С начала декабря 1976 года у нас началась преддипломная фабрика. Я для диплома выбрал насосную станцию с 2-я насосами. Сьездил пару раз на такую в район Каратомарского водохранилища -посмотрел и полазил по насосной,посмотрел чертежи и эл.схемы насосной. Убил на это дело 2 раза по целому дню т.к. на эту насосную добратся можно было только на дежурном автобусе,который вез сменных рабочих на работу. Автобус ходил утром и вечером вот и пришлось пробыть на насосной весь день. Зато я хорошо посмотрел все необходимое. Потом начал делать дипломную работу-расчитал все необходимое,составил таблицы и начал чертить чертежи на ватман-но тут как я ни старался у меня не получалось сделать красивые и четкие чертежи, загубил несколько листов ватмана,который мне принес откуда-то отец. В конце концов отец взял мои некрасивые чертежи и куда-то унес и через пару дней принес красивые и четкие чертежи на красивом и плотном ватмане. Ну нет у меня таланта к черчению и рисованию- не дал мне это Бог. С помощью других ребят из нашей группы и преподавателей я оформил все что было нужно и стал ждать день защиты диплома. Этот день был назначен на конец января. В этот день я встал пораньше,стал собираться в техникум. Отец уходя на работу пожелал мне успешной защиты диплома и сунул мне в руку пару таблеток элениума- "На,чтобы поменьше волновался" Я положил таблетки в карман и не спеша стал собираться. Тут мама тоже положила мне на стол пару таблеток элениума- "Чтобы не волновался." С утра и сестра забежала в гости- пожелать успешной защиты и тоже оставила пару таблеток того же элениума с той же целью. Защиту дипломов разделили на 2 дня так как с двух групп было ок. 50 человек. Я попал в самый конец 1-го дня-пришел ближе к полудню и ходил переживал. Потом вспомнил про таблетки-и для начала проглотил одну. Минут через 30 поняв,что волнение не уменьшилось проглотил еще одну. Стало получше-подождал еще немного и когда стал защищаться студент,чья очередь была передо мной закинул в рот все оставшиеся таблетки. Так что минут через 20,когда наступило время защиты моего диплома я уже был как деревянный Буратино- спокойствие было абсолютное, пофигизьм полнейший- все на свете было безразлично. Я зашел развесил чертежи и абсолютно равнодушно рассказал о своей дипломной работе. Ответил на вопросы в той же манере и когда председатель комиссии сказал что моя защита была признана успешной я так же спокойно вышел из аудитории. Ребята-дипломники с нетерпением спрашивали что и как на что я равнодушно отвечал,что защитился. Потом я не стал дожидаться оценок, а уехал домой. Главное это то,что я защитился и успешно закончил техникум,а оценка дипломной работы обычно никого не интересует. По крайней мере сколько я потом раз устраивался на работу -при собеседовании смотрели лишь диплом а оценочный лист к нему никого не интересовал. Да и элениум еще не выветрился из организма.
Был назначен день выдачи дипломов и после торжественной выдачи дипломов сразу же всех собрали в актовом зале и "покупатели" по очереди стали рассказывать о предлагаемых работах. Выступала одна женщина -"покупатель" с Мангышлакского полуострова. Так здорово все расписала-и деньги и жизнь веселую. Но я уже что-то слыхал об этом предприятии и задал ей вопрос-"У вас работа по срочному договору-вербовка? " Женщина подтвердила- "Да к нам нужно вербоватся не менее чем на 2 года" и у меня сразу весь интерес пропал. Другому покупателю из Кустаная хотели "сплавить", пару девушек в нагрузку к парням ,но он отбивался- "Куда мне еще девушек-у меня их и так больше 5 тысяч" Я выслушал все предложения и выбрал Гурьевский хим.завод. Не знаю почему-что-то вот "тюкнуло" в голову и я записался в Гурьев. Начали оформляться--письмо-направление и пр. Таких набралось еще 2-е парней. Но ехать вместе не получилось. Я посмотрел расписание поездов и понял,что ехать из Кустаная или станции Тобол в Гурьев-это головоломка еще та-2 пересадки и черт его знает сколько потратишь на ожидание поездов. Так что я присоединился к группе из 11 человек,которые через Гурьев летели на Мангышлак в г. Шевченко. В середине марта родители проводили меня до автовокзала попрощались,когда я садился в автобус до Кустаная и я поехал.самолет вылетал рано утром и поэтому вся наша группа выехала в Кустанай вечером,чтобы переночевать в аэропорте и утром сесть в самолет. В аэропорте мы нашли в подвальном этаже какой-то заброшенный зал ожидания и разместились в нем до утра. Некоторых ребят провожали друзья и подруги,так что народу было много и нам до утра было весело. Было чего покушать и попить и выпить. Утром мы попрощались с "группой поддержки" и сели в самолет. АН-24 летел по маршруту Кустанай-Актюбинск-Шевченко. Летели хорошо т.к. погода было хорошая. Всю ночь и всю дорогу ребята уговаривали меня бросать свой Гурьев и лететь с ними в Шевченко-работать на Мангышлаке. Но мне очень не хотелось работать 2 года,а потом идти в армию. Впрочем был выход-можно было завербоваться еще на 7 лет и до 28 лет работать в этой организации,чтобы не идти в армию вовсе. Но этот выход мне не нравился. И как показало будущее не зря мне это не нравилось-из 11 человек на работу в г. Шевченко попали только двое-это Сергей и его уже жена с ребенком. Они работали в Шевченко и после окончания 2-х-летнего срока,а всех остальных раскидали по всему полуострову и все остальные после окончания 2-х летнего срока уехали домой в г. Рудный и сразу же пошли служить в ряды Советской Армии.
В Гурьев я прилетел в середине дня ,подивился убогости аэропорта ,попрощался с ребятами,которые летели в г. Шевченко и поехал на рейсовых автобусах в контору хим.завода. Добирался больше часа. Наконец приехал-показал документы на проходной,где дежурила военизированная охрана -меня спросили насчет спичек,зажигалки и всего подобного зажигательного. Свою сумку вместе с сигаретами и спичками я оставил на проходной и пошел в контору. В стенке конторы на уровне фундамента торчал здоровенный осколок металла -я посмотрел на него и пошел в контору. Позже мне рассказали,что за некоторое время до моего приезда на химзаводе произошел взрыв-взорвалась так называемая колонна-высоченная труба в которой смешивались различные газы-оператор чего-то не то закачал в эту колонну и она взорвалась. Только этот оператор и погиб-его завалило обломками здания где находился пульт управления. Взрыв произошел среди бела дня и народ с цехов дружно рванул к проходной-никто не знал что будет дальше. Многие заходили в здание лаборатории КИПиА-оно находилось возле проходной и ждали-будут еще взрывы или нет. Говорят,что прибежал один из итальянских специалистов,работающих на заводе. Итальянец постоял послушал,а когда раздался еще один взрыв и кто-то из рабочих бросил сигарету в емкость с песком и хмуро сказал- "Ну пи....ц заводу,сейчас все рванет!" итальянец побежал на проходную и поехал на рейсовом автобусе в гостиницу,где жили итальянцы. На химзаводе производили полиэтилен и полипропилен для чего требовалось много разных газов. Завод занимал большую площадь и в КИПиА где я работал был специальный мотороллер чтобы развозить необходимые для работы зап.части по местам работы слесарей. Я помню был цех номер 420. Это был высоченный цех и с его крыши было хорошо видна тюрьма находившаяся неподалеку.
Продолжение следует.