Найти тему
Школа Жизни

Кинокомедия «Дайте жалобную книгу». Как смешили зрителей Никулин, Вицин, и Моргунов?

    Кадр из фильма "Дайте жалобную книгу"
Кадр из фильма "Дайте жалобную книгу"

Лирическая комедия «Дайте жалобную книгу» была снята знаменитым режиссёром Эльдаром Рязановым 60 лет назад, однако до сих пор пользуется зрительской любовью. И одна из причин этого — игравшие в фильме прекрасные актеры, включая знаменитую «веселую троицу»: Юрий Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова.

Перейти к началу статьи

Вот один из диалогов с их участием, легший потом в основу целого ряда анекдотов(впрочем, и сам наверняка бывший ремейком старых комических историй).

Веселая компания (знаменитая троица) отдыхает в любимом ресторане и ведет застольную беседу. Г. Вицин: — Ребята, вы знаете, от меня жена ушла… Ю. Никулин: — Маша? Г. Вицин: — Угу… Лиза! Ушла… В кино пошла. Ю. Никулин: — А на какой сеанс? — На 18.45. — Это ничего…

Заметим, что походы в кинотеатр в ту эпоху были важным культурным событием для большинства людей. Можно вспомнить, что Иван Кондаков, незадачливый ухажер главной героини кинокомедии, директора «Одуванчика» Татьяны (актер А. Кузнецов), специально купил ее матери билет в кино, чтобы остаться наедине с объектом воздыханий.

   Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»
Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»

Но, разумеется, речь идет о чисто техническом моменте — жена могла уйти и к парикмахерше, и в магазин, и, наконец, на работу. Стоит отметить, что в кино-диалоге присутствовал и еще один момент: Никулин, приятель брошенного мужа, точно не знал, как зовут его жену, и перепутал имя (Маша? — Угу… Лиза!). В фильме, в исполнении таких признанных мастеров комедийного жанра, как Вицин и Никулин, это выглядит смешно, но в анекдоте как таковом подобного рода отступление выглядело бы случайным и ненужным.

Соль шутки — игра слов, заключающаяся в разном понимании значения глагола «ушла». «Ушла», особенно в контексте жалобы говорящего, обычно воспринимается как «бросила», поэтому слова персонажа о кино являются для зрителей сюрпризом («панчлайн», однако!). Любопытно, что в свежем анекдоте происходит своего рода «реверс»: сначала говорится, что жена бросила мужа, а потом уточняется, что ушла (в смысле «вышла»). Вицину не было никакой необходимости произносить, что жена его «бросила», потому что его жалобный вид говорил сам за себя.

А вот еще два относительно свежих анекдота на эту тему:

— Ты чего такой грустный и расстроенный? — От меня жена ушла… — Хм. А ты на кухне смотрел?
Когда жена ушла, мне сначала было грустно и тоскливо. Но потом я завёл собаку, купил мотоцикл, о котором всегда мечтал, и наконец-то замутил с соседкой, которую давно хотел! Жизнь сразу наладилась. Вот только теперь думаю, что когда жена с работы вернётся — мне конец…
   Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»
Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»

Так что же перед нами — переделка старой шутки или таки совершенно новый анекдот? И первое, и второе, и, наверное, что-то третье. Вспомним афоризм французского мыслителя Блеза Паскаля: форма меняет смысл содержания, и по-новому расположенные слова позволяют создать новое произведение.

И еще о самой киноленте и участии в ней «веселой троицы».

Сценарий фильма был написан знаменитым драматургом и поэтом (впоследствии ставшим диссидентом) А. Галичем совместно с Б. Ласкиным. Впрочем, Рязанову сценарий как будто не очень-то понравился, и он существенно переделал его.

Автор книги «Веселая троица — Вицин, Моргунов, Никулин» Л. Лайнер отнесся к фильму достаточно критически. Он назвал его юмор «натужным», заметив, что из него льются «Елей и патока»:

В условном, далеком от жизни киномире ходят ненатуральные герои и пытаются рассмешить зрителя… Серьезный зритель, который решил посмеяться, порой с недоумением и тоской смотрел на экран.

Добавлю: особенно, если «серьезный зритель», почему-то вдруг решивший посмеяться, был лишен чувства юмора.

   Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»
Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»

С этой оценкой не во всем можно согласиться. Элементы лакировки и приукрашивания действительности в этом фильме, как и во многих других советских, действительно были, однако не стоит забывать, что речь все-таки идет о комедии, причем окрашенной в лирические тона (в основе сюжета — соперничество двух видных кавалеров, претендующих на руку и сердце прекрасной Татьяны). Герои кино всегда немного (или много) ненатуральны, в этом и заключается отличие искусства от жизни. Что же касается юмора, то он показался мне не натужным, а самым что ни на есть настоящим, во всяком случае, в большинстве сцен.

