Найти тему

Ухтомский волок

Москва-Соловки на моторной лодки (подготовка и старт)

Лодка Дас Бот в полной эпикеровке, Волга
Лодка Дас Бот в полной эпикеровке, Волга

Идея пройти очередной водно-волоковый путь, соединяющий бассейны рек Каспия и Беломорья, родилась еще в 2012 году, после того, как наша команда возвращалась с Соловецкого архипелага, после удачного прохождения Вышневолоцкого водного пути.

Покопавшись в интернете и найдя нужную информацию о примерном местонахождении Ухтомского волока, мы осуществили поездку в район города Кириллов, что стоит на реке Шексна возле Белого озера, с целью найти озера, о которых говорится в исторических документах и воочию убедится о возможности осуществления будущей экспедиции по древнему

пути.

После разведки на месте, было принято окончательное решение – да, мы готовим новое приключение!

Подготовка

В общем, с мечтой о прохождении этого пути, к слову, который оставался нехоженым минимум 400 лет, я искал новый экипаж.

Человек, готовый пойти на риск, нашелся весной 2016, он оказался руководителем Центра Морского Права что в Москве, где однажды я получил удостоверение на право управления мотолодкой и прочими плавсредствами.

Итак, весной 2016 года стало понятно, что идти нам предстоит вдвоем, так как желающих выложить 200000 рублей с человека почему-то больше не оказалось.

Начались тесты лодочных моторов, и стало очевидным, что наилучшие показатели выдал четырехтактный подвесной лодочный мотор производства Японии объемом всего 125 куб/см, что в пересчете на «лошадиные силы» при соответствующих оборотах равняется 9.8 ЛС.

Так же, нам требовался еще один мотор, который бы позволил нам двигаться по заросшим и мелководным речкам с минимальными потерями, а так же в критической ситуации мог бы использоваться как мотор-докатка.

Для этой цели мы приобрели Китайский четырехтактный двигатель от мотоблока, мощностью 5 ЛС и изготовили мотовесло или как его еще называют – болотоход.

С лодкой было сложнее, так как на маршруте предполагались и низкие мосты, и реки «убранные» в трубы, и пороги вплоть до 4-й категории, завалы деревьев на несудоходных реках, водохранилища, шлюзы и само Белое море…. А еще наша перегруженная лодка была обязана идти в режиме глиссирования на маломощном лодочном моторе.

После тестов нескольких лодок, мы пришли к единому мнению, что под наши задачи подходит лишь одна надувная лодка Ка-Бот

Кат Бот и болотоход
Кат Бот и болотоход

После нескольких тестов, в мастерской, мы устранили все «детские» болезни этой лодки, дооборудовали ее всем необходимым, внесли некоторые изменения в конструкцию и на выходе получили необходимый результат!

Наш основной двигатель 9.8 ЛС с легкостью выводил на глиссирование вес 380 КГ! Да, общий вес всех вещей, экипа, лодки, моторов, бензина и экипажа составил именно 380 кг!

На ходовых тестах навигатор показал максимальную скорость 28 км/ч, при открытом дросселе на 70% наш комплект уверенно глиссировал со скоростью 22 км/ч.

Здесь хочется поблагодарить специалистов из московской мастерской по ремонту и оборудованию лодок http://remont-lodki.ru, именно они готовили, делали, подгоняли и дооборудовали наше плавсредство и лодочные моторы, кроме всего прочего изготовив для нас многофункциональное устройство, обеспечивающее нас электричеством 12/220V, музыкой, светом и сигнализацией с функцией «Периметр».

К началу весны 2017 года все было готово и мы назначили дату старта – 8 июня!

Нитка маршрута

Река Яхрома, река Сестра, река Дубна, река Волга, Рыбинское водохранилище, река Шексна, Белое озеро, река Ухтомка, озеро Волоцкое, в этом месте мы предпримем переброску нашей лодки по «Ухтомскому волоку» по суше в озеро Долгое, далее река Малая Ухтомица, река Ухтомица, река Модлона, озеро Воже, река Свидь, озеро Лача, река Онега до одноименного города и выхода в Белое море, Соловецкий архипелаг, город Кемь, ну а дальше на автомобиле вернуться в Москву.

