Найти тему
Слово Истины

Возможно ли человеку стать близким Богу?

Как известно, ни один объект не может значительно приблизиться к Солнцу, сохранив при этом свои физические свойства неизменными. Даже самый термостойкий металл расплавится. Ни один космический аппарат не уцелел бы вблизи этой звезды. Любое тело, оказавшись на поверхности Солнца, навсегда изменит свои характеристики. Подобным образом любой человек, по-настоящему приблизившись к Богу, также навсегда изменится, не останется прежним. Он возродится свыше, «переплавится», станет совершенно иным.

Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5:17).

Человек, приблизившийся к Богу, не превращается в другую личность. Каждый остается самим собой, но основные ценности этой жизни, цели и стремления кардинально меняются.

В 4-й главе в стихах с 710 Иаков призывает иметь близкие отношения с Богом.

Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:7–10).

А каковы ваши отношения с Богом? Как бы вы охарактеризовали себя: как человека близкого к Богу или далекого от Него? Вопросы эти весьма значимы, потому что далекий от Бога человек – это грешник, как сказано в 8-м стихе, невозрожденный, лжеверующий, направляющийся в место вечных мук. Все очень просто: кто приближается к Богу на земле – и в вечности будет с Ним; а кто не заботится о близости к Создателю в этой жизни так, как этого требует Библия, тот и после смерти будет навечно удален от Него.

Для того чтобы каждый из нас имел ясное понимание своего положения, выделим на основании библейского отрывка, из книги Иакова 4:7–10, семь признаков близких отношений с Богом.

I. Готовность повиноваться

Итак покоритесь Богу… (Иак. 4:7а).

Слово, переведенное как «покоритесь», происходит от греческого xynomacco, означающего «подчиняться, покоряться власти». Это слово использовали в армии, когда речь шла о беспрекословном исполнении приказа. Важно отметить, что Иаков говорит здесь о добровольном подчинении, исходящем из сердца, а не о подчинении по принуждению.

Близкий к Богу человек обладает покорным духом. Он открыт к изменениям, готов слышать и исполнять Слово Божье. Он обладает покладистым характером. Возможно, кто-то возразит: «Я с детства был непокорным, меня не изменишь». Но приближение к Богу изменяет даже самых своевольных бунтовщиков. Павел до обращения не покорялся власти Христа, гнал церковь. Но что произошло, когда по дороге в Дамаск он пережил встречу с Богом? Непокорный гонитель преобразился до такой степени, что согласился терпеть гонения и тюремные заключения и даже смиренно принял мученическую смерть.

Приближение к Богу начинается с покорности перед Его евангельским призывом. Когда человек покорился евангельскому призыву, раскаялся в своих грехах и уверовал в Сына Божьего, тогда этот покорный дух сохраняется и развивается, проявляясь в готовности повиноваться всему, что требует Бог со страниц Писания. Чтобы понять, как проявляет себя этот покорный дух, достаточно вспомнить несколько библейских примеров.

Пример Исаака. Исаак настолько был покорен отцу, что без недовольства и даже малейшего несогласия приготовил все для жертвоприношения и позволил Аврааму положить себя на жертвенник. Несомненно, Исаак уже был готов умереть – покорно и смиренно.

Пример Христа. Искупитель, подобно Исааку, так же смиренно принес Себя в жертву. Позволив арестовать и казнить Себя, не проявив ни малейшего сопротивления, Он с покорностью принял смерть.

Он истязуембыл, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53:7).

Близкий к Богу человек с покорностью встречает все обстоятельства, посылаемые Господом: несправедливость, клевету, неуважительное отношение к себе. Его отличает готовность подставить вторую щеку, а не мстительность и злоба. Конечно, немало людей прямо заявляют о нежелании покоряться Богу: «Я никогда не прощу обидчика и не под­ставлю вторую щеку! Я не буду покорной овечкой!» Но лицемерные лжеверующие так не поступают. Их нежелание повиноваться Богу не проявляется столь явно. Они не говорят посреди церковного собрания: «Я не хочу покоряться Христу». Нет! Обычно их непокор­ность проявляется в противодействии пасторам, верно разъясняющим Слово, в отвержении установленных Богом властей. Они противятся любой власти: светской и цер­ковной; отказываются подчиняться в семье: дети родителям, жены мужьям. Они нетер­пимы к любому контролю со стороны других лиц, не желают отношений подотчетности. Заявляя о готовности повиноваться Богу, таковые не повинуются тем, кого поставил Бог.

Вспомните дерзкого, непокорного, своевольного бунтовщика, того, кто всегда ворчит и ненавидит подчинение кому-либо. Это далекий от Бога и спасения, погибающий религиозный грешник.

II. Противодействие злу

…Противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4:7б).

Человек, покоряющийся Богу, непременно начнет противодействовать всему злому и не соответствующему истине.

«Противостаньте», в оригинальном тексте употреблено слово, происходящее от греческого антистэми, которое означает «противостоять, противиться, занимать место против».

«Диавол» – клеветник, враг Бога и Его народа. Именно он – создатель мирской системы ценностей, побуждающей людей враждовать с Творцом.

Обращающийся к Господу человек получает силу для отвержения злой мирской системы ценностей. Он отказывается черпать радость и наслаждение в грехе. Он не разделяет основных идеологических и религиозных заблуждений этого века. Когда христианин твердо следует по пути покорности истинам Писания, дьявол теряет над ним контроль. С момента обращения враг душ человеческих не может удержать человека в рабстве греха. Обратите внимание, не нужны молитвы отречения от темных сил, обряды изгнания бесов – ничего подобного не требуется. Чтобы дьявол отступил от вас, достаточно обрести спасение и жить свято в послушании Библии.

