Страниц: 350
Оценка: 8/10
Первое издание: 1850 г.
Увлекательность: 7/10
Прописанность героев: 7/10
Сюжет: 7/10
Глубина: 9/10
Эмоции: 7/10
Идея: 9/10
Потихонечку я протягиваю свои руки в сторону классики. Не помню уж, как эта книга оказалась в моём списке: автор мне незнаком, сюжет не то чтобы интересен. Но нужно знакомиться с классикой, поэтому я прилежно принялась за «Алую букву».
Главную героиню зовут Эстер Прин. Впервые мы с ней встречаемся, когда её выпускают из камеры и отправляют на площадь позора. На руках у неё трёхмесячный ребёнок: доказательство того позора, что не может вынести пуританское общество семнадцатого века. Эстер не говорит, кто отец ребёнка, но это уж точно не законный муж, пропавший несколько лет назад. Девушка вышивает букву А (от адюльтер) и прикрепляет к своему платью: теперь она обязана всегда ходить с ней, как вечной меткой позора.
На самом деле, я не до конца поняла идею автора. И, возможно, та немногая понятая мной часть вовсе противоречит его задумке.
Сюжета здесь как такового не очень много. Нам показывают жизнь Эстер Прин как вечной изгнанницы: никто в неё камни не кидает, какие-то горожане даже заказывают у неё искусно сшитые наряды, но общаться с ней никто не желает. Здесь вы увидите не интересный сюжет, а станете свидетелем мучений и терзаний героев, причина которых довольно грустна.
Писатель показывает жуткий мир пуритан во времена первых поселенцев в США. Их суровые и неадекватные правила диктуют людям с точности до сантиметра, как жить, куда ходить, с кем общаться и о чём думать. Это было религиозное общество, которое ставило правила превыше комфорта, разума и адекватности. И не будь в нём таких строгих рамок на грани фанатичности, всей этой истории не случилось бы.
Представьте сами: заточить женщину в тюрьме за то, что она беременна, а муж числится пропавшим. Общаться с ней, как с прокажённой, и видеть в её ребёнке что-то из проделок дьявола. И, знаете, что-то мне подсказывает, что автор не сильно то и преувеличил в романе эту грань реальности.
Несмотря на такие жуткие условия Эстер продолжает высоко держать голову, воспринимая алую букву на платье как оберег и свидетельство своей силы.
Второй главный герой истории — пастор, который мучается от несоответствия его чина и чаяний. В отличие от Эстер он не находит источник силы в своём же проступке. Наоборот — из-за него он чахнет, считая себя недостойным должности и тайно желая освободиться от всего этого и сбежать от столь жестокого общества.
А третий герой изнывает от жажды мести. Нам описывают его как неприятного внешне человека, который полностью захвачен лишь одной мыслью — как бы отомстить.
Это ещё больше оттеняет невинность Эстер и пастора, которые, на самом деле, не сделали ничего плохого. Просто не послушались правил общества, которое их окружает.
Я в книге увидела именно ужасы религиозного фанатизма, но не знаю, что точно туда вкладывал автор. Каждый раз, когда я читаю о первых поселенцах-пуританах, меня передёргивает. Я не понимаю, каково было жить рядом с людьми, которые будут хорошо к тебе относиться ровно до момента проступка. А после — подвергать остракизму, будто впервые тебя видят.
Мне книга показалась не слишком увлекательной. Очень уж она неспешная, а слог чрезвычайно увесистый. «Алая буква» — шикарное снотворное, если не успеешь убежать к более интересным занятиям.
Однако тема, поднятая писателем, довольно интересна. То, что воспринималось как бунт и дьявольские помыслы в семнадцатом веке, сейчас даже никто не заметит. Страшно представить, сколько судеб людей было искалечено такими предрассудками.