Небольшой эпизод из ленты.

Консервативный начальник Татьяны зачитывает ей одно из пришедших к нему пресловутых «писем трудящихся», в котором хвалят прежние порядки ресторана и ругают вводимые новшества. Он обращает внимание на то, что пишут их уважаемые люди, в конце текста стоит подпись: «академик». Девушка выражает сомнение в том, что письмо принадлежит перу академика, иронически замечая, что писавший — максимум член-корреспондент. На вопрос, почему она так думает, отвечает: слово меню написано через И — «миню».

Старо, скажете вы? Может быть, и так, но в данном контексте, на мой взгляд, достаточно смешно.

Да и сами съемки, как писали очевидцы, проходили достаточно весело, не в последнюю очередь благодаря знаменитым комикам, которые постоянно смешили окружающих анекдотами.

Как в фильме появилась «троица»? Она действует только в двух эпизодах, и можно предположить, что Рязанов просто-напросто решил за счет привлечения знаменитостей (а Никулин, Вицин и Моргунов, несомненно, уже были ими после выхода «Самогонщиков» и «Необыкновенного кросса») повысить интерес широких зрительских масс к фильму.

Отчасти это и так, однако на самом деле троица успешно вписалась в лейтмотив фильма (противостояние старого и нового). В первом эпизоде друзья предстают типичными посетителями ресторана, любителями выпить, душевно поговорить и, при случае, подебоширить. Во втором и последнем мы узнаем об их профессиональной принадлежности — работники торговли. Главный, разумеется, Моргунов, который является директором магазина одежды, Вицин — зав. секцией, Никулин же — простой продавец.

   Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»
Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»

В знаменитом эпизоде «Начальство надо знать в лицо» должны были присутствовать не только продавцы — Никулин и Вицин, но и директор магазина — Моргунов, однако он странным образом исчез из кадра (кому, как не директору, лучше знать начальство, которое он наверняка мог видеть на каких-нибудь совещаниях, в лицо). Л. Лайнер рассказывает, что такой поворот событий крайне не понравился директору киностудии В. Н. Сурину, который заявил сценаристам и режиссёру:

— Вы что там все с ума посходили?! Вы где такое видели, чтобы советский директор дебоширил и дрался в ресторане, как какой-то биндюжник?

(Подозреваю, что если они такое и видели, то благоразумно предпочли смолчать.)

Было дано указание, чтобы один из эпизодов был удалён: либо Моргунов дерётся в ресторане, но тогда он не директор, либо наоборот, если он директор, то в драке не участвует! В итоге было решено принять первый вариант: драку Моргунова сохранить (нельзя же совсем без нее, тем более что в течение всей ленты драка между двумя ухажерами Татьяны назревала, но так и не произошла, к разочарованию зрителей), а в эпизоде в магазине одежды Моргунова вообще не показывать, делегировав его реплику Вицину (таким образом, зрители, видевшие сам фильм, но не интересовавшиеся его закулисьем, так и не узнали, что Моргунов был директором).

Рассказывают, что Моргунов, человек с очень непростым характером, обиделся на то, что этот эпизод был вырезан и переснят без его участия, и никакие объяснения Рязанова не смогли его успокоить.

   Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»
Кадр из фильма «Дайте жалобную книгу»

Замечу, что похожая ситуация произошла при съемках фильма «Кавказская пленница». Фразу «Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии» должен был по сценарию произносить шофер Саахова Джабраил (кому, как не местному жителю лучше знать, кто, кого и где украл и «в нашем, и не в нашем районе»), но она выглядела неприемлемой по цензурным соображениям, и лишь тот факт, что ее делегировали Никулину, помог решить возникшую проблемную ситуацию.

Так как рождаются анекдоты и какова тут роль кинематографа?

  • Известно, что многие популярные герои кинофильмов, такие как Чапаев, поручик Ржевский, Шерлок Холмс и Штирлиц, становятся персонажами фольклора.
  • Бывает и другая ситуация: сами киногерои не слишком запоминаются, однако фразы, которые они произносят, становятся популярными шутками, анекдотами или мемами.

Что же с нашей веселой троицей? С ними, как будто, произошло нечто среднее. Они действительно стали персонажами ряда анекдотов, но их было, вопреки тому, что принято считать, не так уж и много (почему — другой вопрос). И гораздо популярнее анекдотов о любимых актерах стали произносимые ими фразы, многие из которых превратились в мемы еще задолго до того, как появилось само это слово.

Впрочем, это, разумеется, уже совсем другая история.

Автор — Александр Котов

Источник — ШколаЖизни.ру

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц