"Фантакрим MEGA" был первым советским журналом, полностью посвящённым фантастике. Задавшись целью собрать полную коллекцию всех номеров и рассказать об их содержимом читателям блога, я этой статьёй делаю первый шаг.
Ниже вас ждёт обзор выпуска №1 за 1991 год. Этот номер уже стал причиной двух публикаций на Переплёте, так что можете оценить, насколько интересно вернуться на треть века назад. Если выберете из моего отзыва что-то интересное и захотите прочитать - нужная ссылка будет в конце обзора. Предупреждаю: статья получилась объёмной.
Фантастика начала 90-х: молодая, новая, дерзкая
Открывает выпуск интервью с Павлом Амнуэлем, писателем-фантастом и одним из соавторов "Шкалы оценок научно-фантастических идей". В своём интервью он предложил оценить произведения этого номера по критериям "новизна идеи", "убедительность", "ценность идеи", "художественные достоинства" и "субъективная оценка". Что ж, попробую.
Далее будет по абзацу-второму о произведении и авторе. А о Шкале и творчестве Амнуэля можно прочитать в статье "Самый научный фантаст СССР".
Наталья Новаш, "Ночь святого Христофора". Минская писательница, с начала 00-х сосредоточившаяся на сказках, начала писать фантастику ещё в 80-х. В этом рассказе речь про "избранного", которому поручено спасти целый мир не силой Добра, а став Злом. Идея, конечно, не новая, и ценности особой рассказ не представляет, но вот в части слога и "атмосферности" его стоит отметить - погружение в мир хорошее: ведьмы, рыцари, монстры, демоны, слуги сатаны, нечисть. В память западает сам мир, но не сюжет, который больше просто зарисовка одного эпизода.
Владимир Пугач, "Детки в клетке". Автор написал около десятка рассказов и в основном публиковался как раз в минском издательстве "Эридан", ставшем прародителем "Фантакрима". Рассказ откровенно вторичен: гениальный непонятый учёный, ошибка в расчётах, связь прошлого и будущего через эффект бабочки. Слог вязкий, а ценность идеи только в том, что оригинально раскрыт способ спасения человечества от голода.
Юрий Брайдер, Николай Чадович, "Планета Энунда". В статье о творчестве этого потрясающего дуэта я назвал авторов "последними фантастами Советского Союза" и, думаю, ничуть не погрешил против истины. Этот рассказ вполне поддерживает философию фантастики тех лет: лучше худой мир, чем хорошая война. Планета-двойник Земли после ядерной катастрофы и первопроходец Звёздного Патруля, направленный разобраться с тем, что на ней произошло. Интересно показан взгляд на события: с точки зрения космонавта из высокоразвитого общества и с точи зрения дикаря постапокалипсиса, выживающего среди безумствующих боевых роботов. Последний абзац можно считать эталоном антивоенного посыла. Если не знакомы с книгами Брайдера и Чадовича - вполне можно начать с этой повести.
Евгений Дрозд, "Всё золото мира и весь его блеск". Белорусский фантаст, переводчик, публицист от фантастики, постоянный автор "Эридана" и его повесть, которую больше можно отнести к философии, чем к фантастике или фэнтези. Автор исследует столкновение религиозного фанатизма и криминального материализма и, оглядываясь на то, что в начале 90-х творится с Союзом, нагоняет тоску. Написано хорошо, не поспоришь, но повесть больше напоминает аллегорию безнадёги.
Сергей Булыга, "Глаголь Добро". Будущий автор премированного наградой имени Ивана Ефремова романа "Чужая корона" в те годы только начинал свой путь в фантастике. Этот рассказ вполне можно отнести к одним из первых в жанре "славянского фэнтези", хотя тут больше опять той же философии, чем непосредственно фэнтези. "За Индейским царством, за Опоньским государством..." - если хочется певучего слога и завуалированной критики бюрократии, то смело читайте. Оригинально, необычно (для 80-х), смело.
Лев Вершинин, "Сказание о рыцаре Гуго". Ещё один псевдорелигиозный рассказ, первый в творчестве будущего лауреата "Странника" и "Звёздного моста". Лев Рэмович сейчас отошёл от фантастики и больше сосредоточен на политической аналитике и тем ценнее взглянуть на то, "каким он парнем был". Это рассказ - почти что идеальная стилизация под сказания средневековых бардов и явный ответ Стругацким на их "счастья всем". Поход рыцаря Гуго сквозь непонятный техногенный мир к "божеству", которое может дать ответ на самый главный вопрос. Написано тяжело, но стилистика технофэнтези удалась. А вот сама идея такого похода к очередному "золотому шару" вторична, потому что Вершинин не смог придумать тот самый вопрос, ради которого Гуго стремился вперёд. И автор просто слил финал одним последним словом в рассказе.
