Найти тему

Зона комфорта

Бедная Катерина! Она многого не знает из того, что знает душа ее.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Люди ‒ социальные существа. И потому предательство кажется нам едва ли не самым ужасным, что можно ждать от близкого человека. Мы боимся, что тот, кому мы доверились, окажется не тем кем кажется. Но порой подобные страхи воплощаются слишком буквально.
***

– Ну вот почему?! Можешь объяснить, почему девчонки на меня внимания не обращают?

Крошечный метеор сигаретного окурка описал дугу и устремился к земле. Игорь и Кристина стояли на крыше многоэтажки спального района. Коротко стриженный юноша в джинсах и толстовке столь же типовых, что и здание под ним, и девушка, одетая в нагромождение причудливо сшитых друг с другом лоскутков и просторные турецкие шаровары. Внизу, там, куда отправилась падающая звезда окурка, у парадной стояла их компания. Подобно динозаврам, они не заметили падающий на них метеорит. Не заметили они несколько раньше и то, что парочка улизнула. И вот теперь молодой человек мрачно пытался выпытать у подруги простые ответы о жизни.

– Вот ты! Ты ж тоже девчонка. Ну вот скажи мне, чем я плох? ‒ распалялся Игорь
– Да хорош ты, хорош, ‒ устало вздохнула Кристина. ‒ Успокойся. Просто ты сам себя выставляешь в определённой роли. Ты хороший парень. А у этого амплуа особенное условие: его пара никогда не бывает главной героиней. Ну а девушки, сам понимаешь, на вторые роли не размениваются.
– Да причём тут амплуа? Мы ж не на сцене.
– Ну тут ведь как. Слушай…

Кристина, задумчиво склонив голову, уставилась на собеседника. Улыбка стала более рассеянной, а лоб пошёл волнами морщинок.

– Слушаю. Ты выглядишь так, словно собираешься мне что-то предложить.
– Так и есть, в общем-то. И теперь вот прикидываю, хватит ли тебе в этот раз придури, чтобы согласиться.

Игорь отвлёкся от созерцания крыш и недоумённо уставился на Кристину.

– Погоди. Ты что, решила героиню второго плана сыграть?
– Чего? Нет, конечно, не глупи! Меня парни вообще не интересуют.
– В смысле? Ты что ли…
– Так, ты давай, приструни воображение. Девушки меня тоже не интересуют. Вы, люди, для меня ‒ просто музы. Мне нравится, как вы думаете, как представляете себе окружающий мир. Настоящая красота появляется только из преодоления ограничений. Так что истинное искусство доступно вот как раз таким как вы: ограниченным в ментальном плане существам.
– Ну спасибо. Можно подумать, сама ты не человек.
– Можно. И это будет правильно. Слушай. Я тебе подобное предлагаю уже не впервые, но ты обычно трусишь, и приходится тебе стирать память. Как думаешь, теперь ты накопил достаточно смелости?

***

Голова болела. Всё тело болело. Это было странно: вечеринка вчера удалась на славу, но Игорь, по своему обыкновению, особо не пил. Да вот только окончание вечера вспомнить всё равно не мог. И как добрался домой ‒ тоже.

Стискивая виски ладонями, Игорь осмотрелся. Дом родной выглядел непривычно. Как-то слишком просто, грязно. Мелко переступая плохо слушающимися ногами, страдалец отправился на кухню. Проходя мимо зеркала, бросил в него беглый взгляд. И замер. Несомненно, в отражении был он сам. Но облик его подвергся тем же изменениям, что и окружающая квартира. Словно вместо отфотошопленной гламурной фотографии, он увидел изначальный снимок.

Постепенно в памяти начало всплывать окончание вечера. Крыша, разговор с подругой, которую он, знал с детства. Или ему это только казалось, что знал? И совершенно дикие слова врезаются в подкорку.

“Людей вывели специально – вы практически универсальный вид, пригодный для любых работ и удовольствий”.
“Вы потому ничего и не видите, что на ваше восприятие наложено множество фильтров. Странного не видеть, непонятному находить приемлемые объяснения”.

И неожиданное предложение, ставшее итогом череды откровений:

“Ваше отношение к сексу оттуда же. Вы уйму сил и внимания тратите на пляски вокруг простого процесса размножения. И если тебя уж так гнетёт, что твои брачные игры никому не интересны, я могу тебя взять в большой мир. Среди нелюдей отношение к удовольствию более простое. Только тебе стоит быть готовым, что теперь ты можешь оказаться пассивной стороной. Принимать ухаживания, знаешь ли, тоже непростая работа, даже если они тебе по душе.”

Игорь согласился. Это он помнил точно. Но вот что именно произошло дальше – всё ещё отказывалось выплывать из тумана забвения. Впрочем, теперь стало понятно, что делать дальше. Нужно идти к ней. К Кристине. К девушке-сюрпризу. Теперь он даже не был уверен, действительно ли она его подруга и правда ли они были знакомы до вчерашнего вечера. Да нет, она же говорила, что делает подобное предложение уже не впервые. Значит… Чёрт, да что угодно это может значить.

