Анна Николаевна Громыко недавно отметила 105-летие. Несмотря на преклонный возраст, она помнит многие исторические события. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с долгожительницей.
Лихолетья войны
Она родилась в селе Старые Исаевичи Стародорожского района.
— Отец Николай Фомич работал на земле, а мать Татьяна Ивановна занималась хозяйством. Родители воспитывали пятерых детей, — неспешно начинает беседу долгожительница. — В 1930-м семью раскулачили. Папу с мамой и братом сослали на Дальний Восток. Так мы с младшими сестрой и братом стали сиротами.
Малышей приютила старшая сестра. В 16 лет она вышла замуж и вместе с супругом растила двоих детей. Родственников они забрали к себе.
— В небольшой хате жили семь человек, — продолжает рассказ Анна Николаевна. — Сестра заботилась о нас, как о собственных детях. Никогда куском хлеба не попрекнула.
В селе Анна окончила три класса и поступила в среднюю школу, которая располагалась в 7 км от Старых Исаевичей. Вспоминает, что вместе с другими деревенскими детьми в теплую пору года ходила на уроки через лес, а зимой квартировала в Старых Дорогах.
— После десятого класса поступила в педучилище в Слуцке. Там встретила будущего мужа Василия. Мы поженились, — вспоминает она. — В 1939-м у нас родился сын Саша.
Великая Отечественная застала семью в отдаленной деревне, где они оба учительствовали.
— Село находилось в глуши, поэтому фашисты пришли спустя несколько дней, — восстанавливает ход исторических событий Анна Николаевна. — Мы испугались. Лесами стали пробираться к родным. До 1942-го жили с ними в деревне, а когда это стало невозможно, то ушли в лес к партизанам.
Супруг отправлялся на задания, а она занималась бытом. В феврале 1944 года началась блокада, отряд распался. Вместе с другими партизанскими семьями спасались в лесах. Однажды предатель выдал место стоянки, нагрянули немцы, схватили Василия и других мужчин.
— Пленных держали в лагере, — смахивает слезу долгожительница. — В конце июля 1944-го немцы отступали. Сожгли лагерь вместе с людьми. Только спустя время нашла на месте трагедии фрагменты одежды мужа.
Мирное время
После освобождения родной Беларуси Анна Николаевна вновь трудилась в школе. В 1948-м во второй раз заключила брак.
— Прожили с Владимиром душа в душу более 40 лет, — улыбается она. — Поставили на ноги старшего сына, Александра, и дочерей, Ларису и Валентину. Все дети получили высшее образование, создали семьи.
— До 82 лет мама держала корову и хозяйство в деревне, — продолжает разговор дочь Лариса. — Долго не соглашалась оставлять родной дом. Лишь в 87, когда стало подводить здоровье, переехала к нам.
Дочери окружают маму вниманием и теплом. Зиму долгожительница проводит у Ларисы в Минске, а на лето перебирается к младшей дочери в Витебск.
— У меня долгая жизнь: было и плохое, и хорошее. Я благодарна за все, — рассуждает Анна Николаевна. — В чем секрет долголетия? Кто его знает. Вероятно, в отношении к жизни. Я не помню обид, ни на кого не держу зла и желаю людям только хорошего.
Справочно
Анна Громыко — бабушка 6 внуков и 10 правнуков.
В документе в графе «месяц рождения» указано «первое полугодие 1918 года», поэтому 105-летие она отмечает вплоть до июня.
Фото Тамары Хамицевич