[ЦЕРКОВНЫЕ ПРОПОВЕДИ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ, ПРОПОВЕДЬ ТРЕТИЯ]
ДЕСЯТЬ ЦЕРКОВНЫХ ПРОПОВЕДЕЙ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
ОБ ИСТИННОЙ СВОБОДЕ И ЕЕ СООТНОШЕНИИ С НРАВСТВЕННОЙ СВОБОДОЙ
«Если кто хочет идти за Мной, да отвергнется себя, возьмет крест свой и следует за Мной» (Мф. 16,24).
Небольшой отрывок, но насколько всеобъемлющий. Этот короткий отрывок учит нас о ежедневном спасении, что оно зависит не только от абсолютного действия Божьей благодати, но и одновременно от содействия человека. Таким образом, он прямо учит, что двумя факторами спасения являются две [вещи] а) свободная воля человека и б) Божественная благодать.
И это правда: Божественная благодать имеет приоритет в деле спасения, потому что она является началом, таинственно призывающим человека, и концом, совершенствующим и спасающим его. Но все же воля человека должна быть поставлена на первое место в деле спасения, ибо это главный инструмент, который был главным средством рассеяния человеческого разума, который был усыплен грехом. Ибо благодать действительно призывает, но абсолютная свобода человека может направить свою собственную волю против призывающей благодати и выбрать и действовать против нее.
Отсюда необходимость совершать наше спасение по мере спасения, потому что выполнение предложенных условий было бы невозможно без содействия человека, то есть без сотрудничества с другим фактором его воли. Ибо благодать дается, но требуется воля для ее получению, причем воля неизменная, не отклоняющаяся от призывающей благодати.
И если воля человека является лишней в спасении, то излишне и призвание, которое было сделано: ибо благодать Божья в своей неисчислимости могла бы спасти всех, но не спасает никого, будучи лишней по отношению к любому призыванию во всех действиях.
Итак, поскольку от его ежедневной свободы и от его воли к Божественному закону, которая основана на этом условии, зависит, в первую очередь, его ежедневное спасение, я буду говорить об истинной свободе человека, доказывая:
(а) что человек по природе является свободным;
(б) отличительную черту истинной свободы;
(в) что истинной свободой является нравственная свобода;
(г) каким образом мы можем оставаться свободными
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
α΄. Что человек по природе своей свободен.
Человек, будучи создан для того, чтобы представлять на земле миниатюру бесконечного образа Божественного Творца, как бы несет в себе свойства Бога по отношению к ним. Поэтому, как образ Божий, человек должен быть самосознательным, свободным и уверенным в себе, ибо если он бессознателен, несвободен и необуздан, он недостоин столь высокого достоинства. Свобода человека, таким образом, становится необходимым следствием цели его появления и сотворения, следовательно, неизменным и достойным уважения качеством. Эта истина, согласно логике опыта и философии, также содержится в Библии.
Оставляя в стороне многочисленные отрывки, в которых признается и провозглашается свобода человека, я упомяну в качестве отступления библейский отрывок, в котором ясно и недвусмысленно провозглашается незатронутая свобода человека. В этом отрывке Спаситель наш Господь, обращаясь к народу, говорит: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись Себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 16,24).
Что в этих словах, как не определение предела свободы человека? Что теперь он может поставить под сомнение свою собственную власть? Такова сила слов Спасителя, что никто не может противиться их силе; свидетельство становится выше всяких сомнений. Спаситель зовет человека за Собой, потому что признает его личным и свободным; призывает его сотрудничать во спасении, которое Он совершил, и принимать активное участие в своем собственном искуплении; и эта честь не уже дарована ему, но он признает ее существующей.
Если бы человек был лишен свободы и самоуправления, он никогда не хотел бы быть достойным такой чести, как сотрудничество с Богом в деле спасения, но как пассивное и инертное тело он хотел бы получить действие Божественной силы. Отсюда показывается, что человек свободен и самостоятелен. При изучении исторического события спасения человека становится очевидным не только существование свободы человека, но и ее величина и ценность. В этом мы видим воплотившегося Сына Божия для спасения и несения наших ран, и великую тайну домостроительства, которая должна исполниться, и все же никто не заставляет, никто не воздействует на свободу.
Поэтому запертые врата спасения открываются и принимают человека, и человек свободно стоит у входа: он может войти и выйти из них без страха. Таким образом, человек получил свободу, которая не бесполезна, ибо он стал великим и ценным; и ценным настолько, что его почитает даже Бог.
Что же является самым благородным из этих качеств, не то ли, что это одно из тех, которые отличают человека от остальной органической животной природы, не то ли, что это делает его выше естественных законов, господствующих над существами в органическом порядке животного царства? Свобода действовать не по фиксированным и непреодолимым законам, а по выбору и следуя тем же принципам, является признаком превосходства человека в творении. Как велико признание свободы человека под руководством нашего Господа Иисуса Христа, как велик пример нашего Господа! И как ясно нас учат, что мы должны чтить свою собственную свободу и знать ее ценность, не терпя ее порабощения, зависимости или унижения.
Показав важность свободы человека, мы переходим к рассмотрению ее истинной отличительной черты, предварительно сделав несколько предложений, потому что в нас есть ложная и фальшивая свобода, проявляющаяся через любовь человека ко злу, о чем свидетельствует Священное Писание. В Ветхом Завете написано, что "ю«помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21), а в Новом Завете апостол Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех....» (Рим.7,19-20).
Осознание отличительной черты истинной свободы и отличие этой мнимой свободы не менее важно, чем отличие от других, потому что различие особенностей напрямую связано с последствиями каждой из них, а они различаются пропорционально различию свобод. А поскольку противоположность отличительных черт имеет и противоположные результаты, то отсюда следует, что если результат истинной свободы - добро, то результат ложной свободы - зло. Но если крайним благом является Бог, блаженство и вечная жизнь, то крайним злом - вечная смерть и страдания. Поэтому, следовательно, одна истинная свобода приводит к обожению человека, а ложная свобода приводит к жалкому существованию.
Поэтому одна возвышает до высокого положения, а другая опускается до самой низкой подлости. Поэтому необходимо, чтобы они были отодвинуты и различимы друг от друга, ибо соединение и смешение этих столь непохожих свобод является очень опасным. Их сходство, к тому же, быстро обманывает и соблазняет непосвященных исследователей источников, убеждает их принимать залоги лжи за плод истинной свободы.
Заблуждение человека стало очень продолжительным из-за его философии и по причине ослабления трех его первичных душевных сил (познавательной, волевой и чувственной), поскольку склонность к уязвимости и неспособность различать заявленную двойственность в собственной воле стали достаточно вескими причинами (для заблуждения человека). Поэтому хочу подробно остановиться на каждой из них и указать на их наиболее важные характеристики, чтобы облегчить испытание обоих и избежать любого искушения.
β'. Особенности истинной свободы.
γ΄. Ее связь с нравственной свободой.
Истинная свобода состоит в том, чтобы быть в состоянии трудиться, желать и действовать самостоятельно и независимо. Ибо всякий образ мыслей, всякая воля, всякое чувство, всякое ощущение, будучи взаимоисключающими, не могут быть подлинно свободными актами, поскольку им недостает свободы и самостоятельного действия.
Здравомыслящий человек должен сдерживать свою волю и проявлять свой чистый ум, свой правый разум и свои подлинные чувства, потому что только человек, освобожденный таким образом от всякого внешнего влияния в своих действиях, имеет отличительную черту истинно свободного человека и обретает истинную свободу. Противодействие указанной особенности является отличительной чертой ложной свободы.
Поэтому ложная свобода приближается к истинной свободе в той мере, в какой она меньше противоречит нравственному закону. Если, таким образом, приближение ложной свободы к нравственному закону становится приближением к истинной свободе, то из этого следует, что истинная свобода есть сам нравственный закон, ибо он не приводится в движение обманчивым внешним влиянием. Поэтому можно смело сказать, что истинная свобода есть нравственная свобода человека, следовательно, наоборот, нравственная свобода есть подлинная свобода человека.
Свойство нравственной свободы - желать и делать добро, искать Бога и наслаждаться общением с Ним, потому что нравственная свобода, будучи свойством духовной и Божественной природы, естественно желает добра и ищет Бога. Человек должен стремиться к этой нравственной свободе всеми разумными способами, хотя он имеет духовную природу.