Практически на автомате парень провёл утреннее обслуживание своего тела, экипировался перед выходом на улицу и покинул дом. Словно ребёнок, ещё не утративший способности восхищаться окружающим миром, или наркоман, залипающий на свои видения, он замер на выходе из парадной.

Небеса больше не были пусты. Вместо горизонта, ограничивающего видимость, теперь вздымались складки новой геометрии реальности. Земля вздыбливалась, превращая мир в трёхмерный вечно перетекающий узор. Среди знакомых зданий, висящих на практически отвесных стенах, были и новые, только теперь проступившие из невидимых раньше складок бытия.

Реальность раздвинулась. будто бы кто-то раскрыл веер с удивительным рисунком. И в этом была проблема: теперь Игорь не понимал, где в новой топологии мира располагается дорога, что приведёт его к Кристине. Той, кто сможет всё объяснить. Ладно, пусть не всё, но хоть что-то. Он почти наугад выбрал путь, напоминающий картинку, что хранилась в памяти.

***

Порой говорят, что у пешеходов есть своего рода избирательная слепота. Идя пешком, мы видим лишь доступную нам дорогу и не замечаем, сколько места на улицах отдано машинам. Картина, которую Игорь видел, была чем-то сродни этому явлению. Пространства вокруг стало гораздо больше. Многие пути, что раньше казались ему прямыми, теперь огибали огромные невидимые области, занятые текучими и искривлёнными строениями. А среди людей, не таясь, жили все те создания, о которых рассказывали легенды и сказки.

Тут была целая уйма странных существ. Монстров. Козлоногие пьяницы, женщины, состоящие из воды или живого дерева, крылатые люди, источающие свет, четырёхгранные столбы, словно повёрнутые к Игорю всеми четырьмя сторонами сразу, и на каждой из которых красовался живой барельеф.

– Маленький, ты заблудился?

Игорь не сразу понял, что слова обращены к нему. Только когда путь ему преградила покрытая волосками поблескивающая чёрная палка, парень обернулся. Прямо на него смотрело огромное, размером с его торс, лицо, отдалённо напоминающее человеческое. Безгубый рот, усеянный мелкими треугольными зубами, вывернутый как у летучей мыши нос, глаза, без, собственно, глаз – чёрные провалы в никуда. И ещё страшнее то, что было вокруг этого лица. Клубящаяся масса, из которой поминутно вырастали, затвердевая, то лапы огромного насекомого, то извивающиеся жгуты, то новые лица, ещё меньше похожие на человеческие.

Парень заорал от ужаса. Перескочив лапу, которой существо преградило ему дорогу, он кинулся бежать.
– Ему страшно, он потерялся, видимо. Нельзя его одного на улице оставлять, он погибнет тут, – звучали позади приговором жуткие пророчества.

Обернувшись через плечо, он увидел, что его преследуют. Вырастающая сама из себя туча, изрезанная прожилками молний, неслась следом. Адреналин подхлестнул Игоря. Теперь он ощущал себя паникующим зверем. Не обращая внимания на резь в боку и захлёбывающееся сердце, он нёсся прочь от монстра.

Резкий удар в спину прервал его бегство. Едва не сломав рёбра, его придавили к земле.
– Стой ты, дурилка, я ж тебе помочь хочу. Ты бездомный? Я тебя к себе заберу. Будешь у меня жить. Да не бойся ты.
– Извините, кажется, вы поймали моего человека, – сладчайшей музыкой прозвучал голос той, с кого начался весь этот кошмар.

***

Как Кристина забирала Игоря, как вела его в свой дом, в голове парня слилось в единый ком образов, как бывает во время горячечного абсурдного сна. И только оказавшись в безопасности он начал немного приходить в себя. И вот теперь он уставился на подругу.

Выглядела она предельно необычно. Словно бы по контуру невидимой человеческой фигуры наклеили уйму больших и маленьких перетекающих друг в друга оккультных символов. Странные значки, непонятные письмена и геометрические фигуры. И вместе с тем парень понимал каждый из этих сигилов. Каждый из них нёс смысл той части тела, на месте которой располагался.
– Что смотришь? Нравлюсь?
– Ты кто вообще? Ну, по природе своей.

Девушка-символ вздохнула. Он угадал, что она смотрит на него скосив глаза. Такой почти флиртующий жест, теряющий интимный смысл в общении друзей.

– Я в этом обществе что-то вроде поэта. Только рифмую не слова. А, скажем так, принципы. Не знаю, как тебе это иначе объяснить. Но такие как я, умеют отделять отдельные аспекты от их носителей. Ты вот не замечаешь, а я с тебя сейчас страх сматываю. Первосортный, надо сказать.