Немного о нашей лодке

ПВХ лодка с НДВД (надувное дно высокого давления—аэрдек), стоит на учете в ГИМС, имеет гос номер АА 1006 RUS 77 и зарегистрированное в ГИМС имя — Das Boot (Дас Бот). Длина 4700,

ширина 1270.

Основной мотор — Японец, 9.8 лс 4т(чистые 9.8, без каких либо наворотов)

Докатка-болотоход — самоделка с 4т китайским движком от мотоблока 5лс

День первый

Раннее утро, подъем в пять часов утра и около шести мы встречаемся в мастерской, где хранится весь наш нехитрый скарб.

Грузим лодку на автомобиль и закидываем в багажники машин гермы, моторы и весь остальной груз. В голове каша, так как все хотим спать, Владимир накануне вернулся из командировки и вообще не спал накануне, но все хотят поскорее оказаться на воде и уже двинуться в путь.

Нас забросили на берег реки Яхрома рядом с Николо-Пешношским монастырем, недалеко от города Рогачево, в непосредственной близости от многим известного «Поля чудес», где сотни лет назад существовала ярмарка, в которую стекались товары из разных уголков мира по водным путям-волокам, которые использовали наши предки в качестве дорог.

Стоял теплый летний день, немногочисленные рыбаки на реке с удивлением смотрели на то, как мы укомплектовываем и раскладываем гору вещей в лодку и на лодку, недолгое прощание с провожающими, и около 12 часов дня мы завели болотоход и отчалили вниз по реке. Здесь хочется сказать, что я поторопился, и прикрутил струбцину крепления двигателя к транцу нашей лодки с такой силой, что прямо сразу выломал ее, и она осталась у меня в руках.

по Яхроме на болотоходе
по Яхроме на болотоходе

Эта ситуация на старте оптимизма прямо скажем, не добавила, но мотор надежно висел и на одной струбцине. Для ремонта требовалась сварка, и его было решено произвести в каком-нибудь городе по пути следования, до того, как мы доберемся до волока на озере Белом.

Контрольный замер расхода топлива показал, что наш болотоход при 50% открытом дросселе на 10 км пути расходует не более 1 литра топлива со скоростью 10 км/ч, что ж – отличный показатель!

Медленно тарахтим по равнинной речке Яхрома, к нам приходит осознание того, что мы как минимум смогли не смотря ни на что выйти на этот маршрут и предвкушаем будущие приключения, которые не заставили нас долго ждать.

Через пару десятков километров от слияния рек Сестра и Яхрома нас ждало первое испытание. В районе деревни Дутшево имеется разрушенная ГЭС, которая попала под затопление поймы реки Сестры во время битвы за Москву в 1941, как Вы видите на фото, пройти ее сходу на надувной моторной лодке – занятие невеселое.

Но так как мы выбрали удачное время года, уровень воды в реке оказался таким, что скрывал все железобетонные блоки и остатки стальных конструкций.

разрушенная ГЭС
разрушенная ГЭС

Мы сошли на берег и поинтересовались у рыбаков, об их мнении – проскочим ли мы на лодке в этом месте или лучше сделать обнос. Нам посоветовали обнести, но мы были против.

Визуально осмотрев пороги, выбрали по нашему мнению наилучшую струю, в которою нужно было направить нашу лодку, решились на прохождение ГЭС по воде.

Разгон, подруливание и мы входим в струю, десять секунд страха и мы не задев ни дном лодки ни винтом прошли над опасным участком реки. Первая засада пройдена, впереди следующая – там, где река Сестра протекает под каналом имени Москвы, причем уровень воды в реке там сыграет с нами злую шутку. А пока мы пройдя ГЭС, причаливаем к берегу и ставим основной мотор и продолжаем движение вперед уже на нем.

Ставим основной мотор
Ставим основной мотор

Еще пару часов хода и мы у канала, в том месте, где река Сестра заключена в три железобетонных коллектора, в которую в разгар лета спокойно может пройти небольшая лодка в июне представляет собой щель с высотой от среза воды до потолка порядка 50 сантиметров, стало очевидно, что лодка и мы, в том виде, в котором мы подошли к каналу, никак не сможем протиснуться под ним.

Вечерело, осуществлять переброску через канал наших вещей и лодки означало потерять несколько часов драгоценного времени и сил, поэтому решение этой задачи пришло достаточно быстро.

Все что имело положительную плавучесть из лодки было отправлено за борт и подвязано к бортам, двигатели уложены в лодку, спущено дно высокого давления, тем самым высвободив пару десятков сантиметров по высоте а мы с напарником вспомнив тетрис так же улеглись на дно лодки и начали свое движение по коллектору.

Упираясь руками в потолок мы отжимали лодку вниз и протискивались вперед, судя по видео, которое было включено, 80 метров коллектора мы проползали примерно 15 минут, местами лодка прижималась к потолку и в голову приходили мысли спускать давление из баллонов лодки, с тем что бы окончательно не застрять внутри, так же думалось о том, что если застрянем, мы не сможем дозвонится до МЧС, так как связи под каналом нет никакой. С потолка текла вода, бетон и песок с потолка сыпался на нас, в общем, эти 15 минут показались для нас часами, но когда мы вылезли по ту сторону канала, нашей радости не было предела, ведь впереди несколько часов движения по открытой воде!

Нужно сказать что Володя, хоть и имеет огромный опыт судовождения по рекам и морям, он впервые в своей жизни отправился в многодневный поход на надувной лодке, который предполагает 100% выход из зоны комфорта, для него такое испытание в первый день пути стало очередным экзаменом на стрессоустойчивость.

После бетонного мешка наша лодка представляла жалкое зрелище, пыль, песок и куски бетона были разбросаны по дну, стало понятно, что лодку необходимо помыть и заново переложить и закрепить вещи. Еще часа полтора мы потеряли на это нудное мероприятие, смеркалось.

Но нам нельзя тратить время на отдых, заводим мотор и в путь! Примерно через два километра, за железнодорожным мостом нас тормозят сотрудники доблестной инспекции рыбоохраны.

Рыбоохрана, пообщались))
Рыбоохрана, пообщались))

Дело в том, что мы пошли во время нерестового периода, и ходить под мотором запрещено до 10 июня. Да, безусловно, мы знали про это, но мы так же знаем, что данный закон распространяется на те реки и участки рек, где стоят соответствующие предписывающие знаки.

К слову сказать, ни одного знака, регулирующих или запрещающих лов рыбы, а так же знаков запрещающих эксплуатацию лодочных моторов мы так и не увидели на всем маршруте. Но рыбоохране это неведомо, поэтому мы не стали блистать знанием закона и тратить свое время на лечение сотрудников рыбоохраны и просто попросили выписать штраф нам на память, после составления акта о грубом нарушении закона мы двинули дальше.

Уже в сумерках Дас Бот вышла в реку Дубна, которая через некоторое время вывела нас выше одноименного города в реку Волга! Стемнело, включили навигационные огни и вышли на фарватер Волги, наш путь лежал вниз по течению.

Усталость, накопленная за этот день давала о себе знать, но останавливаться на ночевку мы не стали, хотя подкрепить силы какой-нибудь теплой едой все же требовалось.

Впереди горел огнями город Кимры, там, на левом берегу Волги имеется плавучий ресторан, к нему мы и причалили около 12 часов ночи. Немного горячей еды и кофе прибавили сил, кроме того мы запаслись горячим кофе в термосы на ближайшее время и снова сели по местам в лодку.

Заправка экипажа едой))
Заправка экипажа едой))

Продолжение следует))

Видео-отчет об этом походе