Найти тему
КиноБуква

Почему новый фильм «Доводы рассудка» считают скандальным и как в экранизации Джейн Остин оказалась героиня из «Пятьдесят оттенков серого»

Энн Эллиот, распивающая алкоголь прямо из бутылки и писающая под деревом. Добро пожаловать в мир классической английской литературы, друзья. В мир Джейн Остин.

В главной роли Дакота Джонсон, да, та самая. И весь фильм у меня было ощущение, что Анастейша из «Пятьдесят оттенков серого» зачем-то нацепила на себя платье а-ля XIX век и вот-вот в какой-нибудь светской беседе ляпнет что-нибудь про стоп-слово.

Вот на этом отзыв об этом шедевре кинематографического искусства можно было бы и закончить, но я всё пытаюсь понять «что хотел сказать автор», то бишь режиссер. Даже после двух бокалов саперави я так и не прониклась идеей. Фильм как был ужасным, так ужасным и остался))

🎬Доводы рассудка (2022)

Persuasion

Это уже пятая экранизация одноименного романа Остин, повествующая о дочери обнищавшего баронета сэра Уолтера. Когда-то Энн Эллиот очень любила Фредерика Уэнтворта, но «доводы рассудка» не позволили ей принять его предложение, ведь молодой человек был беден и не имел титула. Спустя много лет капитан Уэнтворт возвращается в родные края, но уже богатый и знаменитый. Тут впору кусать локти, ибо он собирается жениться на одной из родственниц по мужу сестры Энн. Роман очень ироничный, реалистичный, высмеивающий закоренелые устои высшего английского общества. И он о любви, конечно. Как и все романы Остин. Романы нравов.

Книги Джейн Остин так любимы многими во всем мире как раз из-за вот этой истинной «английскости», если можно так сказать. Это такой эталонный эталон. Где есть определенный типаж внешности, аристократическая осанка, манеры, стиль речи, мимика и даже жесты. Все выдержано в едином стиле. И это стиль Остин. Стиль Англии.

Что я вижу в новой экранизации? Дичь. Просто дичь. Подумала было, что, наверное, это фильм-гротеск, фильм-фарс, очень популярное нынче направление. Но это просто карикатура, причем весьма корявая и бессмысленная.

Помимо действительно красивых британских мест и британского антуража здесь нет ничего, что хоть как-то позволило бы мне рекомендовать это кино.

Все мы знаем, что без толерантности нынче никуда. Я абсолютно нормально отношусь к этому явлению. Но, товарищи, есть же какие-то границы, переходя которые ты становишься просто смешон. Исторические реалии можно обыграть, но не до такой же степени. Потому что английская аристократия, которую изображают афроамериканцы – это… как-бы помягче сказать, бред сивой кобылы.

Так, например, сестра Энн - Мэри, в замужестве Масгроув. Чарльз Масгроув – афроамериканец. У них, соответственно, двое совершенно прелестных темнокожих и кучерявых сыновей, которые бегают по английскому поместью.

У Чарльза две сестры, одна из которых и положила глаз на капитана Уэнтворта. Они тоже, конечно, не белоснежки. Далее мы имеем крестную-афроамериканку самой Энн, леди Рассел (Никки Амука-Бёрд). Плюс еще несколько второстепенных персонажей!

До кучи здесь малайзийский актер Генри Голдинг. Актер хороший («Рождество на двоих», «Простая просьба» и «Джентльмены», конечно), но каким таким поворотом судьбы азиат стал коварным кузеном Энн, для меня осталось загадкой.

Момент второй: неприкрытая современность. Повторюсь, но актерам просто выдали красивые наряды позапрошлого столетия и поместили в соответствующие интерьеры. На этом миссия и режиссера, и актеров закончилась. Всё, что они делают – нелепо. Жесты, мимика, взгляды – нелепо. Нелепо для эпохи Остин, конечно же. Выглядит, как модная стилизованная фотосессия в английском поместье. Ведь можно же было перенести сюжет в наши дни, было бы не так смешно.

Главная героиня. Тут просто кровь из глаз. Одну половину фильма она ходит растрепанная или с распущенными волосами(!), вторую – с бутылкой вина, запивая горе от своих необдуманных поступков многолетней давности. Ах, да, в перерывах Энн принимает кое-что покрепче вина, хорошо, что из стаканов.

Про то, что Энн Эллиот присела пописать под дерево в парке и подслушала при этом разговор капитана и Луизы, я уже говорила, но не грех напомнить о такой шикарной сцене, которая, очевидно, должна намекнуть зрителю на то, что ничто человеческое даже леди не чуждо. Принцессы пукают и всё такое прочее.

Куда делся остиновский образ Энн – умной, эмоциональной и образованной девушки, я тоже не поняла. Какая-то бурная фантазия режиссера, а не Энн Эллиот.

Дакота Джонсон, на минуточку, прямая родственница таких известных актрис, как Мелани Гриффит (мать Дакоты) и Типпи Хедрен (бабушка Дакоты). И вот вроде Дакота неплоха, но почему я вижу не мисс Эллиот, а Анастейшу Стил, произносящую «Стоп, красный»?

Из минусов и капитан Уэнтворт, в роли которого Космо Джарвис. Возможно, я очень субъективна. Ну не нравится мне этот актер. Не понравился еще по роли Себастиана, он же наш Сережа в Леди Макбет, экранизации Лескова. Не нравится и здесь. Прям отторжение какое-то.

Пожалуй, для того, чтобы завершить статью, приведу цитату из фильма, которая должна вызвать смех у зрителя:

- А ты научишь меня пользоваться секстантом?
- О, ну мы еще не так близко знакомы!

Очень смешно, не правда ли? Уровень юмора на грани плинтуса.

Есть такие же отчаянные, кто досмотрел «Доводы рассудка» и не утратил после этого веру в современный кинематограф?