Есть жесты и поступки, которые учителя не в праве требовать, потому что эти действия не столько про рамки-правила воспитания в отношениях «учитель-ученик», а больше относятся к сфере «джентльмен-леди» или «друг-товарищу-помощник». Но никто не запрещает таким поведением восхищаться и замечать. И написать заметку, как особенно приятно, когда мальчишки или девчонки проявляют свою доброту и отзывчивость.
Вообще, не редкость, когда ребята вызываются на помощь или охотно соглашаются выполнить какое-то поручение. И сейчас я хочу рассказать про четыре недавних случая – яркие примеры из череды приятностей.
На днях вышло так, что в кабинете неожиданно не хватило кресел для учеников. И у меня не нашлось ни сил, ни времени бегать по школе в поисках стульев. Ребят тоже не хотелось отправлять: это случай не самый частый, но не первый… и всё же, когда нам приходится врываться на чужие уроки и таскать мебель, это не очень красиво.
Я предложила тройке парней, кому не досталось из-за опоздания сидячего места, смириться с тем, что придётся стоять на уроке. Своё кресло отдала.
Когда один ученик вышел из кабинета, его опустевшее место шустро занял одноклассник. Лёгкий смешок, безобидная шутка в классе. Работаем дальше на позитиве и с пониманием.
Парень по возвращении не обиделся, сам над собой посмеялся, но спросил: «Эээээй, это что такое?»
«Похоже, теперь ваша очередь постоять, – комментирую я. – Ничего, я старая и весь урок у доски стою, вот поддержите меня.»
В этот момент, парень, который сидел за столом, встал со своего кресла и оттолкнул его в сторону. Продолжая как нив чём не бывало выполнять задачи.
Мне это понравилось. Не смею утверждать, что каждый мальчик должен так поступать. Не должно в принципе быть ситуаций, когда кресла «уехали» из кабинета и – пусть даже по объективным причинам – не сразу вернулись. Ученики – хоть юноши, хоть девушки – не обязаны поддерживать учителя в «не сидении».
Просто согласитесь, когда человеку комфортно делать красивые добрые поступки и он искренен в их совершении – это и выглядит классно, само по себе очень ценно.
Вторая история тоже про кресло. В соседнем кабинете, где на защиту проектов собралось больше людей, чем сидячих мест. Я перемещалась как зритель по разным углам кабинета, для меня естественно то у колонны постоять, то на стол опереться.
Ученик (между прочим, ему уже посвящена одна заметка) заботливо привёз свой стул. И сделал это так мимолётно. Ну, здорово же.
Я не знаю, как это называется одним словом – просто замечаю, что у одной и той же хорошей манеры есть разные… оттенки? Одно и то же действие можно выполнить более или менее шустро, гармонично или ещё как. И вот в обоих случаях с креслами всё прошло как-то по-особенному не демонстративно, спокойно и легко.
Пожалуй, совет и дополнительный акцент. Подчеркну – классно, когда искренне. Не рвитесь отчаянно отдавать кресло учителю, если душа не просит. Такой жест необязателен. И в случае недоброй воли выйдет неловкая ситуация...
Третий случай про шоколадку, которую для меня приготовили в благодарность за помощь в проекте. Речь идёт о работе, которую я не курирую. Но ученики, задействованные в ней, мне не чужие и вообще славные ребята. Поэтому я всегда по возможности помогаю там, где могу дать (дельный?) совет.
Вот написала я этот абзац и думаю: ну, всё – сейчас 100% кто-то узрит в этом намёк на то, что надо приносить мне шоколадки. Между прочим, я из-за подобного (вероятного) недопонимания вообще боялась публиковать статью. Пусть я лишь о восхищении и подчёркивании того факта, что ребята у нас и добрые, и отзывчивые, и благодарные, уверена – кто-то наверняка лишнего придумает. И в случае с креслами, и по поводу конфет…
Но ладно. Пусть лишние мысли останутся на совести выдумщиков.
А я напоследок передам привет и ещё раз спасибо ученице-вот-вот-выпускнице, которая после одной из тренировок экзамена настояла на том, чтобы остаться после работы и помочь собрать технику: ноутбкуи, провода, мышки.
Я всем желаю: быть частью большой дружной команды, помогать другим и уметь принимать добро от товарищей. И замечать, что искреннего стремления к правильному, я бы даже сказала любви к хорошему куда больше, чем порой нам кажется.
Боязно, что мир может растерять это…
В наших силах – сохранять добрые привычки и самим быть тем миром, который хотелось бы видеть вокруг.
P.S. Давняя статья про приятности для тех, кто может осилить добрый лонгрид.