Найти тему
С Богом по жизни

БЕРЕГИТЕСЬ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ

Однажды Иисус сказал Своим апостолам: “Смотрите, берегитесь закваски фарисейской” (Мф. 16:6). Поначалу Его предостережение озадачило учеников, но потом они “поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского” (Мф. 16:12). В другой раз Он сказал: “Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие” (Лк. 12:1).

Никакие другие враги Христа не были так упорны, как фарисеи. Редко когда обходилось без них. Время от времени нам сообщалось, кто они были такие, во что они верили и почему ненавидели Господа. Но наиболее полно их изобличает Мф. 23 и соответствующие места в Евангелиях от Марка и Луки. Почему Иисус предостерегал Своих учеников от закваски (влияния) фарисеев? Почему Он сказал, что фарисейская закваска есть лицемерие? Чтобы дать на эти вопросы полный ответ, нужно изучить Мф. 23.

Так сурово, как в этой главе, Господь не судил нигде. В разное время мы рассмотрели несколько возможных причин Его жесткости, включая предположение, что Он надеялся встряхнуть фарисеев, чтобы вывести хотя бы некоторых из них из состояния самодовольства. Позвольте добавить еще одну причину этого высказывания Иисуса: оно нужно нам с вами. Слова Иисуса относятся ко всем без исключения; все человечество в большей или меньшей степени заражено грехами фарисеев. К тому же, как и фарисеи, многие из нас не ведают о своих недостатках. Господня “шоковая терапия” может и нам пойти на пользу.

Легко заметить лицемерие в других, но трудно увидеть его в себе. Изучая Мф. 23, давайте отнесем сказанное в этом отрывке лично к себе.

ОБЪЯСНЕНИЕ

Вначале Христос обратился к народу, объяснив, в чем повинны фарисеи и почему “горе им”: “На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи” (Мф. 23:2). Книжники и фарисеи были самозванными, но общепризнанными специалистами в законе Моисея. Книжники стоят в одном ряду с фарисеями потому, что большинство из них были членами этой секты. “Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте” (Мф. 23:3). Иначе говоря, “все, что они велят вам соблюдать, если это не расходится с учением Моисея, соблюдайте”. “По делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают” (Мф. 23:3). Самое главное, за что Иисус осуждает фарисеев, кроется в словах “они говорят, и не делают”. Как подчеркивалось ранее, фарисеи были повинны в лицемерии (Мф. 23:13, 14, 15, 23, 25, 27, 29; см. Лк. 12:1).

Христос привел пример того, что именно фарисеи “говорят, и не делают”: они “связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их” (Мф. 23:4). Закон сам по себе уже был обременительным (Деян. 15:10), а они еще добавили к нему огромную тяжесть своих традиций (Мк. 7:3). Они требовали, чтобы другие тащили на своих плечах и закон и традиции, а для себя изобретали способы, как им лично избежать соблюдения закона. Мы уже познакомились с их уловкой под названием “корван”, которую они придумали, чтобы не заботиться о престарелых родителях (Мк. 7:11-13). В текстах нашего урока есть еще пример того, как сформулировать клятву, чтобы избежать ее обязательного исполнения (Мф. 23:16-22).

Тем не менее, фарисеи хотели, чтобы окружающие думали, что они благочестивее всех: “Все же дела свои [они] делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои” (Мф. 23:5). “Хранилищами” (“филактериями” — “охранными грамотами”) иудеи называли маленькие кожаные коробочки, в которые они клали определенные цитаты из Писания. Их они привязывали к руке и ко лбу, а также прибивали к дверным косякам. Эта человеческая традиция возникла в результате буквального толкования Втор. 6:8, 9 (см. также Втор. 11:18-20). Фарисеи “расширяли хранилища”, делая свои коробочки больше, чем у других людей.

И точно так же “[они] увеличивают воскрилия [кисти; Славянское Евангельское Общество] одежд своих” (Мф. 23:5). Моисей велел израильтянам делать кисти “на четырех углах” “одежд своих”, чтобы они напоминали им закон (Чис. 15:38, 39; Втор. 22:12). Свои памятные кисти фарисеи делали длиннее, чем у других.

Согласно Марку и Луке, Иисус привел другой пример “показухи” фарисеев: они любили “ходить в длинных одеждах” (Мк. 12:38; см. Лк. 20:46). Длинные одежды, волочившиеся по земле, были платьем богатых и ученых.

