Владимир Зеленский называет Украину территорией самой большой религиозной свободы. Только в реальности киевский режим устроил настоящую войну с канонической православной церковью и превратил одну из главных христианских святынь, Киево-Печерскую лавру, в поле боя. Подробности – в материале корреспондента "Известий" Ярослава Богата.
Незримые баррикады из молитв в самом центре Киева. По одну сторону люди стоят на коленях, держа в руках иконы. По другую – прыгают и пляшут, запевая гимн Украины.
Монахи Киево-Печерской лавры бьют в набат. Суд предписал священнослужителям УПЦ Московского патриархата покинуть храм. Якобы нарушили договор аренды. Чиновники даже приехали, чтобы описать имущество, но их не пустили. Крест нанятых СБУ националистов – другого цвета и формы. Провокаторы пытаются проникнуть в храм любыми способами. Их отгоняют и окропляют святой водой. Другого оружия в Лавре нет.
Шум из молитв вперемешку с националистическими лозунгами облетел уже весь мир. Не слышит его только Зеленский со своими покровителями. Для него захват одной из главных святынь православия – попытка удержать ускользающую власть.
Курс – на полный разрыв всех связей с русским миром. Это то, чего Запад требует от Зеленского. А он исполняет. Иначе может лишиться расположения западных спонсоров.
"Господин президент! Говорю вам и вашей своре, что наши слезы не упадут на землю, они упадут вам на голову", – заявил наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел.
Это было одно из последних публичных обращений настоятеля Лавры. Его задержала СБУ. Затем допрос, суд и домашний арест. Спустя несколько часов – новое заседание. Выяснилось, что телефон священника давно на прослушке.
Служителей и прихожан гонят из намоленных мест по всей Незалежной. Так забирали последний оставшийся храм в Ивано-Франковской области. В кафедральном соборе – слезоточивый газ. Одному из служителей пришлось вызывать скорую. В Тернопольской области коктейль Молотова превратил алтарь в пепелище. В Черновицкой священника выволокла полиция. Одному из прихожан отрубили часть пальца.
Гонения на церковь – это всегда борьба за власть, территории, деньги, влияние. В этом противостоянии сразу ясно, где свой, а где чужой. После Майдана священники на Донбассе были главными врагами, говорит отец Феофан. Его посчитали "российским агентом" и пытали в подвалах.
"Все прошли пыточную мариупольского СБУ, ну или аэропорта. Мне там уже кто-то сказал, что пытают только первые три дня, потом уже не пытают, что можно уже не бояться", – рассказывал священнослужитель.
На оккупированных территориях националисты устраивали в церквях пулеметные гнезда, зная, что русский солдат не разрушит храм. А боевики, напротив, намеренно били по куполам. Позиция ВСУ по отношению к Русской православной церкви понятна, при первой же возможности вот эту вот часовню расстреляли.
"Храмы разбиты, из около 140, чуть больше 40, 140 храмов, 50 нашей епархии или полностью разбито, разрушено или частично", – говорит клирик храма Рождества Христова.
На донецком направлении службы и сейчас ведут под обстрелами. Здесь иконы не мироточат, а трескаются от взрывной волны.
Храмы во все вооруженные конфликты, во все войны оставались последним прибежищем. Символом веры, без которой невозможно одержать победу, и киевский режим, разрушая их, прекрасно это понимает, пытаясь таким образом выиграть в самой главной – духовной битве. Отец Никифор, настоятель этого храма в Краснодарском крае, регулярно ездит на передовую. Хотя знает: националисты охотятся за священниками, за них полагается награда. Но нашим бойцам нужна поддержка. Ведь, несмотря на разрушенных церкви, вера никуда не делась.
"Украину можно рассмотреть как ребенка, который стал воспитываться уже по отделении от нас, воспитывали Америка, Европа, НАТО", – говорит настоятель Свято-Троицкого храма станицы Старонижестеблиевская отец Никифор.
Отец Никифор, как и другие, внимательно следит за тем, что происходит в Киево-Печерской лавре. И вспоминает, как Зеленский приходил в обитель накануне выборов просить поддержки. Обещал мир, а стал "президентом войны". Скоро снова выборы.
"Фактически каждый украинский президент с маниакальным упорством устраивает своего рода церковный майдан перед выборами. И каждый раз возникает идея создания единой украинской православной церкви", – отмечает религиовед, доктор политических наук Роман Лункин.
ЮНЕСКО, Совет Европы, ОБСЕ, Евросоюз на происходящее не реагируют. Молчат. Как раньше не замечали факельных шествий неонацистов, которые сейчас готовы атаковать лавру.
"То, что сейчас происходит, скорее всего, сценарий, который придуман не Зеленским, не в его администрации, а это то, что спущено его хозяевами. Украинская православная церковь не будет поддерживать всю эту бандеровскую идеологию", – считает кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Петрушко.
Прихожане и монахи, несмотря на угрозы, покидать обители не собираются. И каждую минуту ожидают штурма.