Отправимся в 2012 год, чтобы встретиться с по-настоящему уникальным во многих смыслах произведением — альбомом Oikoumene российской группы Theodor Bastard (Яндекс Музыка | YouTube).
Первая их уникальность состоит в том, что сам альбом в своём звучании значительно выделяется на фоне других представителей российской сцены. Слушая альбом впервые, едва ли веришь, что это музыка питерской группы. Другие же уникальности раскроются постепенно по ходу повествования.
Oikoumene наиболее широко раскрывает понятие World Music — это по-настоящему музыка мира. В создании песен приняли участие музыканты из Индии, Франции, Африки, а набор использованных инструментов захватывает ещё больше участков нашей планеты. И, пожалуй, главная черта — при прослушивании альбома ты словно путешествуешь по разным уголкам Земли, улавливая то индийские, то египетские, то европейские, американские народные мотивы. Самое главное, что ты совершенно не перегружаешься от таких сочетаний — всё звучит так непринуждённо, как будто ровно такой и должна быть музыка.
Но главная, на мой взгляд, черта — это текст песен, сотканый из различных языков, легко переплетающихся между собой. Где-то можно услышать язык племени Бенга, где-то — безуспешно пытаться понять, кажется, вымышленный язык, а в песне Anubis, например, отчётливо услышать русское "свидимся". И из подобных уловимых слов уже можно построить в воображении картинку, даже не поняв большую часть оставшихся слов. Да и понимать не нужно — все песни существуют так, что всё можно представить без слов, а голоса являются лишь одними из многочисленных инструментов.
По поводу картин, возникающих при прослушивании альбома, говорил и сам лидер группы Фёдор Сволочь: «У нас треки рождались на уровне картинок, образов, в виде неснятого кино. До того, как прозвучал первый звук этой песни, мы уже знали: есть некое племя. И будет звучать их песня урожая. Они что-то празднуют. Вспоминают горести, когда урожай погибал из-за заморозков. А сейчас все удалось».
И действительно, как только начинается песня, начинает рисоваться в голове местность, люди, события, настроения. Все это создается из миллиона мелких, едва заметных звуков.
Что интересно, этот альбом не является тем, что Theodor Bastard привыкли делать. Да, определённо, они к этому шли, однако предыдущие альбомы были куда менее разнообразными в плане использования народных мотивов и куда более электронными и "готичными". Из песен альбома, наверное, Clean Kron больше всего отсылает к прошлому творчеству группы. Тут же большинство звуков записано вживую, а для некоторых Фёдор Сволочь даже делал инструменты своими руками; но электронные моменты, тем не менее, присутствуют.
В заключение можно сказать, что альбом этот для тех, кто любит всякий фолк или же просто ищет чего-то совершенно нового. Однако, я считаю, что любому человеку с любыми музыкальными предпочтениями он может понравиться: приятная, мелодичная, разнообразная, но ненавязчивая музыка наверняка придется по душе. А даже если нет, то уж точно станет полезным музыкальным опытом: язык — не главное, понять можно и без слов.