Зачем эти религиозные наставники устраивали такой спектакль? Чтобы люди приветствовали их: “[Они] ...любят первые места на пиршествах” (Мф. 23:6). Это было место за столом, находившееся ближе всего к хозяину (см. Лк. 14:7-11). Первые места в синагогах (Мф. 23:6). В данном случае “первые места” — это полукруглый ряд сидений, расположенный за столом чтеца и обращенный к общине. “[Также любят] приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «Учитель! Учитель!»” (Мф. 23:7). Им доставляло удовольствие, когда люди кланялись им и приветствовали их возгласом “Великий учитель!” Упоминание термина “учитель” подсказало Господу тему для короткой речи о религиозных титулах:

“А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник — Христос” (Мф. 23:8-10).

Давая повеление не называть других людей “учитель”, “отец” и “наставник”, Иисус не осуждал употребление этих слов вообще. Новый Завет рассказывает о тех, кто выполняет работу “учителя” (Еф. 4:11) и “наставника” (Евр. 13:17, 24), и нет ничего предосудительного в том, чтобы своего родителя называть “отец” (Еф. 6:2). Христос осуждал религиозные титулы — особые наименования с целью возвышения “немногих избранных” над остальными. Иисус подчеркивал: “Все же вы — братья”. Великий апостол был всего лишь “брат Павел” (2 Пет. 3:15), а его соратница — “сестра Фива” (Рим. 16:1). Такой семейной терминологии должно быть достаточно для любого христианина.

ОБЛИЧЕНИЕ

Теперь можно было обратиться к фарисеям. Иисус повернулся к ним и восемь раз сказал: “Горе вам...” Матфей приводит семь таких обличений, но в повествованиях Марка и Луки есть слова Господа, указывающие на то, что было и восьмое. Осуждающие слова Христа — среди самых страшных из когда-либо произнесенных Им. Иисус тогда перечислил все грехи фарисеев.

Традиция или истина (Мф. 23:13)

Их предубеждение относительно Мессии не позволило им признать Иисуса Царем. По этой причине Его не принял и наученный ими народ.

Деньги или милосердие (Мф. 23:14; Мк. 12:40; Лк. 20:47)

Когда вдовы доверяли фарисеям позаботиться об их интересах, те использовали это, изобретая способы, как обманом выманить у них собственность. В Божьих глазах обкрадывание вдов всегда было отвратительнейшим грехом (Исх. 22:22-24; Втор. 27:19).

Завоеванные или обращенные (Мф. 23:15)

В своем старании обратить язычников в иудаизм иудеи демонстрировали воинственный миссионерский дух (ст. 15). К сожалению, целью фарисеев было не обратить как можно больше людей к истинному Богу, а умножить свои ряды. Когда они внушали “завоеванному” свое ошибочное вероучение, он зачастую начинал проявлять вдвое больше рвения к “преданию старцев” (Мк. 7:3), чем они сами, — таким образом делаясь “сыном геенны, вдвое худшим” их.

Удобство или верность (Мф. 23:16-22)

Ветхий Завет учил, что клятвы нельзя давать легкомысленно, ведь их нужно исполнять (Чис. 30:2). Однако фарисеи учили, что клятву можно сформулировать так, что исполнять ее будет необязательно (Мф. 23:16, 18). Иисус обнажил ошибочность такой аргументации (ст. 17, 19-22). Не забывайте, что раньше Он наставлял Своих последователей: “А Я говорю вам: Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землей, потому что она подножие ног Его” (Мф. 5:34, 35).

Мелочь или главное (Мф. 23:23, 24)

Фарисеи добросовестно исполняли такие религиозные ритуалы, как десятина, — вплоть до того, что отдавали десятую часть травинок, росших в огородах. В то же время к состоянию своих сердец они относились равнодушно: они “оставили... суд, милость и веру” (ст. 23; см. Мих. 6:8).

Господь назвал их “вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие” (Мф. 23:24). Эта полушуточная аналогия рисует перед нами картину: фарисеи процеживают питьевую воду, чтобы удалить из нее нечистого комара (Лев. 11:20, 23), но, не раздумывая, глотают такого же нечистого верблюда (Лев. 11:4).

