Кратко об авторе рассматриваемых сегодня картин (и о его попытке стать профессором Академии художеств) я вам когда-то уже рассказал, там речь шла о работе на излюбленный сюжет среди наших художников XIX века:
Напомню, что несмотря на то, что Александр Дмитриевич Литовченко участвовал в "бунте четырнадцати", спустя несколько лет (1868) он получает звание академика от учебного заведения, против которого он, собственно, бунтовал. Академиком он, понятное дело, будет именно исторической живописи и как раз такие его работы мы сегодня с вами рассмотрим подробнее.
Картина за которую он получил академика относит нас в эпоху отца Петра Великого, Алексея Михайловича. Называется она "Сокольничий", есть только ее гравюра, а также плохо сохранившаяся аналогичная картина, датируемая 1866 годом:
Эту тему художник продолжит много лет спустя, когда он создаст картину, на которой изобразит момент зарисовки любимых царских соколов. Зарисовки эти осуществлял реальный исторический деятель, а именно посланник императора Священной Римской империи Гораций Кальвуччи.
Поведает нам об этом второй посол императора Леопольда - барон Августин Мейерберг, а назовет он свое произведение "Путешествие в Московию". Послы отправились в Россию в 1661 году, и вот как барон опишет данную сцену:
Любопытство моего товарища видеть хоть одну такую птицу и желание срисовать ее заставило его целых полгода не раз настоятельно просить наших приставов, чтобы они позволили ему это: они хоть и обещали, только все откладывали...
Когда мы вошли туда, там главный начальник охоты Великого Князя и шесть сокольников, одетые в дорогие кафтаны из Великокняжеской казны, держали каждый по кречету в правых руках, на которых надеты были рукавицы с новою золотою бахромой. Кречеты были в новых колпачках из Великолепной ткани и с длинными золотыми веревочками на левых берцах, а у самого лучшего из них, белого цвета с крапинами, как у аиста, правое берцо облегало золотое кольцо с рубином значительной величины.
Самого царя Алексея Михайловича художник тоже изобразит, причем это будет сюжет, на который Литовченко вдохновит книга "История России с древнейших времен" Сергея Соловьева. Он изобразит момент покаяния царя за "поступок своего предка" (так утверждает сайт Третьяковской галереи), то есть Ивана Грозного, который подослал убийцу к митрополиту Филиппу (согласно "Житиям святых"). Именно перед гробом с мощами Филиппа (к тому времени уже канонизированного) стоит на коленях царь:
Отмечу, что в этот период Никон имел очень сильное влияние на царя, которое, впрочем, было не вечно: спустя несколько лет (а изображенные события произошли в 1652 году), Никон откажется от патриаршества, а в дальнейшем впадет в опалу и будет "разжалован" в монахи. Любопытный момент - для образа будущего патриарха художнику позировал критик Владимир Стасов. Причем, судя по воспоминаниям критика Литовченко для написания картины, что называется, "работал с реквизитом":
Патриаршью мантию Литовченко добыл на несколько дней из ризницы Невского монастыря, белый клобук сшил сам, по уцелевшему оригиналу, а позу и положенье рук предоставил мне избрать самом.
К религиозной теме художник не раз еще вернется, так, он будет работать над образами и росписью храмов Российской империи, в том числе и в московском храме Христа Спасителя. Поэтому неудивительно, что тему церковного раскола он тоже не обошел стороной:
Конечно же, его вариант картины на сюжет о боярыне Морозовой не идет ни в какое сравнение с шедевром Василия Сурикова, но тем не менее, как говорится, что есть, то есть.
На сегодня, пожалуй, всё. В комментариях я покажу вам еще одну историческую картину Литовченко, правда, менее интересную, а скорее вторичную, на мой взгляд. Как всегда, благодарю, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. И пишите комментарии, ежели они у вас есть.