Найти тему

Как мы создали сервис оценки эффективности оффлайн маркетинга

Оглавление

Совместили оффлайн и онлайн в единый канал продвижения, создали инструмент оценки эффективности оффлайн рекламы.

Привет, меня зовут Алексей Сорокин, я руководитель агентства разработки веб-сервисов и мобильных приложений Softlex. Расскажу о нашем опыте создания веб-сервиса, позволяющего оценить эффективность оффлайн рекламы, поделюсь результатами пилотного внедрения для рекламных кампаний ТНТ, Lamoda, mail.ru, Aviasales, Юнистрим, Ростелеком, Онлайм, Корал Тревел, МТС.

-2

Как было раньше

Наш заказчик, крупный оператор оффлайн рекламных поверхностей (более 15 тысяч поверхностей), поставил перед нами задачу технического проектирования и реализации веб-сервиса, позволяющего рекламодателям собирать, анализировать взаимодействия пользователей с оффлайн рекламными поверхностями, строить сквозную аналитику.

Главной целью стояло изменение текущей модели оценки эффективности оффлайн маркетинга, критерии которой слишком размыты. Способом решения проблемы была выбрана разработка веб-сервиса, в котором рекламодатель мог бы пройти полный путь от создания рекламной кампании до получения сквозной аналитики и социально-демографического среза аудитории, взаимодействовавшей с рекламным оффлайн материалом.

Кратко о задаче

Проанализировав использующиеся в индустрии способы измерения эффективности оффлайн рекламы, мы пришли к выводу, что самым оптимальным вариантом будет размещение на рекламных материалах QR-кодов, при взаимодействии с которыми будет происходить основная магия.

Весь сценарий взаимодействия пользователя с рекламным материалом описывается простой фразой "пришел - увидел - кликнул - перешел", но на этом пользовательском пути необходимо максимально экологично собрать информацию:

  • Где расположен рекламный материал.
  • С какого устройства зашел пользователь.
  • Сколько пользователю лет, какой его пол, какие у него интересы.

Рекламодатель же должен получить инструмент для самостоятельногодоступа к:

  • Созданию маркетинговой кампании.
  • Созданию баннера с уникальным QR кодом.
  • Просмотру сквозной аналитики, включая % конверсии в продажи.

Как стало

Шлюз переадресации

-3

Мы решили создать промежуточный шлюз на стороне сервиса, на который будет попадать пользователь, сканирующий QR-код на рекламной поверхности. Промежуточный шлюз решает сразу несколько задач:

  • Сбор аналитики переходов. Каждый баннер имеет уникальный QR код, поэтому через время можно посчитать эффективность не только кампании, но и конкретного места, например внешнее или внутреннее расположение поверхности рекламной поверхности на автобусной остановке.
  • Сбор социально-демографических данных. При помощи интеграции с Яндекс Метрикой мы решили проблему получения данных о пользователях.
  • Генерация UTM-меток. Каждый пользователь снабжается уникальной UTM-меткой, что позволяет отследить количество целевых действий не только с маркетинговой кампании, но и с конкретной поверхности.
  • Генерация или подстановка необходимого трек-номера Яндекс метрики. Позволяет связывать воедино пользователей из одной географической локации.

Короткие ссылки

Так как каждая единица рекламной продукции обладала уникальным QR кодом с уникальной ссылкой, то возникла необходимость некрасивые ссылки делать более привлекательными. В самом начале и во время пилота пользовались сервисом clck.ru, но позже решили поднять собственную службу.

QR коды

QR коды являются ключевым элементом системы аналитики. При создании рекламной кампании рекламодатель может создать до тысячи QR-кодов, каждый из которых должен быть уникальным. Для мгновенной генерации QR-кодов мы создали отдельный микросервис на AWS Lambda.

Создание рекламных кампаний

-4
-5
-6

В личном кабинете рекламодателя мы предоставили возможность самостоятельного создания рекламных кампаний и просмотра быстрой аналитики. Во время создания рекламной кампании сразу указывается целевая страница, настраиваются QR-коды (количество, цвет, размер), географическое расположение рекламных поверхностей, добавляется еще немного магии и рекламная кампания готова.

-7

Можно как скачать QR-коды для самостоятельного внедрения в макеты, так и приложить свой макет и генерировать уже готовые для печати материалы. Функция выглядит простой, но макеты обычно огромного размера (100 мегабайт), поэтому для генерации сотни-другой готовых рекламных материалов в пределах нескольких секунд, мы также использовали AWS Lambda.

Аналитика

-8

Вишенка на торте - это возможность получения детальной аналитики внутри сервиса. Широкий перечень разнообразных отчетов позволяет понять какие рекламные материалы эффективны, где находились пользователи в момент перехода, какая итоговая конверсия в целевое действие и многое другое.

Благодаря интеграции с Яндекс Метрикой и высокому уровню фиксации пользовательских действий мы могли сказать, стоит ли в конкретной географической точке рекламировать премиум сегмент или лучше выбрать другую зону для размещения.

Продакт-менеджер проекта как-то задался вопросом, чаще покупают пользователи Android или iOS, и был удивлен, что и на такой вопрос есть ответ. Всё потому что эти данные мы тоже собирали, анализировали.

Технологический стек

Для реализации проекта был выбран следующий технологический стек:

  • Frontend - React.js
  • Backend - PHP Laravel
  • Генерация QR кодов и баннеров - AWS Lambda

Пилотный запуск и результат

-9

Пилотный запуск проекта оказался масштабнее, чем мы думали. Под него были выделены 14 000 рекламных оффлайн поверхностей, а не 500, как сначала планировалось.

С помощью реализованного функционала такие известные рекламодатели как ТНТ, Lamoda, mail.ru, Aviasales, Юнистрим, Ростелеком, Онлайм, Корал Тревел, МТС смогли проследить историю пользователя и покупателя вплоть до конкретной географической точки первого взаимодействия и выстроить оценку результата рекламных кампаний не вокруг догадок или субъективных мнений, как это было раньше, а на основании конкретных цифр, собранных и проанализированных автоматически.

Таким образом, разработанный нашей командой веб-сервис полностью оправдал себя как средство аналитики эффективности офлайн маркетинга.

Как показала обратная связь от заказчика, уже за время тестирования гипотезы отдельные рекламодатели значительно усовершенствовали свой подход к проведению рекламных кампаний.

Дальнейшая судьба проекта

Но, как иногда происходит в крупных корпорациях, в силу внутренних причин проект был приостановлен, а потом забыт.