Тяжело совершенно атеистичному человеку рассуждать на библейские вопросы, а тем более – обсуждать слова и поступки человека, существование которого считается легендарным. Однако ж, предметом нашего сегодняшнего исследования станет не кто иной, как пророк Моисей, который является героем сразу для трех религий. Другая проблема состоит в том, что многие деяния этого человека были совершены не по его собственной воле, а по приказу главного… То есть, с позиции формальной логики, не он сам во всем виноват.
Первый факт состоит в том, что Моисей был исключительно суровый политик и в отношении отступников принимал очень жесткие меры. Кроме того, он был известен своей коварностью: навел на роптавших против него евреев стаю ядовитых перепелов, после поедания которых у людей открывались язвы. На тех, кто не показал свою покорность и после этого, он натравил пустынных змей. Когда против него поднял мятеж израильтянин Корей, тот вместе с товарищами был живым повергнут в преисподнюю. А те, кто им сочувствовали – наказали чумой.
Другой факт состоит в том, что пророк оказался человеком неблагодарным. Когда он был вынужден бежать в пустыню, разыскиваемый слугами фараона, то нашел пристанище среди кочевого народа мадианитян. Их жрец и вождь выдал за Моисея свою дочь Сепфору и давал ему важные советы по установлению порядка в еврейском походном лагере. А после исхода из Египта этот народ оказал всяческую поддержку своим родичам-израильтянам. Более того, любимая жена спасла своему супругу жизнь, когда тот промедлил с обрезанием своего сына, чем вызвал гнев Всевышнего. Несмотря все это, мадианитяне за искушение евреев в язычество были Моисеем истреблены – за исключением только невинных девушек.
Моисей, в некотором роде, являлся предателем. Хотя, в данном случае на эту ситуацию можно и по-другому смотреть. Он был спущен в корзине на воду своей еврейской матерью, которая хотела спасти его от репрессий со стороны египтян. Но пророка спасла дочь фараона, после чего мальчика воспитали в царской семье. Тем не менее, еще не узнав от Бога о своей национальности, он сразу же перешел на сторону евреев, и лишил жизни египетского надсмотрщика, который поколачивал своего раба.
Моисей нарушал божественные заповеди. Как уже было сказано, он несвоевременно обрезал одного из своих сыновей, и перед глазами Всевышнего, это пришлось делать его жене – мадианитянке Сепфоре. К тому же он то ли не поверил в совершение чуда Господом, то ли неправильно выполнил его волю, когда ударил посохом по скале, и оттуда потекла вода. Так или иначе, по воле божьей, из-за этого он ушел из жизни ранее, нежели его народ завоевал Ханаан.
Моисей очень сурово поступал с теми народами, которые встречались по пути из Египта. Некоторые из них, как моавитяне, идумеи и амаликитяне, сразу показали себя, как враги – с ними велась тяжелая война, до тех пор, пока они не были вынуждены дать дорогу. С мадианитянами был заключен временный союз, который был нарушен после того, как их языческие обряды привели к отступлению евреев от почитания Господа. И с противниками поступали согласно тогдашним нормам гуманности: всех, кроме незамужних девушек, пустили под нож. Правда, точно такие же забавы в то время кто только не устраивал: и египтяне, и вавилоняне, и ассирийцы. Так, что, как говорится, не мы такие, жизнь такая.
Также Моисей был весьма непримирим к своим. Множество раз, и по разным поводам, он расправлялся с самими евреями, и не только виновниками тех или иных проступков, но также с их родственниками. Поводом к этому обычно являлось идолопоклонство, но так же часто – оппозиция самому Моисею.