда родом императрица Екатерина Великая.
В 1872 году набравшийся опыта Гофман возвращается в Кёнигсберг. Сначала работает по предыдущему профилю – казначеем, а с 1884 депутаты городского совета избирают его вторым бургомистром (замглавы города), в круг обязанностей которого входят бытовые и коммунальные вопросы.
Надо понимать, что в те времена это была самая ответственная должность, ведь Европа, в том числе и Восточная Пруссия (с 1871 года – провинция в составе объединенной Германии), скинув с себя оковы Наполеона, с нереальной скоростью и рвением реализует плоды так называемой Британской технологической революции. Повсеместно возводятся гидроэлектростанции, новые заводы и фабрики, прокладывается железнодорожная сеть, появляется телеграфная и телефонная связь.
В ноябре 1893 г. уже уважаемого члена национал-либеральной партии, в возрасте 57 лет, выбирают главой (обер-бургомистром) Кёнигсберга. Этот пост Гофман занимал до смерти. Свою деятельность Герман Теодор начал с самых актуальных на тот момент (частично и до сего дня) вопросов обеспечения населения водопроводом и канализацией.
Первым делом градоначальник занялся проблемой, которая приводила к смертельным болезням. По инициативе Гофмана началось строительство канализационной сети. Этот проект разработал тайный старший строительный советник Вайбе. Водоотводный канал длиной почти 30 километров прокладывали с 1890 по 1898 годы. Его конечной точкой был залив.
Параллельно с этим велись работы по водопроводной сети. Её прообраз в городе появился еще в 1384 году – канал был проложен от Кёнигсберга до Варгена (совр. пос. Котельниково). В 1869 году построена водонапорная станция, сообщавшаяся с прудами Самбийского полуострова. Но лишь в эпоху правления Гофмана, в 1894 году была введена в эксплуатацию насосная станция с подкачкой воды в Хардерсхофе (сейчас в этом здании размещается «Водоканал» на Советском проспекте 120).
В 1887-1895 годах было построено новое водохранилище – Викаукское. Тот самый пруд Великий у пос. Колосовка, где гидротехническое сооружение - башню с затвором, любят снимать приезжие блогеры, часто называя его «красивый домик для кормления лебедей». После этого город не знал проблем с водоснабжение, даже в период бомбардировок и осады в 1945 году.
Гофмана можно назвать первым восточно-прусским эко-активистом, ведь его очень заботило здоровье граждан - он уделял огромное внимание экологии и чистоте улиц. За последнее отвечало специально созданное предприятие по очистке улиц, сотрудники которого выходили на смену аж в 3 утра.
В 1852 году в Кёнигсберге был открыт газовый завод. Газ получали весьма токсичным способом – посредством переработки угля в кокс. Однако горожане были рады, т.к. с его помощью на улицах появилось газовые фонари. А вот Гофман понимал, что такое предприятие в черте города вредит здоровью людей, за которых он несёт ответственность. Да, тогда чиновники переживали о людях.
В 1900 году Герман Теодор потребовал вынести коксогазовый завод в пригород. Для этого по проекту городского строительного советника Фридриха Кригера началось возведение нового газового завода в районе Коссе. Он был запущен в 1902 году, а с 1946 года известен как Калининградский коксогазовый завод.
Из-за производимых ими зловоний были закрыты все частные скотобойни в черте города и в 1893 году единое большое предприятие (скотобойня и мясокомбинат) было запущено в пригороде Розенау. Сейчас этот комплекс зданий сохранился и размещается на Аллее Смелых. Созданный на его основе в 1946 году Калининградский мясокомбинат обанкротился и несколько лет назад был закрыт, что несказанно порадовало жителей этого района Калининграда.
Конечно же, с такой заботой об экологии, Гофман не мог не заняться выбором «правильного» общественного транспорта. Поэтому при нём в Кёнигсберге, после запуска в 1890 году электростанции, в 1895-ом пошёл трамвай – самый экологичный транспорт тех времён. Кёнигсберг стал первым городом Германии с муниципальным трамваем! К началу Второй мировой войны функционировала сеть из 14 маршрутов.
Гофман скончался 6 сентября 1902 года, к тому моменту став почётным гражданином Кёнигсберга. В его честь была названа городская улица (часть современной ул. Краснооктябрьской).
В 1905 г. на берегу пруда Викау (совр. Великий, около пос. Колосовка) был установлен памятный знак: гранитный валун на сложенном из кирпича и окруженном полевыми камнями основании с бронзовой табличкой, на которой был укреплён бронзовый барельеф одного из самых выдающихся управленцев Кёнигсберга и надписью «Обербургомистр Гофман, создатель Викауского пруда и окружающего ландшафта». На данный момент в этом месте остался только сам валун, без памятных атрибутов.
Без сомнения город при власти Гофмана изменился кардинально. Да, можно сделать оговорку, что тогда было время прогресса и он бы неминуемо коснулся и Кёнигсберга. Но! Вопрос в том, когда и насколько быстро. И главное – желание. Сегодня мы тоже живём в век прогресса, но … губернатор жалуется, что в городе изношенная на 90% водопроводная сеть … созданная по инициативе Гофмана почти 130 лет назад.
Продолжение в следующей статье ...
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
P.S.: Подборка статей "Они делали "Новый Кёнигсберг".
- Часть 1/2: Гофман, который не писал, а делал сказки былью в виде водопровода, канализации и чистоты.
- Часть 2/2: Кёрте превратил город из «крепости» в «сад» и создал новый центр с его архитектурой.