Найти тему

Каталог не для продажи. Вехи времени в «Ленинградском каталоге» Д.Гранина

фото автора
фото автора

Однажды писатель Даниил Гранин в мастерской у художника Владимира Васильковского увидел альбом, куда тот рисовал людей 30-х годов, по памяти, взрослых тетей и дядей его детства. Писатель стал листать альбом и узнавать время своего собственного детства: улицы, дома и вещи, которыми тогда пользовались и которые сегодня исчезли совсем или изменились. Д.Гранин с художником решили объединить свои воспоминания о Ленинграде далеких, довоенных лет в одну книгу.

Писатель предлагает большим и маленьким читателям заглянуть в прошлое, через предметы быта, рекламу тех лет, как в каталог вещей. Книга эта историческая, познавательная и очень увлекательная. Фотографии и рисунки на каждой странице. Писатель вспоминает об ушедших вещах: щипцы для завивки волос, которые были у его матери, пресс-папье (кто-нибудь сейчас знает, что это?), это слово знали все пишущие чернилами, рассказывает, как керосиновая лампа способствовала нефтедобыче; знакомит с ушедшими профессиями: угольщик, трубочист, чистильщик сапог, трамвайщик, лудильщик- те заходили во дворы и кричали: «Лужу!Паяю!», в тех же дворах играл шарманщик. По одежде определяли начальников, тогда они в автомобилях не ездили, можно было узнать начальника по большому портфелю, брюках-галифе и ногах у всех были – краги; а еще все носили галоши, снимали их в прихожей. А как любили значки, на пиджаке висело по несколько штук сразу!

Гранин признается, что стал вспоминать и понял, что забыл какие были в ходу словечки.

Одна Лиговка чего стоила с ее жаргоном, ее героями. Лиговка- обиталище гоп-компаний…А первые танцзалы, первые Дворцы культуры… В этом городе шла жизнь, не похожая на нынешнюю. Носились мальчишки-газетчики…, не было ни метро, ни троллейбусов. Было много деревянных домов, которые в блокаду разбирали на дрова…

Вспоминая о вещах, на память писателю приходят и примеры быта. Вечером всей семьей собирались и читали вслух газету, играли вместе в лото, вместе радио слушали. Много чего вспоминает автор: игры во дворе, как ходили в кинотеатр, какие песни пели:

В песенном нашем репертуаре отражалось время, еще взбаламученное, где все переплелось, соседствовало – романтика гражданской войны, блатное, пионерское, нэповское: «Юный барабанщик и «Вот умру я, умру, и не станет меня», «Там вдали за рекой, догорали огни» и «Кирпичики». Распевали песни из первых звуковых фильмов: «Златые горы», «Встречный», «Путевка в жизнь…

Гранин рассуждает о том, как постепенно вещи становились смешными, например, картины тех лет : сначала их объявили мещанскими, потом забавными ….удивительными … романтичными и … дорогими! Так вещи становились антиквариатом.

Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. В этом заповеднике он акварельно обольстителен. Там всегда сияет желтое солнце толстыми лучами, идут демонстрации. На самом деле этот город не был так хорошо, но есть в нем черты узнаваемые, неповторимые, пылкие….. С тех пор прошло полвека. Город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нем, прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое?

Конечно, мы о том времени видели массу советских и уже современных фильмов, но в этом издании какое-то непередаваемое обаяние ушедшей эпохи. Рисунки, лица на фотографиях, рекламные плакаты, которыми оформлен форзац книги и, конечно, воспоминания ленинградца, современника того времени, Даниила Гранина – все это в комплексе делает книгу исключительно интересной. Еще не могу не заметить, как уже в нашем,XXI веке стало модно направление – ретро: мода, мебель, сколько стилизованных под ту эпоху фильмов. Вот, пожалуйста, пособие для любителей ретро от очевидца. Рекомендую всем - детям и взрослым.

Знакомы с такой книгой Д.Гранина? Какие еще его книги читаете?