Наши американские коллеги в рамках завершившейся на днях в Лас-Вегасе выставки и конференции World Tea Conference + Expo объявили победителей 2023 World Tea Best of Awards. Эта премия очень похожа на нашего «Человека года», только проводится в нескольких номинациях. Ну то есть российский «Человек года» носит интегральный характер и его дают за все хорошее, начиная от реализации конкретного проекта и заканчивая каким-либо юбилеем. А американцы отдельно отмечают спикеров, ютуб-каналы, сообщества и все такое прочее — список номинаций у них каждый года разный.
Некоторые номинации очень интересны. Например, «Самая креативная маркетинговая программа». К сожалению, удовлетворить этот интерес пока невозможно, потому что о самих маркетинговых программах узнать негде и что в них там такого необычного, не ясно. Ну а победитель в этой номинации — компания Bewley USA Retail, торгующая в Америке ирландскими вкусняшками — на своем сайте и в своих соцсетях собственную победу и вовсе пока игнорирует. Что, кстати, довольно креативно.
Интересна также номинация «Самый вдохновленный чаем шеф-повар» — но там пока тоже нет ничего кроме имен. Надеюсь, что на сайте выставки в конце концов появится более подробная информация и о креативном маркетинге, и о вдохновленных шефах. А то пока такой информации нет, возникает ощущение, что лучшего чайного шефа выбирали по расовому признаку, потому что все остальные финалисты — белые.
Некоторые номинации очень специфичны и в значительной степени характеризуют американский чайный рынок — я сейчас, конечно, про «Лучшую боба-компанию». Как из списка номинантов можно было выбрать лучшего, я вообще не представляю. Я бы в этой ситуации или спички тянул, или по количеству подписчиков в инстаграме выбирал… Ну и «Самая озабоченная устойчивым развитием компания» из той же оперы.
Над некоторыми номинациями невозможно не стебаться. По самым инновационным чайным приложениям я ходил ногами еще на этапе народного голосования. Но эта номинация меркнет по сравнению с «Самым влиятельным глобальным чайным проектом». Не, я понимаю, что словесная глобализация — это такая американская фишка. Но вот список номинантов.
Ethical Tea Partnership, Tea Association of the U.S.A. Inc., Tea & Herbal Association of Canada, The Sustainable Trade Initiative, European Specialty Tea Association. Я с уважение отношусь к тем из этих проектов, деятельность которых хоть немного представляю — но назвать их глобальными и влиятельными у меня бы язык не повернулся.
Хотя и про уважение я, пожалуй, немного загнул. К деятельность Ethical Tea Partnership, которое, кстати, победило в смешной глобальной номинации, я отношусь с этическим подозрением. Я не могу отделаться от ощущение, что основная цель работы этой организации состоит в создании актуального интерфейса хищнической эксплуатации африканских, в первую очередь, чайных ресурсов крупными чайными компаниями. Ну как это раньше работало. Приплывали на африканский берег какие-либо португальцы, голландцы или англичане, договаривались с прибрежными племенами, снабжали их зеркалами и оружием — и прибрежные племена отправлялись вглубь Африки за рабами.
Теперь работорговля считается не очень красивой, поэтому и интерфейс немного изменился. В Африку приезжают представители проекта, созданного крупными чайными компаниями, договариваются с местными инициативщиками, снабжают их чем-либо престижным и этикой — и отправляют их в поля, нести новое этическое слово. Таким образом, на мой взгляд, создаются условия, при которых сначала работать в рамках инспирированной крупным чайным бизнесом этики будет просто выгоднее. А через некоторое время иначе работать будет просто невозможно. На мой взгляд, реальная и системная помощь действительно нуждающимся чайным фермерам и работникам чайных плантаций лежит совсем в другой плоскости. При этом, что особенно неприятно, каждое конкретное действие и каждый конкретный человек в этой этической парадигме заслуживают уважения и полезны. Но в целом вся эта система производит на меня очень странное впечатление.
Хотя, возможно, у меня паранойя или ценностная нестыковка. Американский чайный рынок из-за океана вообще выглядит причудливым. И мне лично чем-то напоминает американский рынок водки. В стереотипном обывательском представлении никто ведь не будет воспринимать водочную культуру и водочный рынок США всерьез, правда? Что они там вообще могут в водке понимать! Но стоит узнать о том, что в денежном выражении американский рынок водки на порядок превосходит российский — и от пренебрежения не остается ни следа. Они там тоже понимают в водке. Только иначе.
Вот и с чаем такая же фигня. Американский чайный рынок оценивается в 13,5 миллиардов долларов и в денежном выражении является четвертым по величине чайным рынком в мире — после Китая, Индии и Японии. Такая мощная денежная величина американского чайного рынка связана как с тем, что США изначально потребляет более дорогой чай, так и с тем, что на основе чая создана развитая система создании добавленной стоимости — в этом американцы традиционно очень сильны. С водкой, кстати, ровно такая же ситуация.
Ну и чтобы закрыть тему причудливости американского чайного рынка, вот список ключевых поставщиков чая в США в денежном, опять же, выражении. На первом месте — Япония. На втором — и с заметным отрывом, примерно на 20% — Индия. На третьем — Аргентина. На четвертом — Китай, который вручает от продажи чая в США на треть меньше денег, чем Япония. Ну а потом Шри-Ланка, Тайвань, Канада и Великобритания.
Пусть вас не смущают Канада и Великобритания как поставщики чая — речь, конечно, идет о чае, расфасованном в потребительскую упаковку, типа Twinings. Ну и не нужно забывать, что в Канаде работают DavidsTea и Camellia Sinensis — проекты, весьма популярные во всей Северной Америке. Значительная часть японского чая, кстати, тоже ввозится в США в потребительской упаковке — что усугубляет ведущее положение японского чая на американском рынке в денежном исчислении. Ну а удивительная для нас Аргентина и вовсе объясняется просто. Аргентинский черный чай традиционно считается лучшим сырьем для производства чая в бутылочках. Потому что долго не мутнеет. Есть у него такая забавная специфика — и американский рынок потребляет его как не в себя.