Найти тему
Катехизис и Катарсис

Борьба против искусства в Византии

Мозаика — воистину визитная карточка византийского искусства. К великому несчастью, ещё с 30-х годов VIII века у ромейских властей ум отправился в долгую прогулку за разум. Так, в 754 году императором Константином V был созван Иерийский собор, более известный как Иконоборческий. На этом соборе были приняты постановления, осуждающие поклонение иконам:

"Кто старается изобразить на память на иконах бездушными и безгласными вещественными красками лики святых, не приносящие никакой пользы, потому что это глупая затея и изобретение дьявольского коварства, вместо того, чтобы добродетели их, о которых повествуется в писаниях, изображать в самих себе, как бы некоторые одушевлённые образы их, и таким образом возбуждать в себе ревность быть подобными им, как говорили божественные отцы наши, да будет ему анафема."

Конкретно о мозаике в этой цитате не говорится, но для неё наступили не менее тяжёлые времена, чем для икон. По завершению Собора по всем византийским церквам, особенно в Константинополе, стали проходить массовые акции уничтожения художественных произведений. Иконы топились и сжигались, фрески замазывались, ну а мозаики попросту сбивались.

Чёрный период иконоборчества продолжался более столетия и официально завершился лишь в 843 году стараниями императрицы Феодоры. Христианское изобразительное искусство окончательно вышло из своего положения вне закона и снова начало радовать глаз обывателей. А что до Константина V, то ему ещё при жизни обозлённые иконопочитатели придумали прозвище Копроним (букв. "Навозный"). Таким тираном и душегубом запомнился ромеям этот далеко не самый бездарный император. Но его военных успехов в войнах с болгарами и арабами оказалось недостаточно, чтобы сгладить эдакую "гражданскую культурную" войну, что он развязал против части своих подданных.

Спустя ещё столетие после восстановления иконопочитания в южной части Храма Святой Софии была создана мозаика, которую я избрал в качестве "шапки" своего блога. На ней изображена Богородица с младенцем. А по обе руки от неё стоят двое мужчин, сыгравших ключевую роль в становлении Византии. Мужчина, что стоит слева от Богородицы — римский император Константин I, посвящающий ей Константинополь, новую столицу Римской империи. Тот же мужчина, что стоит справа от Богородицы - восточно-римский император Юстиниан I, посвящающий ей жемчужину Константинополя: Храм Святой Софии.

Автор - Византийский хронист