Во время обсуждения моей вчерашней статьи на Авиафоруме, один пользователь в ответ на мою фразу «Начиная с понедельника, 22 мая 1972 года ни один Ан-10 не поднялся в небо, а флот подвергся тщательному изучению» написал гневную тираду о том, что я неправ, а он видел летавшие Ан-10 в начале восьмидесятых годов.
Я уже неоднократно писал о том, что интересуюсь именно гражданскими пассажирскими перевозками по установленному расписанию, и пишу о них. Но, тем не менее, упрек принимаю. В своей фразе мне следовало сделать оговорку для того, чтобы всем было понятно, о чем идет речь.
Далее, небольшое послесловие о судьбе самолетов Ан-10 после 22 мая 1972 года.
Постановлением Правительственной комиссии по расследованию катастрофы Ан-10А СССР-11215, предписывалось тщательно изучить весь флот Ан-10 на предмет целостности конструкции. Этим занимались ОКБ Антонова, Воронежский авиационный завод и авиаремонтный завод №412 в Ростове на Дону. В процессе изучения разобрали и впоследствии списали несколько самолетов, в том числе самолет-лидер 11140, а также 11202. 11214, 11222 и 11224.
Выводы авиационных инженеров подтвердили мнение правительственной комиссии о проблемах с усталостными трещинами конструктивных элементов нижней панели центроплана, которые обнаружили на многих других машинах. Дело осложнялось тем, что конструкция самолета не позволяла обнаружить трещины без расклепывания и снятия стыковочных накладок стрингеров с последующей их заменой.
Спустя почти полтора года, 27 августа 1973 г. Министерство гражданской авиации СССР издало приказ №032 (люди постарше помнят, что означала первая цифра «0» в номерах государственных и ведомственных документов в Советском Союзе), который решил судьбу оставшихся в живых «десяток». Часть самолетов предписывалось списать, а часть, довольно приличную, 25 самолетов, – передать заводам Министерства авиационной промышленности. Так, например, машину 11135 передали Воронежскому авиационному заводу, машину 11143 – Харьковскому авиазаводу, 11147 – Комсомольскому на Амуре АПО, 11153 – Киевскому авиазаводу, 11156 – Новосибирскому АПО, 11163 – Арсеньевскому ПО «Прогресс». 11175 (предположительно) Иркутскому авиазаводу, 11176 – Куйбышевскому авиазаводу, 11195 – Омскому ПО «Полет», 11207 (предположительно) Казанскому АПО и т.д.
Все эти самолеты после августа 1973 года использовались для полетов в рамках отраслевой кооперации, перевозили командированных специалистов, а также директоров предприятий. Сам этот факт – полеты директоров авиазаводов – говорит о доверии к конструкции Ан-10 со стороны самолетостроителей.
Свидетелей полетов самолетов Ан-10 в середине семидесятых годов много. Судя по описанию этих встреч с «десятками» в аэропортах СССР, подавляющее большинство «Антошек» несли на себе старую схему окраски образца 1967 года – бирюзовые крылья за кабиной экипажа, бирюзовая полоса вдоль линии иллюминаторов и такого же цвета «парус» на вертикальном оперении. Что косвенно говорит о том, что ремонтов Ан-10 после 1973 года не проводилось. Самолеты вырабатывали свой ресурс, после чего списывались.
Так, из 25 Ан-10 Минавиапрома СССР, 5 были списаны уже в 1973 году, 5 - в 1975 году, 4 – в 1976 году. Последние два Ан-10, 11160 и 1176 списаны приказом от 19 января 1977 года.
Дат списания остальных девяти самолетов нет. Вполне возможно, что после 19 августа 1973 года они так и не поднялись в воздух.
Выше я написал про подавляющее большинство Ан-10 в старой окраске. Большинство, но не все. Как минимум, Ан-10 11176, установленный в качестве детского кинотеатра «Антошка» на проспекте Ленина в городе Кемерово, нес на себе новую окраску образца 1973 года.
Примечательно, что 11176 был списан 17.01.1977 г, а совершил свой последний полет спустя полгода, в июне 1977 г.
Последние известные мне даты полета ведомственных Ан-10: 11143 – 26.09.1974, 11213 – 14.01.1976, 11156 – 09.1976, 11176 – 02(?).06.1977.
По всему получается, что после июня 1977 года полетов МАП-овских Ан-10 не было.
Но это не конец истории.
Помимо Минавиапрома некоторое количество Ан-10 служило в ВВС СССР. В качестве транспортно-десантных, самолетов-салонов и воздушных командных пунктов. Часть из них несли армейскую окраску, а часть – стандартную окраску Аэрофлота образца 1967 года. Примерно семь Ан-10 в свое время принадлежали 374-му ВТАП и базировались на аэродроме Тула(Клоково). Другие Ан-10 служили в ГСВГ, БВО, КДВО.
И вот эти самолеты пролетали гораздо дольше. ВКП АН-10А СССР-11854 Группы советских войск в Германии, базировавшийся на аэродроме Шперенберг, по свидетельству очевидцев, летал до лета 1979 года. ВКП Ан-10 СССР-11947 совершил свой последний полет с аэродрома Клоково 25 марта 1980 года. Есть свидетельства, что ВКП Ан-10 СССР-72605, самолет командующего Краснознаменным Дальневосточным военным округом, летал примерно до 1982 года, то есть на протяжении десяти лет после знаменитой катастрофы 11215, после которой были запрещены все пассажирские перевозки на типе.
Спасибо за внимание.