Игорь отхлебнул чай. Кружка, в которую тот был налит, и стул, на котором парень сидел, были едва ли не единственными стабильными вещами в окружающей их комнате. Если не присматриваться, казалось, что на все поверхности вокруг выводятся в реальном времени изображения чатов, бесед и оживлённых форумов. Ну или постоянно исполняющиеся длинные программы. Если же присмотреться, оказывалось, что поверхности и состоят из переплетающихся строчек. Бессмысленные, на человеческий взгляд, символы непрестанно взаимодействовали друг с другом, изменяясь, перескакивая и планомерно двигаясь по сложным траекториям.

– Ну хорошо. А с тобой мы действительно знакомы?
– Ещё как! Ты моя самая главная муза. Ты достаточно странный, чтобы согласиться уйти в другой мир, но при этом достаточно трусливый, чтобы не оставаться в нём надолго. Это уже восьмой раз, как ты тут оказываешься. У моих соз… У моих читателей ты, пожалуй, любимый герой.
– И что, ты теперь опять сотрёшь мне память и будешь ждать следующего раза, когда я тебе плакаться начну?
– А это ты сам решай. Можешь остаться. Но свой статус в этом мире ты, наверное, уже понял. Ты тут, в лучшем случае, что-то вроде бездомного котёнка. Кто-то, может, и пожалеет, а кто-то – прибьёт ради забавы. Или сожрёт, или душу выпьет, или промоет мозги и сделает рабом, или…
– Ладно, ладно, я понял. Слушай, а можешь так сделать, чтобы память у меня осталась, а видеть это всё я перестал? Ну, чтобы я как-то подготовился, что ли, к следующему разу. Магию там подучил.
– Где ты магию подучить собрался? Ваша человеческая магия – это наука и коллективизм. От любой другой вы с ума сходите. И нет, это так не работает. Это как сон. Если понимаешь, что спишь, то всё сразу меняется. Так и тут. Если ты знаешь, как оно всё на самом деле, то не видеть этого не сможешь.
– А если я останусь тут... Ну, раз ты говоришь, что я всё равно что котёнок, – может, к себе меня возьмёшь?
– Извини, человечек, не могу. Это слишком большая ответственность. С тобой же гулять надо будет, прививки тебе делать. А когда один из вас долго постоянно живёт рядом с одним из нас, то человек начинает меняться, постепенно становиться нелюдем. А это, знаешь, как одновременно взрослеть и переживать похмелье с простудой посреди холодного леса. Ты мне, в общем-то, нравишься, я тебе такой участи не желаю.

Парень слегка поёжился. Посмотрел в окно, за которым расстилался фантастический пейзаж.
– А если я расскажу о вас?
– Попробуй. Я ж говорила, на вас, людей, наложены дары неведенья. Не замечать странного, самостоятельно искать рациональные объяснения, забывать то, что объяснить не получается. Там десять даров, кажется. Начнёшь рассказывать, тебя свои же в дурку и упекут.

Парень недовольно поджал губы, кивнул, поднёс к губам кружку. Так и не отпив, спросил.
– А если я про вас фантастику напишу? Получится, что верить мне не обязательно, но кто-то наверняка поверит. Это уже что-то.

Контуры графов исказились, в магических печатях появился символ неопределённости. Кристина пожала плечами.
– Попробуй. Если слишком хорошо будешь описывать, за тобой уже кто-то из наших придёт. Ну и тут уж как повезёт. Может в ученики взять. А может сожрать, выпить душу. Ну и дальше по списку.

Игорь мрачно уставился в кружку.
– Ладно. Тогда стирай мне память. Только давай не сейчас. Дай мне сутки.
– Это можно. И, знаешь, ты первый раз о таком просишь. Видимо, и правда посмелее стал. Может в следующий раз и решишься остаться. И кстати, если и правда писать решил, лучше найди какое-нибудь сообщество писателей. Такое, чтоб там нормы на творчество были. Мол, вынь да полож раз в месяц продукт жизнедеятельности своей души. Ну, чтобы ты как бы по заданию писал. Это может быть зачтено как принуждение, а такие вещи обычно считаются смягчающими вину.

***

Вот такой текст я нашёл на своём старом жёстком диске. Не помню, чтобы я писал что-то подобное. Но это ничего не значит. Последнее время я вообще всё чаще забываю, что со мной происходит. Порой целые недели выпадают из памяти.

Сейчас, когда я дочитал этот текст, моя зона комфорта сузилась всего до нескольких метров: того пространства, с которого я не могу увидеть окно. Не то чтобы я верил написанному, – подобных сочинений по всемирной паутине ходит не один десяток тысяч. И всё же что-то изменилось. Словно я и правда прочитал во сне подсказку, что сплю.


И если так, то лучшее, что я могу сделать с этим текстом – показать его людям. И ведь ты тоже не просто так любишь фантастику, читатель. В твоей душе есть уверенность, что с реальностью всё не так просто. Если случится, что прочтение этих строк оказалось той соломинкой, что переломила хребет верблюду, до сих пор закрывавшему от тебя горизонт, прости меня. И не благодари. Это пусть и проблемный, но прекрасный подарок.

Автор: Игорь Лосев

Больше рассказов в группе БОЛЬШОЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