Найти в Дзене
Generalissimus

«Война Судного дня». Часть 3-я. Планы сторон

Продолжение. Предыдущую часть публикации можно прочесть ЗДЕСЬ

Первоначальный план очередной войны против Израиля начал обсуждаться в кабинетах Генерального штаба вооруженных сил Египта в конце октябре 1972 года. Главным инициатором, вдохновителем и составителем этого плана стал генерал Ахмед Исмаил Али, совсем недавно назначенный на пост министра обороны Египта.

При разработке будущей наступательной операции Ахмед Али ставил конкретную задачу – отвоевать территорию Синайского полуострова, оккупированную Израилем в июне 1967 года. Египетский министр обороны объективно и взвешено оценивал возможности вооруженных сил своей страны и АОИ (Армии обороны Израиля), учитывая экономические и геополитические реалии, а также мобилизационные возможности всех возможных участников предстоящего конфликта.

Ахмед Али отлично понимал, что разгромить израильские вооруженные силы на данном этапе Египет не в силах, даже если на его стороне выступят другие арабские страны. Генерал изначально отказался от шапкозакидательских настроений, предшествовавших Шестидневной войне. Никакой агрессивной риторики и злобных выпадов в адрес Израиля, а также неуместной бравады и воинственных лозунгов, призывающих «сбросить оголтелых сионистов в море» в поведении и стиле работы Ахмеда Али не наблюдалось никогда.

Ахмед Исмаил Али
Ахмед Исмаил Али

Известный израильский писатель-историк Михаил Штереншис в своём фундаментальном труде «История Государства Израиль. 1896-2005» даёт следующую оценку аналитической деятельности Ахмеда Исмаила Али в первые недели его пребывания на высоком и ответственном посту:

«Став министром обороны Египта, генерал Исмаил Али подошел к войне с Израилем очень прагматически. Анализируя способность Израиля к войне, Исмаил выделил израильские военные преимущества и слабые стороны. Преимуществ египтянин видел четыре: превосходство в воздухе, развитые технологии, высокий стандарт боевой выучки солдат и офицеров, гарантированные поставки вооружения из США.

Из слабых сторон генерал углядел следующие: растянутые через весь Синай линии коммуникаций, необходимость воевать на несколько фронтов, невозможность выдержать большие потери из-за малочисленного населения, невозможность воевать долгое время, так как это подорвет экономику, самоуверенность военного и политического руководства»[1].

Ахмед Али, исходя из глубочайшего и вдумчивого анализа неутешительных итогов двух предыдущих войн против Израиля – Шестидневной и «Войны на истощение», сделал пять важнейших заключений, которые самым непосредственным образом повлияли на всю дальнейшую концепцию разрабатываемого им плана предстоящей кампании.

Во-первых, нельзя недооценивать имеющую мощь АОИ, высокий профессионализм её командования, офицеров и простых солдат, а также нельзя игнорировать мобилизационные возможности противника и огромный опыт ведения масштабных и локальных войн на Ближнем Востоке.

Во-вторых, категорически недопустимо, чтобы Израиль первым нанёс превентивный удар, как это случилось 5 июня 1967 года. Арабским странам следует атаковать первыми, нанося удар внезапно и одновременно. В-третьих, при малейших успехах, пусть даже локальных, в прорыв бросать все имеющиеся силы и средства.

В-четвёртых, действовать поодиночке – играть на руку врагу. Только совместные и постоянно координируемые действия помогут достичь успеха вооруженным силам Египта и его союзникам. В-пятых, заполучить и закупить у СССР как можно больше всевозможной военной техники и вооружения (желательно самые современные образцы). Кроме того, договориться заранее с Москвой об усиленных военных поставках на период ведения боевых действий для восполнения потерь в материально-технической части.

Первоначальный план ограниченной наступательной войны против Израиля, который составили генералы Ахмед Али и Саад аль-Шазли (начальник Генерального штаба ВС Египта), имел кодовое название «Высокие минареты». Суть его заключалась в скрытой подготовке и последующему внезапному осуществлению форсированию Суэцкого канала. Предполагалось взять штурмом и овладеть «линией Бар-Лева», после чего египетские войска занимали прочные и устойчивые оборонительные позиции, оборудованные на расстоянии 10-12 км восточнее канала.