Поэтому, будучи материально-духовным, он принадлежит не только к чувственному, но и к духовному миру за пределами ощущений. Поэтому, находясь в гармонии с самим собой и с другими духовными существами, он должен стремиться к царству нравственного закона, то есть к нравственной или истинной свободе. Поэтому всякое действие человека, согласное с нравственным законом, становится свободным действием человека, а всякое действие, противоречащее ему, становится действием несвободным и рабским, а значит, отклонением от истинной воли человека.
Поэтому человек становится истинно свободным, когда он мыслит, желает и действует в соответствии с нравственным законом, а ложно свободным или несвободным, тогда когда он действует вопреки ему. Итак, человек выбирает и желает то, что добро, потому это является свойством его собственной природы. Эту истину подтверждает и следующее изречение Священного Писания: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11,44).
Итак, святость нам естественна и близка, поэтому то она нам предлагается в качестве побудительного примера, представленного и удерживаемого для ободрения. Ибо никогда бы пример не был представлен для подражания и усвоения, если бы он был неестественным и чуждым нашей природе: иначе это было бы недостойно Божественной мудрости и благости, мудрости для неразумных и благости для жестоких, чтобы человек был знаком с добром и желал его. Об этой истине свидетельствует и апостол Павел, который в Послании к Римлянам говорит: «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим.7,18).
Так что человек, будучи нравственно- свободным, всегда желает и стремится к добру, но не может исполнить его по другому закону, который противостоит в нем, как в этом отрывке он говорит: «в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7,23).
Поэтому любой поступок, противоречащий Божественному закону или нравственному закону, является поступком, продиктованным низшей природой, порабощенной закону греха, но которая подчиняется ему как требованию истинного субъекта человека, то есть истинного и реального "я". Поэтому человек должен делать различие между двумя волями в себе, высшей и благородной, и низшей и неблагородный, так, чтобы он легко узнавал каждую из них и, таким образом, избегал той, которая его унижает, принимал ту, которая обеспечивает безопасное и надежное приобретение конечного блага.
Это разделение своего и чуждого [нам] Он произвел по Своей воле: как указал нам наш Спаситель, будучи занят [молитвой], сказав: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мы 26,41).
Отсюда ясно видно, что два естества в одном [человеке], дух и плоть, спорят и воюют друг с другом за господство: одно - чтобы сделать человека свободным, другое - чтобы сделать его рабом. На основании сказанного, показав различие между двумя волями в нас и отличительную черту последней, мы уже переходим к указанию способа, с помощью которого мы можем, всегда следуя велениям нашей истинной воли, быть свободными в нравственном смысле этого слова.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Как мы можем жить свободно?
Способ, с помощью которого мы можем сохранить себя свободными указал нам наш Спаситель. Он говорит в процитированном отрывке: «Возьми крест свой и следуй за Мною», ибо только таким образом мы сможем оставаться свободными. А о том, что следование за Господом есть свобода, Господь снова свидетельствует, говоря: «Если пребудете во Мне, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными... Если Сын сделает вас свободными, то вы свободны» (Ин.8,31-32). Итак, мы будем свободными, если будем слушать слово Господа Иисуса и пребывать в Нем, взяв свой крест и следуя за Ним.
Истолковывая объяснение изречений Господа и интерпретируя их, по смыслу толкования, Господь наш Иисус Христос, кажется, говорит так: "пусть отложит плоть свою с ее привязанностями и желаниями, и пусть будет терпелив в скорбях и напастях, всегда соблюдая слова Мои", то есть отложит грех свой, выберет добро, веру в Сына Божьего, ибо Он есть «путь, и истина, и жизнь» (Ин.14,6), иначе не может быть завета, ибо делающий грех есть раб греха, и не любящий добра (то есть Иисуса Христа) не соблюдает заповедей, и нет в нем свободы: ибо Господь есть дух (свободы), а где дух Господень, там свобода (2Кор.3,17). Итак, кто не следует за Христом, тот пребывает в рабстве, потому что Христос не соделал его свободным.
Итак, если мы хотим быть свободными, мы должны слушать слово Того, Кто освобождает, принимать и хранить его в сердце своем, чтобы познать истину, благодаря которой мы можем стать свободными. Иначе мы будем рабами греха и рабами своих страстей; свободными в отношении греха, но рабами в отношении совершения добра.
