Часть 2. Продолжение
Изначально делать две публикации на эту тему я не планировала... Однако, в процессе написания обнаружилось, что мыслей слишком много по теме; как говорится, -"наболело".
Итак, дорогие читатели, продолжаем вместе размышлять.
Выясняем вопрос, так ли необходима отдельная подготовка к ВПР? И если да, почему тогда работы составляются таким образом, что изучения программных тем на уроках уже недостаточно, чтобы справиться с ВПР успешно?
Итак, проблемные моменты ВПР (продолжение, начало в публикации):
3. Сам формат проведения данной работы для ученика начальной школы является непривычным.
Обычно контроль знаний по русскому языку осуществляется посредством выполнения диктанта с грамматическим заданием, по математике - комбинированной контрольной работы (задача арифметическая, геометрическая, уравнение, примеры, именованные числа), а по окружающему миру - проверочной работы по изученному разделу. Поэтому если ученик ни разу не видел пример варианта ВПР, есть вероятность, что формулировки заданий ему покажутся не слишколм понятными. Могут вызвать трудности и способы оформления ответа.
Некоторые педагогические сайты пестрят рекомендациями, что "не заостряя особого внимания, готовить учеников в течение года к ВПР всё-таки нужно (ибо у этих работ есть и стратегия, и тактика выполнения".
Итак, все эти моменты (возможно, и некоторые иные - мнения в комментариях приветствуются) убедительно доказывают, что уделить внимание подготовке к ВПР в том или ином объёме педагогу просто необходимо. Особенно, если образовательное учреждение принимает решение о том, что отметка по ВПР выставляется в журнал.
У нас в этом году данные работы приравняли к экзаменационным отметкам по предмету, выставлять которые мы будем после годовых отдельной графой; а затем - итог. Получается, результат ВПР будет иметь вес при итоговой аттестации учеников начальной школы (несмотря на заверения разработчиков о том, что это не экзамен, а независимый мониторинг). Мы же не враги своим ученикам? Бросать их на произвол судьбы в таких условиях - не самая хорошая идея.
В течение учебного года один раз в неделю в классе мы с ребятами разбирали варианты ВПР по предметам все вместе. Так же время от времени я предлагала ученикам пробные варианты, чтобы отследить, какие вопросы ещё нужно рассмотреть отдельно и какой общий уровень успешности в классе.
Однако, дети всё равно ощущают определённую неуверенность и тревожность. Об этом рассказали мне ученики в нашем школьном чате. И даже прислали видео-хохму из интернета😂
Не обходится и без курьёзных случаев и смешных ответов (в процессе подготовки). Например:
1. Окружающий мир.
-Дети, на какой модели лучше отметить ухо, на какой- кисть, а где лёгкие?
-Ухо лучше на второй. Иначе ухо может слиться с мозгом. А это уже минус балл. 😂😂😂🤣🤣🤣
2. Олимпиадная задача из варианта ВПР по математике (см. фото).
Выясняем с детьми, что такое, "в среднем" и другие математические моменты. Один ученик:
- У меня только два вопроса. Откуда у Совы дверной замок? И кто такой Иа?... 🙄😕🤔
(А у меня только один вопрос... Как к 10 годам ребёнок мог ни разу не увидеть ни одной серии мультфильма, не прочитать великолепную книгу?....)
***
Итак, подведём итог всех размышлений по теме.
ВПР - наша реальность, от которой никуда не деться. Вариант того, что эти работы упразднят, безусловно, есть. Думаю, что произойдёт это только в одном случае- если уберут ОГЭ и ЕГЭ.
Вариант готовить детей или нет, каждый педагог и родители выбирают сами. Но необходимость в отдельной работе с заданиями, на мой личный взгляд, существует. Как думаете вы? Поделитесь мнениями в комментариях.
Было бы неплохо, если все недостатки ВПР, о которых я писала в публикациях, были ликвидированы разработчиками. Очень хочется, чтобы все вопросы составлялись в соответствии с программой обучения по тому или иному предмету. Тогда и результаты по классам были бы, несомненно, выше. Да и ученики спокойнее бы относились к таким общим срезам.
Спасибо за внимание к моему каналу. Как проводят ВПР в ваших школах? Какие недостатки и преимущества вы видите в этих работах? Жду мнения в комментариях.