Саад эд-Дин Мохаммед аль-Хусейни аль-Шазли
Саад эд-Дин Мохаммед аль-Хусейни аль-Шазли

Предложенную доктрину ограниченной наступательной операции министр обороны и начальник Генштаба обосновывали тем, что египетские ВВС значительно слабее ВВС Израиля, а система ПВО способна надёжно прикрыть ударные войска только на удалении не далее 12 км восточного берега Суэцкого канала. После прорыва и уничтожения «линии Бар-Лева» разработчики плана «Высокие минареты» предлагали возобновить «Войну на истощение», но на этот раз уже на гораздо более выгодных для Египта условиях.

Анвар Садат и многие ближайшие его сподвижники отвергли идею ограниченной наступательной операции. Президент и большинство представителей высшего военно-политического руководства Египта были твёрдо убеждены в том, что против Израиля требуется вести решительную полномасштабную войну до тех пор, пока Синайский полуостров не будет полностью освобождён. Некоторые «горячие головы» настаивали на том, чтобы сразу после изгнания иудеев с Синая, войну нужно перенести на территорию Израиля.

Ахмед Али и Саад аль-Шазли дополнили и переработали предложенный ими план. Теперь расширенная наступательная операция по замыслу лучших стратегических умов египетского командования проходила в два этапа. На первом пять самых лучших египетских пехотных дивизий – полностью укомплектованных, вооруженных и хорошо обученных, с приданными им в качестве усиления артиллерийскими частями и подразделениями спецназа, в пяти местах форсировали Суэцкий канал и пробивали бреши в оборонительной «линии Бар-Лева». Далее каждая из дивизий занимала, удерживала и расширяла в зоне своей ответственности плацдарм, способный в ближайшем будущем принять личный состав и технику армейской группы. На выполнение поставленной задачи максимально отводилось 18-24 часа.

После создания плацдармов на них перебрасывались группировки равные сухопутной армии (50-80 тыс. человек) для развёртывания и формирования ударных частей. На втором этапе сформированные ударные участи пяти армейских группировок переходили в решительное наступление, продвигаясь, как по разным, так и по сходящимся направлениям вглубь Синайского полуострова. В конечном итоге, представленный генералами план получил в сентябре 1973 года кодовое наименование «Бадр» (в переводе с арабского – «полнолуние»).

Мухаммед Анвар ас-Садат
Мухаммед Анвар ас-Садат

Как уже говорилось в предыдущей публикации, Сирийское высшее военно-политическое руководство было готово воевать против Израиля даже в полном одиночестве, а потому к предстоящей войне Хафез аль-Асад и его генералы готовились тщательно, вдумчиво и основательно. Сирийский Генеральный штаб также провёл самую подробную и детальную работу над ошибками прошлой – Шестидневной войны. В целом основные выводы сирийской стороны совпали с аналогичными выводами министра обороны Египта.

Концепция предстоящей полномасштабной войны против Израиля, разработанная сирийскими генералами, была куда более глобальной и масштабной, по сравнению с египетским планом «Бадр». Стратегическая наступательная операция, проводимая вооруженными силами Сирии, получила кодовое наименование «Учение-110». Она предусматривала следующие основные моменты:

«Совместной воздушной операцией арабских ВВС, ударами ракетных войск и артиллерии, действиями воздушно-десантных войск нанести поражение авиации и средствам ПВО противника, нарушить управление и ослабить группировку ВВС. С началом наступательной операции во взаимодействии с войсками западного фронта артиллерия и ВВС наносят мощный огневой удар с целью поражения противостоящего противника, его ближайших резервов и нарушения управления сухопутными войсками.

После ударов артиллерии и авиации сухопутные войска переходят в решительное наступление, прорывают оборону противника на пяти участках общей шириной 16 км и развивают наступление с целью расчленения его группировки на нагорье и уничтожения по частям во взаимодействии с воздушным десантом и обходящими отрядами, выходят на рубеж: река Иордан – восточное побережье Тивериадского озера, передовыми отрядами захватывают плацдармы на Западном берегу реки Иордан в готовности отразить контрудары или развить наступление в глубину»[2].