Итак, отвергните злодеейства, отвратитесь от греха и с неуклонным желанием следуйте за Господом, чтобы обрести истинную свободу и стать Его последователями, сообразуя свою волю с волей Господа, чтобы мы исполняли не свою волю, но волю Божью, чтобы мы жили уже не как мы, но искали Христа в нас, как сказал Павел: «Уже не я живу, но Христос во мне» (Гал.2,20), ибо такой путь подобает разумным существам.
Поэтому пусть наш дух следует духу Господа, а наша воля - воле Господа, и если мы будем поступать так, то будем истинными последователями Его и будем ходить путем свободы, который также является путем спасения. Только в этом случае мы отрекаемся от самих себя, ибо иного самоотречения кроме такого как подчинение воли плоти воле духа, невозможно, ибо это истинное распятие тела, которое не способно даже на малейшее движение [в сторону] этой [падшей] воли.
В этом плоть испытывает все боли, печали и воздыхания. Господь ищет этого для нас, и в этом мы только обретаем свободу, а все остальное - заблуждение. И те, кто считает себя последователями Христа, сильно заблуждаются, ведь они слышат заповеди Божьи и повинуются им, принимают Его учение и отвергают свое спасение, но не желают сообразовать себя с Божественной волей, оставив грех и украсив себя христианским образом, и терпеть эту скорбь. Считать так есть наихудшее заблуждение, и от него должны избавиться те, кто заботится о своем спасении.
Христианство далеко не философская система и основывается на познании человека, но оно затрагивает и волю и чувства, потому что христианство имеет своим исходным пунктом не только требование знания учения и верований системы или религии, но и волевого принятия учения об принципах и других вещах, таких как священная и Божественная, совершенная и спасительная сила для человека, а также ощущение животворной силы слов.
По этой причине христианство является религией, требующей не только знания о нем, но и нашей воли и наших чувств.
Но поскольку предпосылкой религии является откровение о высшем благе, мы должны знать, понимать и стремиться к его обретению.
Христианство призвано не только передавать религиозные и нравственные истины, но и показывать новую религиозную и нравственную жизнь. Поэтому христианство стало религиозно-нравственным институтом, нацеленным на воспитание сердца и просвещение разума, так что его истинными последователями являются не только те, кто принимает его учение, но и те, кто сообразовывают свою жизнь и свои пути в соответствии с его принципами и учениями.
Это истина, о которой говорит Господь: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7,21).
Также апостол Иаков говорит: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя; не слушателем забывчивым, но исполнителем дела» (Иак.1, 22, 25), и Павел говорит: «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2,13). Поэтому христианство стремится сделать из человека не философа, а образ и подобие Божье; и это возможно, если человек сделает свое сердце святой скинией, в которой Господь, соделавший его скинией, соединится и поселится в нем и соделает его скинией для Самого Себя.
Пророк Давид особенно просил Бога со слезами и говорил: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50, 12). И он был весьма прав, ибо какая польза от знания, если оно одно не спасает; какая польза от него, если оно не служит для воспитания и облагораживания сердца? Разве наше сердце - это не душа? Не из него ли, как говорит Господь, исходят злые помыслы и злые дела? (Мф. 15,19). Поэтому мы должны воспитывать сердце, если хотим быть последователями Христа, а значит, по-настоящему свободными, ибо нет другого средства привлечь нас ко Христу. Если же есть такие, которые думают иначе, то оставим их. Мы же, как верные последователи Спасителя и любители истинной свободы, возьмем свои кресты и последуем за Христом, Который избавил нас от рабства греху, соделал нас рабами Божьими, то есть истинно свободными, и представил нас Богу и Отцу
как «род избранный, царственное священство, народ святой» (1Петр.2,9-10). Он соделает нас сынами и дочерьми, сонаследниками Своего Небесного Царства, которого да будем все мы достойны. Аминь.
Афины, 24 февраля 1885 года.
Источник:
Нектарий Кефалас, митрополит Пентапольский. Полное собрание сочинений. Том I. Афины, 2010. Изд.: Эгинского монастыря Святой Троицы / Десять церковных проповедей на Великий Пост. Проповедь вторая о терпении в скорбях. С.113-123 // Перевод: свящ. Александра Сергеева
Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.
Если статья Вам понравилась, сделайте ее репост, перешлите Вашим друзьям и знакомым. Поставьте нравиться и подписывайтесь на канал!
Иерей Александр Сергеев