Найти в Дзене
Историк-любитель

В небе "Ночные ведьмы"!

Оглавление

У войны не женское лицо, как говорят мужчины. Но и они не могут недооценивать роль женщин на фронтах - медики, радистки, снайпера, даже танкисты среди женщин были. Но одно воинское подразделение, по словам немецких ветеранов, сумело навести страх даже на закалённых в боях солдат - речь о знаменитом 588 ночном легкобомбардировочном полку, более известном как “Ночные ведьмы”.

Самолёты У-2 в полёте. Фотография в свободном доступе.
Самолёты У-2 в полёте. Фотография в свободном доступе.

История подразделения

Замысел по созданию чисто женского воинского подразделения созрел в голове Марины Михайловны Расковой, уже тогда бывшей Героем Советского Союза (между прочим, одна из первых женщин - обладательниц такого звания). Стараясь помочь стране, она всеми силами рвалась на фронт - но была весьма ценным на тот момент кадром, чтобы ей можно было рисковать в бою. Опытный инструктор, да ещё такого уровня, в тылу может помочь Родине больше, чем на фронте, особенно учитывая лётную специализацию Расковой - она не имела опыта полётов на боевых самолётах. В то же время немецкие лётчики на тот момент практически все были опытными пилотами боевых самолётов, что вкупе с “волчьей” тактиков составляли серьёзную угрозу советским “соколам”.

Марина Михайловна Раскова, основатель трёх женских авиаподразделений. Фотография в свободном доступе.
Марина Михайловна Раскова, основатель трёх женских авиаподразделений. Фотография в свободном доступе.

Пытаясь прорваться на фронт, она даже добилась частной аудиенции со Сталиным, прося разрешения отправиться на фронт - но даже знакомство с Вождём не помогло. Тогда Раскова пошла на рискованный шаг - она самостоятельно разработала план по созданию чисто женского лётного подразделения, которое занималось бы решением нужных для фронта задач. Идея по созданию женских боевых отрядов не была нонсенсом (например, «батальон Бочкарёвой»), но не встречала особого одобрения - мало кто верил, что вчерашние девчонки могут быстро обучиться летать на боевых самолётах. И вновь пошли бесконечные споры с чиновниками и военными всех рангов, и везде Раскова смогла убедить оппонентов в своей правоте. Самый рискованный шаг Раскова сделала в октябре 1941 года - она вновь добилась аудиенции у Сталина, где по полочкам и внятно смогла разложить, для чего и как можно использовать женские авиаподразделения. И 8 октября 1941 года Отец народов подписал указ Наркомата обороны №0099, согласно которому Расковой надлежало создать целых три подразделения - это был серьёзный политический и идеологический шаг. Ведь если бы идея знаменитой лётчицы оправдалась, это стало бы моральным стимулом для всех идти на фронта, ковать победу - неважно, в бою или ударным социалистическим трудом. Вскоре полки начали формировать, командир полка скрупулёзно отбирала кандидаток из желавших попасть на фронт выпускниц авиашкол, лётчиц Гражданской авиации, шерстила и авиаклубы. И уже к 1 декабря 1941 удалось создать три почти боеспособных полка — 586 истребительный, 587 ближнебомбардировочный и 588 ночной бомбардировочный. “Почти” - потому что на первых порах полки оснащались по большей части устаревшими самолётами (Су-2, У-2 (По-2) и Як-1 были основными машинами в полках).

У-2ЛНБ, штатный самолёт 588 ночного легкобомбардировочного полка. Поздняя модификация, оснащённая 7,62-мм пулемётом. Фотография в свободном доступе.
У-2ЛНБ, штатный самолёт 588 ночного легкобомбардировочного полка. Поздняя модификация, оснащённая 7,62-мм пулемётом. Фотография в свободном доступе.

Лишь личное вмешательство в формирование полков НарКома авиационной промышленности Шахурина, к которому Раскова обратилась за помощью в комплектовании. Лишь после этого в полки были поставлены современные бомбардировщики Пе-2, доукопмлектовали истребителями Як-1. Единственное, что она просила не трогать - это 588-й ночной легкобомбардировочный полк, ибо она узрела положительные возможности маленького У-2ЛНБ. В комплектации полка немалую роль сыграла личность командира подразделения — уже к 1 декабря 1941 года полк был укомплектован как личным составом, так и техникой, и был готов к выполнению боевых задач. В строю находилось двадцать самолётов У-2ЛНБ с полным штатом лётчиц (сорок человек), а также семдесят пять человек технического состава. Примечательно, что 588-й полк состоял исключительно из женщин, в отличие от остальных формирований подразделения, где был смешанный состав. Однако укомплектованный боеспособный полк всё ещё держали в тылу, в составе резервной армии, где он и находился до мая 1942 года. Как ни рвалась командир полка (Бершанская Евдокия Давыдовна) в бой, их никто не воспринимал всерьёз до момента представления внятной тактики боя — во-первых, У-2 никто не считал серьёзной машиной, а молоденьких девчушек-лётчиц откровенно жалели. Но 27 мая 1942 года “Дунькин полк”, как его называли за глаза, был передислоцирован в Сальские степи (ныне это восток Ростовской области), где и начал свою боевую историю.

