Найти в Дзене
Закрытая книга

«От нормального писателя до упоротого черносотенца»: печальная история Акунина

Оглавление

Как за неполный десяток лет можно было настолько скатиться?! Что пошло не так? Признаться честно, я и сам не совсем понимаю. Остаётся только одно: разобраться, как мы пришли от возвышенного, интересного «Акунина ”фандоринской„ эпохи» к хрипящему от НЕНАВИСТИ черносотенцу-автору «Он уходя спросил», для которого даже нынешний режим недостаточно радикален?

Ну-с, приступим. К разбору этой трагической истории.

А ведь хороший был писатель

Интеллигент в лучшем смысле этого слова...
Интеллигент в лучшем смысле этого слова...

Помните те далекие времена, когда Акунин был синонимом интеллигентной и утонченной прозы? Честно говоря, я сам ностальгирую по тем дням. Вспоминаю, как с огромным удовольствием поглощал его цикл о детективе Эрасте Фандорине, переполненный мелкими деталями, роскошными описаниями и неожиданными сюжетными поворотами.

Фандорин стал поистине культовым героем, а его приключения захватывали миллионы читателей по всему миру. Я помню себя, молодым, открывшим для себя Акунина. Я был просто без ума от его проницательных строк и манящего вопреки знанию истории образа «неидеальной, но привлекательной страны».

-2

Да. Это уже тогда был а-ля-белоэмигрантский «хруст булки с нотками ностальжи» о том, как хорошо было раньше. Но интеллегентный, культурный, ненавязчивый. Мир, где сплетены реальность и выдумка, щедро иллюстрированный фотографиями, газетными вырезкками и зарисовками. Харизматичный герой. Да и другие циклы, прямо сккажем, соответствовали. Но потом...
...Но потом что-то изменилось

Мухи отдельно, котлеты отдельно

Сегодня мы видим совершенно иного, двуличного автора: того, кто выходит на публику и громко выступает с речами о свободе слова, либерализме и прочих замечательных идеях (правда, отнюдь не с лучшей позиции правого либерализма, но и то бы ладно)...

Как вдруг на книжных страницах разворачивается абсолютно другой Акунин — и, вероятнее всего, это его настоящая «душа», ибо невозможно врать в своём творчестве: там видна полная, воинствующая, черносотенствующая жуть.

Вот во что вырастает «хруст булки» со временем. У кого быстрее, у кого медленнее, когда под маской, когда в открытую — но такова истинная суть едва ли не любого «белого», тогда или сейчас.

Рупор НЕНАВИСТИ

А вот и самый печальный момент — современное творчество Акунина.
Из утонченного писателя, исследующего глубины человеческой души, тонкими правками делающего из исторической реальности свои уникальные миры, изящно раскрывавшего интриги своих героев, он... Превратился в черносотенного пропагандиста, бурящего страсти своими «турбопатриотическими» романами.

-3
Забылось всё былое величие, и вместо него встали главным образом зашкаливающие православнутость, сексизм и ультранационализм, против которого даже мои мерки с «Россия превыше всего, мигрантов взад в родной ослостан» кажутся совершенно безобидными.

Лучшим примером «нового Акунина», где, кажется, собралось вообще всё вышеописанное, квинтэссенцией служит недавно вышедшая книга «Он уходя спросил». Не стоит здесь детально разбирать этот «шедевр», ибо я его уже пилил в отдельной статье, но он является отличным свидетельством скатывания писателя.

Этот роман столь же далёк от «Акунина “фандоринской„ эпохи», сколь далеки были экранизации оного Фандорина от романов.
И в плане идей, и в плане, собственно, писательского таланта. Хотя второе, скорее, иллюстрирует «Мiр и война» его же пера, на которую у меня тоже был обзор.
Не советую.

Разочарование

Подводя итог, хочется сказать: я потерял иллюзии относительно Бориса Акунина и его творчества. От превосходного автора, вдохновлявшего множество читателей, он превратился в упоротого черносотенца, пропагандирующего, мягко говоря, деструтивные идеи (как будто рупора тех же идей нашими олигархами из тель-авивзора было мало). Борис, зачем тебе это понадобилось?

Даже галантно оттопыренный палец — и тот... Часть маски?
Даже галантно оттопыренный палец — и тот... Часть маски?

Не могу не задаться вопросом: что случилось с Акуниным, как он мог так сильно измениться, что теперь не осталось ни следа от прежней интеллигентности и утонченности его пера?
Но разобраться в этом вопросе предстоит другим исследователям. Мне же остается только грустить о былом величии и разочароваться в нем, быть может, навсегда. А жаль, хороший писатель. Был.

Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)