Часть 1. Начало размышлений.
Изначально делать две публикации на эту тему я не планировала... Однако, в процессе написания обнаружилось, что мыслей слишком много по теме; как говорится, -"наболело".
С началом последней четверти во многих школах объявили старт Всероссийских проверочных работ ("ВэПэЭрки", как их называют дети).
ВПР, если кто-то не знает, это очередной вид контроля, впервые проведенный в 2015 году. Запущены они были С. Кравцовым, который на тот момент занимал пост руководителя Рособрнадзора. С 2016 года проведение Всероссийских проверочных работ стало регулярным.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, позволяющие проверить знания школьников по тому или иному предмету. Проще говоря, ВПР — это те же самые годовые школьные контрольные работы, которые пишутся по определенным правилам, обязательным для всех. ... Однако, ВПР – это не экзамен, а мониторинг, который проводится, чтобы определить уровень подготовки обучающихся во всех регионах России. ...Это значит, что высокая или невысокая оценка на ВПР не повлияет на годовую оценку, тем более оценку в аттестате или на переход в следующий класс. Именно школа принимает решение о выставлении отметок в журналы, но и родители, и сами школьники должны быть ознакомлены с этим решением.
(из официальных источников)
Уже видны нестыковки, верно? То говорят, что это итоговые работы, и тут же, что это не экзамен. То пишут, что не оценивается и не влияет на итоговую отметку, и тут же указывают, что школа вправе принять своё решение об оценивании.
Пару лет назад я была на очных курсах в Институте повышения квалификации педагогических работников. Методисты утверждают, что ВПР были созданы для независимой оценки качества образования, что отдельной подготовки учащихся не требуется. В случае, если ученики показывают пробелы в знаниях по тем или иным темам, то эту информацию используют для корректировки общеобразовательных программ. Звучит неплохо, не правда ли?
Однако, уже самые первые работы показали массу противоречий между ожидаемым и фактическим результатом. Я хорошо помню первый год введения этих работ... Одновременно вижу то, как они выглядят сейчас.
Предлагаю вам сегодня обсудить эти работы, составленные для начальной школы. Давайте выясним вопрос, так ли необходима отдельная подготовка к ВПР? И если да, почему тогда работы составляются таким образом, что изучения программных тем на уроках уже недостаточно, чтобы справиться с ВПР успешно?
Итак, проблемные моменты ВПР:
1. В этих работах встречаются задания, которые дети ЕЩЁ не изучали.
В первые годы проведения ВПР таких вопросов было очень много.
Сейчас, пока нет единого стандарта, разработчики уже подстраховались. Кроме вопросов ВПР, они дают нам инструкцию, как оценивать работу в том случае, если тема ещё не пройдена.
Частично проблему непройденного материала можно объяснить тем, что программы до сего времени были разные. В начальной школе, к примеру, одна и та же тема по предмету по одним учебным комплектам могла изучаться в 3 классе, а по другим - в конце 4 класса.
Сейчас все программы пытаются привести к единообразию, поэтому есть надежда, что вопросы, которые дети ещё не изучили, навсегда исчезнут из ВПР.
2. Среди заданий ВПР встречаются вопросы, которые практически не рассматриваются в начальной школе в нужном для выполнения ВПР объёме.
Например, в работе по окружающему миру моим ученикам потребовалась в этом году дополнительная подготовка по таким вопросам:
- Узнай профессию по инструментам. Чем занимаются люди данной профессии? Какова её социальная значимость?
По программе "Перспектива" разговор о профессиях идёт только в первом классе. Уровень обсуждения темы, скорее, дошкольный (шприц - это инструмент врача, доктор лечит людей и т.п.). Более глубокий разбор и обсуждение социальной значимости детям в 1 классе не по возрасту. Вот и получаем, что при выполнении таких работ в 4 классе без отдельной подготовки, работы пестрят такими "перлами": "профессия - повар, он готовит еду; без повара люди бы не ели и умерли" и т.п.
- 15 вариантов заданий по краеведению.
Вопросы краеведения обычно эпизодически рассматриваются на уроках окружающего мира, так же есть предмет внеурочной деятельности "Брянский край". Однако, если с заданиями о достопримечательностях родного города, о природной зоне и др. ученики справляются легко, то есть и иные вопросы, которые вызывают затруднения и требуют отдельной подготовки: виды почв твоего края (виды почв по нашей программе не изучаются в принципе); полезные ископаемые края; промышленные предприятия и др.
- Какой праздник отмечен на календаре? Какова его общественная значимость?
С названиями праздников сложностей у детей нет, а вот определить грамотно и записать, какую роль для общества они играют - многим трудно (так же, как и в случае с профессиями). Зато всё второе полугодие мы с детьми изучаем историю России, а данной темы в ВПР нет и не было в принципе.
Трудности возникают у многих учеников и при выполнении последнего задания по математике - это, как правило, олимпиадная задача. На такие задания всегда нужно обращать отдельное внимание, не всем ученикам они даются легко.
О других сложностях, связанных с выполнением ВПР, буду размышлять в следующей публикации. Приглашаю к обсуждению темы в комментариях.
Продолжение в следующей публикации.