Направление главных ударов сирийских войск в рамках наступательной операции «Учение-110». «100 битв, которые изменили мир. Голанские высоты – 1973». Выпуск №38, 2011. Издательство «ООО Де Агостини». Стр. 11
Направление главных ударов сирийских войск в рамках наступательной операции «Учение-110». «100 битв, которые изменили мир. Голанские высоты – 1973». Выпуск №38, 2011. Издательство «ООО Де Агостини». Стр. 11

А что же Израиль? Каковы были планы еврейского государства накануне очередной глобальной войны против ведущих арабских стран Ближнего Востока? Изумительно, но фактически оказавшись в самом незавидном и уязвимом положении – между молотом и наковальней, правительство Израиля и высшее военное руководство АОИ не имело никаких конкретных планов противодействия Египту и Сирии.

В первой части данной публикации подробно рассказывалось о том, что в вероятность полномасштабной войны сразу против двух влиятельных соседних стран, полностью разгромленных в июне 1967 года (Египет вдобавок в августе 1970 года ещё и проиграл «Войну на истощение»), практически равна нулю. Даже такие маститые и опытные генералы – заслуженные победители и ветераны прошлых Арабо-израильских войн, как Моше Даян (министр обороны Израиля), Давид Элазар (начальник Генштаба АОИ), Элияху Зейра (начальник службы армейской разведки) и ряд других высокопоставленных военных чинов считали, что, возможно лишь Сирия, и то в будущем, отважится на проведение ограниченной операции в надежде вернуть Голанские высоты.

Даже когда американская сторона по линии взаимодействия спецслужб и ЦРУ, через дипломатические и прочие негласно-доверительные каналы сообщила поздним вечером 5 октября 1973 года, что завтра – 6 октября войска Египта и Сирии начнут боевые действия против Израиля, и тогда кабинет министров Израиля и Генштаб АОИ так и не выработал конкретной стратегии на случай войны. С большим трудом было принято половинчатое компромиссное решение о проведении частичной мобилизации и приведении в полную боевую готовность ВВС. Всеобщей мобилизации и введения военного положения на территории страны своевременно объявлено не было.

Таким образом, излишняя расслабленность, самоуверенность и плохо подающаяся объяснению военно-политическая близорукость израильского кабинета министров и высших военных чинов в совокупности с пренебрежительной и ошибочной оценкой возможностей вооруженных сил потенциальных противников в ближайшем будущем обернулась для Тель-Авива большими жертвами и едва не поставила страну на грань катастрофы.

Справа налево: Моше Даян, Голда Меир и Давид Элазар
Справа налево: Моше Даян, Голда Меир и Давид Элазар

Как очень точно подметил российский военный обозреватель Андрей Лебедев: «Израилю, словно как когда то Германии, планировали навязать войну на два фронта одновременно, только с той существенной разницей, что между Восточным и Западным фронтами в Европе пролегали тысячи километров, а тут между Синаем и Голанскими высотами всего-то ничего, буквально считанные десятки километров, так что малейшая ошибка или неустойчивость обороны войск на позициях, могла запросто привести Израиль к полной катастрофе»[3].

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Штереншис М. Глава 12. Война судного дня – прелюдия // История Государства Израиль. 1896-2005 [Электронная версия]. URL: https://jhist.org/zion/shtr_19.htm [дата обращения 02.04.2023].

[2] - Арабо-израильские войны. Арабский взгляд. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. Стр. 103.

[3] - Лебедев А. Война «Судного дня» как последнее танковое сражение 20 века // Электронный сайт «Военное обозрение» (Warspot.ru). 24.06.2012. URL: https://topwar.ru/31121-voyna-sudnogo-dnya-kak-poslednee-tankovoe-srazhenie-20-veka.html [дата обращения 02.04.2023].

ПОЛНОСТЬЮ ПУБЛИКАЦИЮ «Война Судного дня» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. «Ultima ratio regis» или новой войне с Израилем – быть!

Часть 2-я. Соотношение сил

Часть 3-я. Планы сторон

Часть 4-я. Бронетанковые войска Израиля

Часть 5-я. Штурм «линии Бар-Лева»

Часть 6-я. Трудное начало операции «Учение-110»

Часть 7-я. Танковый апокалипсис на склонах Голанских высот

Часть 8-я. На Сирийском фронте большие перемены

Часть 9-я. Раскалённые пески Синая

Часть 10-я. Последние битвы Северного фронта

Часть 11-я. Разгром Египта или Армагеддон по обе стороны Суэцкого канала

Часть 12-я. Воздушные сражения Южного фронта

Часть 13-я. ВВС Сирии против ВВС Израиля

Часть 14-я. Эпилог

Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)