Значит ли это, что в стихах 23 и 24 Иисус говорит, что плохо, когда человек исполняет все Божьи заповеди, даже те, которые некоторые считают “малыми”? Вовсе нет. Он сказал: “Это... [малое] надлежало делать и того [важнейшего] не оставлять” (Мф. 23:23).

Наружность или дух (Мф. 23:25, 26)

Христос привел пример с посудой, чистой снаружи и грязной внутри (ст. 25; см. Лк. 11:39). Он сказал фарисеям, что если они очистят чашу изнутри, то и наружная ее сторона автоматически станет чистой (ст. 26). Не пытайтесь проделать это, когда в следующий раз будете мыть посуду. Это не сработает с буквальными чашами, а вот с сердцем и жизнью сработает!

Вид или действительность (Мф. 23:27, 28)

Иисус привел еще один контраст между внешней и внутренней стороной: фарисеи были подобны “окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты” (ст. 27). Внешне фарисеи были религиозными, “а внутри исполнены лицемерия и беззакония” (ст. 28).

Риторика или реальность (Мф. 23:29-36)

Фарисеи устраивали спектакль из почитания пророков древности (ст. 29) и убеждали всех, что не похожи на своих предков, убивавших этих пророков (ст. 30, см. ст. 37). А Иисус сказал, что они ничем не отличаются от своих предков (ст. 31, 32). Да они и сами совсем скоро (ст. 36) станут гнать и убивать Божьих посланцев (ст. 34). Если им нужно доказательство к заявлению Христа, то пусть вспомнят, что в этот самый момент они вынашивают план убийства Его, единородного Сына Божьего. Иисус сказал им, что за то, как они поступали с Божьими вестниками в течение многих веков, будет общий суд, который падет на головы их собственного поколения (ст. 35, 36).

ПЛАЧ

Произнесенные почти две тысячи лет назад, слова Иисуса до сих пор жгут наши сердца. Но хочу повторить: резкость этих слов не должна позволить нам думать, будто у Христа не было более высокой цели, чем осуждение врагов. Он всегда заботился о Своих слушателях, будь они друзьями или врагами. Библия говорит: “кого любит Господь, того наказывает” (Прит. 3:12; см. Евр. 12:6). Завершающие слова главы пропитаны укоряющей любовью.

Иисус и раньше плакал по Иерусалиму (Лк. 19:41-44). Теперь Он сказал: “Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!” (Мф. 23:37). В прошлом Иерусалим отверг Божьих пророков. На этот раз он отвергал Самого Мессию. “Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!” (ст. 37). “Град Бога” отверг Сына Бога — и это сокрушило Его сердце.

Страшные времена ждали город за его бессердечность: “Се, оставляется вам дом ваш пуст” (ст. 38). “Дом” здесь означает храм. Не пройдет и сорока лет, как римляне разрушат храм вместе с самим городом. Это ужасное событие было так очевидно, что Христос мог говорить о нем, будто оно уже происходило.

Тем не менее Иисус продолжал любить этот город с его жителями и страстно хотел, чтобы он уверовал в Него и избежал своей участи. Это видно из Его заключительных слов: “Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «Благословен Грядущий во имя Господне!»” (ст. 39). В последней части стиха 39 Иисус цитирует ст. 26 мессианского псалма [Пс. 117], в котором выражается радость по поводу грядущего Мессии. Несколькими днями ранее город огласился этим же восклицанием по случаю входа Христа в Иерусалим (Мф. 21:9; Мк. 11:9; Лк. 19:38; Ин. 12:13). К сожалению, жители города не понимали смысла своих слов. Если они захотят “увидеть” Иисуса снова (как своего Спасителя и Господа), то должны будут произнести эти слова от сердца. Это была единственная надежда Иерусалима.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение урока вспомним три основные истины, вытекающие из нашего текста:

(1) Бог ненавидит лицемерие. Пусть каждый из нас заглянет в свое собственное сердце.

(2) Бог требует веры. Пусть каждый из нас скажет: “Благословен Грядущий во имя Господне” — глубоко веря в то, что говорит.

(3) Бог настаивает на повиновении. Пусть каждый из нас немедленно ответит Господу, чтобы Он никогда не сказал о нас: “Сколько раз хотел Я собрать [вас], как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели”!

Благодать