Николай Романецкий, "Подарок для Тамухи". В своё время повесть Романецкого "Убьём в себе Додолу" я перечитывал раз десять, настолько меня захватил сюжет этой славяно-фэнтезийно-любовной истории. Чего-то подобного ожидал и от этого рассказа. Не скажу, что разочаровался, это просто другое: история о работяге, нашедшем шкафчик, умеющий копировать всё, что в него положишь, начинается интересно, развивается бодро, заканчивается отлично, хоть и предсказуемо. Ну нельзя допускать, чтобы такой шкафчик просто взял и остался в руках жадных до наживы или лишней чекушки людишек. Интересный юморной рассказ, ничего этакого, просто рассказ.
Елена Анфимова, "На птичьих правах". Елена Анфимова написала всего несколько рассказов, а потом ушла в эзотерическую публицистику, была заместителем главного редактора газеты «Тайны ХХ века». По этому рассказу вполне можно понять, откуда писательница брала идеи для статей в газете: бытовое городское фэнтези с его "легендами соседней улицы" - просто неисчерпаемый источник вдохновения. Что делать, если семейка голубей, поселившихся на вашем балконе, оказались... оборотнями и решили отжать у вас жилплощадь? Интересный рассказ как раз в стиле "Тайн XX века".
Николай Орехов, "И в этом мире мне жить". Автор через год станет главным редактором "Эридана" и очень много сделает для популяризации фантастики на территории Белоруссии да и России. Как организатор и издатель Орехов просто талант, а вот рассказ мне больше показался каким-то антифеминистский пасквилем. Что-то типа переработки анекдота про мужа, лежащего на диване и не готового вынести мусор, потому что занят мыслями о том, как перестроить Вселенную. Но финальный финт, надо отдать должное, смело раскрывает истинный смысл названия рассказа.
Сергей Казменко, "Вариации на тему древнего мифа". Отличная переработка мифа о Пигмалионе и Галатее на научно-фантастический лад. Слов, правда, много, рассказ легко можно было сократить на треть, слив лишнюю воду, но оцените идею: целая цивилизация, где рождаются только мальчики. А откуда берутся девочки? Решившие создать семью юноши просто... вырезают себе суженных из древесных стволов! Вырезают такими, какими представляют себе идеальную спутницу жизни. И вот о создании такой Галатеи задумался человек, землянин. Что получилось в итоге? Прочитайте. Автор смог меня удивить, даже дважды. Жаль, что номер со своим рассказом Казменко так и не подержал в руках - в январе 91-го его не стало. Один из лучших рассказов номер, по моему мнению.
Дальше будет ещё один блок и закончим уже. Немного осталось...
Публицистика в номере представлена большой статьёй Александра Силецкого "Братство Грааля", в которой исследован миф о сосуде, наполненном Истиной. Силецкий в фантастике - ровесник Стругацких, начал он писать рассказы ещё в начале 60-х и прервал карьеру только в связи со смертью в 2019-м. К сведению: Наталья Новаш, рассказ которой открывает этот номер "Фантакрима" и этот обзор, его супруга. Эссе же о Граале - хороший образец нарративной журналистики, но такой жанр надо любить, написано довольно оригинально, хотя интересной информации очень много.
Ещё одним журналистским расследование поделилась Нина Булыга (допускаю, что это супруга Сергея Алексеевича, но не уверен). В архивах Витебской области она нашла сведения о родовом гербе Александра Грина, автора "Бегущей по волнам", "Алых парусов" и "Блистающего мира". Как выглядит герб Александра Грина, можно узнать в игре "Угадайка", пост с которой под ссылкой.
Рассказ Валерия Игнатенко "Песнь о псах биосферы" остался мной непонятным. Поток абсурда, как по мне.
Как, впрочем, и цикл из десятка микро-рассказов, которые больше напоминают записки на салфетках: вроде и интересно, но не о чём.
Закрывает номер переводная фантастика, рассказ Джеймса Болларда "Сад времени". Отличная история о том, что перед хаосом не может устоять никакой порядок и есть только одна сила во Вселенной, перед которой всесильный хаос не властен. Это больше философский пассаж, чем фантастика, но очень, очень сильно цепляет за эмоции. Рекомендую.
Решите прочитать журнал - приглашаю в Библиотеку блога Переплёт на Бусти. Мной бережно отсканированы все 100 страниц этого номера, сведены в pdf-файл и выложены в блоге, достаточно подписаться и скачать любую из уже более чем 30 книг в Библиотеке. Подробности о журнале "Фантакрим MEGA" и адрес Библиотеки - в отдельной статье.
- Надеюсь, погружение в прошлое понравилось и вы нашли, что почитать. В комментариях же предлагаю поговорить об авторах, отметившихся в журнале и этом обзоре.