Евдокия Давыдовна Бершанская, командир 588 НЛБАП. Фотография в свободном доступе.
Евдокия Давыдовна Бершанская, командир 588 НЛБАП. Фотография в свободном доступе.

А история была поистине славной - вчерашние десятиклассницы на стареньких самолётах оказались настолько эффективным сочетанием, что сумели наводить страх даже на матёрых солдат противника. За четыре с небольшим года своего существования, 588-й ночной легкобомбардировочный полк совершил чуть меньше 24 тысяч боевых вылетов (разумеется, это общая цифра по всем самолётам полка) - порой перерыв между вылетами составлял всего 8-10 минут, а за ночь лётчицы могли совершить до 12 вылетов (в зависимости от длины ночи). За всё это время полк безвозвратно потерял двадцать три человека и двадцать восемь самолётов. И всё это несмотря на то, что против них выступали и зенитчики, и пехотные подразделения, и даже ночные истребители Люфтвафе…

Вооружение

Полк был укомплектован “новейшими” самолётами У-2ЛНБ, которые не сильно отличались от первоначальной модели - добавили лишь кольцевой глушитель, слегка усилили крылья, а также установили систему запуска двигателя из кабины лётчика. Благодаря этому удалось увеличить бомбовое вооружение самолёта, а также модификация позволяла практически незаметно подбираться к позициям противника на малых высотах, а бомбометание проводить во время планирующего полёта. В остальном это был тот самый «рус фанер», как его прозвали немцы, со всеми вытекающими - У-2 изготавливался из фанеры и перкали, был уязвим для пехотного оружия (при удачном стечении обстоятельств, его можно было сбить и при помощи пистолет-пулемёта MP-38/40. В ответ лётчицы могли только бомбить или метать гранаты через борт своего “кукурузника” - иного вооружения на самолётах не было до 1944 года, когда на эти самолёты не придумали оснащать пулемётами.

Догнать маленький самолётик эта махина могла легко, но из-за слишком большой мощности двигателей, долго удерживаться на хвосте У-2 этот Messerschmitt не мог. Фотография в свободном доступе.
Догнать маленький самолётик эта махина могла легко, но из-за слишком большой мощности двигателей, долго удерживаться на хвосте У-2 этот Messerschmitt не мог. Фотография в свободном доступе.

Поначалу против 588 НЛБАП применяли лишь артиллерию, пулемёты и зенитные орудия. Но поди вычисли, где летает маленький самолётик в ночи - поймать его на луч прожектора было сложно из-за практически полного отсутствия шума. Так было до того момента, пока на “ночных ведьм” (как их назвали немцы за тактику боя) не выпустили эскадрилью “ночных охотников”, которые летали на ночных Messerschmitt Bf.110. Тогда у 588 полка начались серьёзные проблемы - противопоставить мощному истребителю лётчицы могли только два штатных ТТ. Однако сбить У-2 оказалось нелегко — во-первых летал “рус фанер” весьма низко (“не выше кукурузы, как шутили в РККА”), во-вторых, его малая скорость была плюсом в противостоянии — немецким истребителям приходилось атаковать либо в пикировании (из-за высокой скорости в падении, истребитель сильно трясло и прицелиться было сложно), либо преследуя самолётик практически на скорости сваливания. В-третьих, благодаря своей окраске, его тяжело было заметить на фоне леса даже в лучах прожектора. Ну а в заключении - живучесть У-2 была выше всяких похвал.

Тактика

Действовали лётчицы следующим образом - подлетая к позиции противника, экипаж выключал двигатели (таким образом был слышен лишь шум рассекаемого крыльями воздуха), а оказавшись над позициями противника, сбрасывали бомбы, зажигательные и ручные гранаты. Отбомбившись, они также, на планирующем полёте уходили в сторону, где запускали двигатель и терялись в ночи. Везло девчатам не всегда - были у них и потери. То зенитчики оказывались ловчее, то пулемётчик на огневой точке не дремал, то истребители противника поднимались в воздух (а их маневренность и скорость были куда выше, чем у старенького биплана).

Заключение

Расписывать все боевые подвиги молодых девчонок, которым впору было учиться сложно и долго, да и займёт огромное количество времени и сил. Но лётчицы 588 ночного легкобомбардировочного полка сражались так, как порой не могли сражаться иные мужчины, а многие из них и после окончания войны остались в армии, продолжая служить Родине и покорять небеса.

С вами был Историк-любитель, оставайтесь на канале, поддерживайте лайками и комментариями - впереди ещё много интересного!