Найти тему
Журнал не о платьях

"Любовь во мне есть, но не к матери, а... к вам". Горькая юность художника Тоши Серова

Оглавление
Источник фото: biographe.ru
Источник фото: biographe.ru

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ⤵️

Сын трёх матерей...

И Валентина Семеновна не придумала ничего лучше, как вообще избавиться от ребенка-обузы. Было решено, что она поедет в Мюнхен продолжать учебу, чтобы впоследствии заниматься музыкальным образованием крестьян, а Тошу она отдала подруге, которая с мужем и еще двумя семейными парами поселилась в имении и организовала там "земледельческую интеллигентскую колонию с гигиеническими и этическими целями". Ребенок должн был стать общим воспитанником, а впоследствии -- идеальным человеком и достойным гражданином.

Там маленького мальчика заставляли наравне со старшими заниматься работами по дому, например, мыть посуду. Это настолько ранило нежную психику ребенка, что даже в зрелые годы воспоминания о мочалке для мытья посуды вызывало у него неприятную дрожь. А когда тетя Наталья в качестве педагогически верного наказания порвала его рисунки, над которыми он трудился несколько дней, он так был оскорблен и безутешен, что кричал, что лучше бы его побили.

Через год коммуна распалась, и матери пришлось забрать его в Мюнхен. Правда, и тут она нашла "выход" -- отдала его в народную школу. Но вскоре, желая окончательно освободиться от любых воспитательских обязанностей, она отдала сына в простую баварскую семью, где он очень скоро забыл родной язык, но зато мог сколько угодно рисовать. И он рисовал, рисовал, рисовал... Лошадок, детей, кур во дворе, деревья. Здесь он наконец-то увидел и почувствовал, что такое материнская забота и ласка. И до конца жизни с благодарностью вспоминал о своей "второй матери" фрау Риммершмидт.

Когда Тоше исполнилось 9 лет, его рисунки случайно увидел художник Кеппинг, живший по соседству, и объяснил непутевой матери, что ее сын не просто вундеркинд, из которого неизвестно что еще может вырасти, а сложившийся талантливый художник, и что такой самобытный талант грех не развивать. Решения госпожа Серова всегда принимала молниеносно: "Тоша, ты станешь художником". Валентина Семеновна купила ему альбом и собственноручно сделала надпись: "Тоня Серов. N1". А осенью, по совету друзей, они отправились в Париж, где жил в то время Репин. Показаться...

Репин одобрил рисунки, дал несколько уроков, полюбил мальчика за трудолюбие и предсказал ему большие успехи. В свои десять лет Антоша Серов начал так судить о живописи, что стал гидом по Лувру для собственной матери. Она не могла поверить, что это ее сын!

Валентина Серова, мать художника. Источник фото: ant53.ru
Валентина Серова, мать художника. Источник фото: ant53.ru

Но Валентину вдруг потянуло на родину. Ее сердце покорил некто Немчинов, студент-медик, репетитор детей знаменитого предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова и его супруги Елизаветы Григорьевны. С Немчиновым она вступила в гражданский брак и переехала вслед за новым мужем в Киев. Ребенок в ее планы опять не "вписывался" и она "сдала" его Мамонтовым, в их имение Абрамцево.

Он стал практически родным ребенком в этом доме. Когда болел, Елизавета Григорьевна ухаживала за ним, как за родным. Она была второй женщиной, подарившей ему настоящую материнскую ласку и любовь, которой ему так недоставало.

Много лет спустя Серов писал Елизавете Григорьевне: "Еще одно больное место: холодность моя к ней (к матери -- прим. авт.). Нет во мне той теплоты, ласковости, как сына. Это правда очень горькая, но тут ничего не поделаешь. Я люблю ее как артиста, как крупную, горячую натуру... Любовь во мне есть, но не к ней, а ...к вам". И когда Елизавета Григорьевна умерла, суровый Серов исступленно рыдал над ее могилой. Он, так не любивший позы и красивые слова, сказал: "Смерть любимого человека железным обручем сжимает голову".

Первая любовь

Именно Мамонтовы настояли, чтобы Тоша вновь стал брать уроки у вернувшегося в Россию Репина. Как всякий ученик, он рисует натюрморты с гипсов, копирует картины признаных мастеров, но однажды, втихаря от учителя, нарисовал портрет дочери Репина. Настолько хороший, что уже сам Репин согласился ему попозировать. Грабарь потом говорил, что "Это -- самый похожий портрет Репина, какой с него когда-либо был сделан". На портрете стоит дата -- 1879 год. Даже не верится, что автору всего 14 лет.

А потом, когда Репин делал этюды для своего знаменитого "Крестного хода", Серов принес ему набросок горбуна -- одного из персонажей картины. Учитель долго молчал, а потом произнес:

"По-моему, ты уже вырываешься из-под влияния учителя. И правильно. Детство кончилось, Антоша. Пора тебе в Академию".

Так 15-летний Антоша Серов очутился в Петербурге, в Академии.

Он стал жить в отдельной квартире и тут же нашел себе заработок, делая рисунки для какого-то учебника. В Академии он обзавелся первыми настоящими друзьями -- ими стали Михаил Врубель и Владимир фон Дервиз. И поскольку все трое так сдружились, что везде появлялись только втроем, то и в гости к Антошиной тетке, Аделаиде Семеновне Симонович, они стали ходить втроем.

Все втроем они и влюбились, благо девушек на выданье в семье Симоновичей было трое: в старшую, Машу, влюбился Врубель; в Надю -- Дервиз, а Серов -- в воспитанницу Симоновичей Лелю (Ольгу), ровесницу его двоюродной сестры Маши.

Все было как положено: музицирование, литературные беседы и споры за полночь, разговоры об искусстве, обсуждение картин. К сожалению, эта дружная компания просуществовала всего год. В 1885 году Врубелю, живущему в нищете, подвернулась реставрационная работа в Киеве, а Леля уехала в Одессу -- учительствовать. Она была девушкой очень щепетильной и считала, что уже достаточно жила на иждивении в чужой семье.

Перед отъездом Тоша с Ольгой обручились и поклялись друг другу в вечной любви и верности. Серову предстояло окончить Академию, стать художником и только после этого, имея хоть какие-то средства, жениться на Ольге.

Продолжение здесь⤵️

Подпишись на наш канал и читай о других художниках:

"Отчаянные девчонки не вылезают из моей пocтели". Жизнь и смерть Поля Гогена
Журнал не о платьях17 сентября 2022

Инна Авина (с) "Лилит"