Человек, находящийся в близком общении с Господом, нетерпим ко злу и греху, исполняя слова из Послания к ефесянам: «…и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11). Когда ваши ближние поступают неправильно, совершают грех, ответственность христианина состоит не только в том, чтобы самому не участвовать в этом грехе, а еще и в том, чтобы с любовью обличать. Поймите, если вы не обличаете грех ближнего, это то же самое, как если бы вы участвовали в нем. Без противодействия злу, пассивно созерцая грех, невозможно приблизиться к Богу. Если вы действительно близки к Господу, вы не станете демонстрировать свое одобрение в социальных сетях под высказываниями, не согласующимися с истиной. Вы никогда не будете смеяться над непристойными анекдотами и наслаждаться общением с гордецами, не имеющими страха Божьего.

Близкий к Богу, оказываясь среди религиозных людей, не принимающих истину о благодатном спасении, станет вести себя, как Иисус Христос. А как поступал Господь в таких ситуациях? В Евангелии от Луки 11:37–44 видим Иисуса в гостях у фарисея, пригласившего нашего Господа к себе домой на обед. Фарисеи считались самыми святыми людьми в Израиле. Они больше всех молились и постились, больше всех читали Писания, соблюдали самые строгие правила, немало жертвовали. Фарисеи рассчитывали заработать спасение праведными делами. Именно в этом и заключалось их основное заблуждение.

Итак, Господь в гостях у одного из фарисеев. Согласно самым элементарным правилам приличия, Ему следовало промолчать, отдать дань уважения гостеприимному хозяину, не поднимать острых тем, чтобы никто не обиделся, и быстрее уйти. Но Иисус старается не только не участвовать в делах тьмы, но и обличать.

Обратите внимание на стихи 37–38: «Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл [рук] перед обедом» (Лк. 11:37–38). Как вы думаете, Христос случайно не омыл рук, просто забыл или же Он сделал это специально? Конечно же, специально. Христос знал, что фарисеи верят, будто через ритуально неомытыеруки греховное влияние распространяется на человека, или в него даже может вселиться бес. Поэтому, по мнению фарисеев, ни один правоверный человек никогда не будет есть неомытымируками. Иисус еще не произнес ни одного слова, а Своим действием уже обличил фарисея в том, что его религия сфокусирована на пустых символах.

Ложная религия дел всегда неверно понимает суть мирского и греховного влияния и сводит противостояние миру и злу к каким-то внешним, формальным, символическим религиозным действиям.

Наш Господь готов идти на конфронтацию в доме фарисея для того, чтобы прямо указать ему на заблуждение его религии. Иисус готов нарушить основное правило в борьбе фарисеев с миром и грехом, готов обидеть хозяина дома, чтобы показать его положение перед Богом. Пройдя за стол, чтобы возлечь, наш Спаситель перешел к прямым словесным обличениям фарисея.

Во-первых, Иисус обличил религию фарисея как греховную: «Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (Лк. 11:39). Фарисеев считали святыми, но Иисус подчеркнул, что их святость только внешняя, формальная, показная, за ней скрывается грех: хищения и лукав­ства; их религия подобна чаше, вымытой только снаружи, но скрывающей грязь внутри.

Во-вторых, Иисус обличил религию фарисея как глупую: «Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто» (Лк. 11:40–41). Фарисеев считали мудрецами, знатоками закона, а Иисус назвал их неразумными, то есть глупцами, теми, кому недостает разума. Бог сотворил и внешнее, и внутреннее, поэтому только глупец может стараться выглядеть святым внешне, оставаясь греховным внутри.

В-третьих, Иисус обличил религию фарисеев как сфокусированную на второстепенном: «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадитео суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять» (Лк. 11:42). Любая человеческая форма религии неизбежно скатывается к этому: основные истины Писания остаются без должного внимания, а весь акцент переносится на соблюдение чего-то второстепенного, незначительного.

В-четвертых, Иисус обличил религию фарисеев как амбициозную, способствующую удовлетворению плотских амбиций человека: «Горе вам, фарисеям, что любите председанияв синагогах и приветствия в народных собраниях» (Лк. 11:43). Они жаждали значимости, положения, признания людей.

В-пятых, Иисус обличил религию фарисеев как оскверняющую людей незаметно: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк. 11:44). Обратите внимание, в данном случае речь идет не об окрашенных гробах, а о скрытых, незаметных. Что это означает? В дни Пасхи и других великих праздников множество иудеев отправлялось в Иерусалим. Дороги были переполнены. В те времена могилы, гробницы усопших располагались вдоль дорог. Согласно закону, прикосновение к могиле делало человека ритуально нечистым и не позволяло ему участвовать в празднике. Чтобы никто случайно не прикоснулся к таким могилам, их обычно окрашивали в белый цвет – белили. Так вот, в данном случае Господь сравнивает фарисеев с неокрашенными, незаметными для людей гробницами, человек прикасается к такому гробу, оскверняется, а сам даже не замечает этого. Следуя за лжепастырямипутем зарабатывания спасения, многие люди не замечают, что направляются в погибель.

Наверное, фарисей был недоволен, что пригласил Иисуса. Господь стал прямо обличать законническуюрелигию, открыто противостал ее обману.

III. Жажда поклонения

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам… (Иак. 4:8а).

Желание приближаться к Богу – это естественное желание истинно верующего. Вот почему Давид так страстно молился: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его…» (Пс. 26:4).

Любовь к Богу, восхищение Его Личностью, радость, исходящая от понимания Его бесконечного превосходства над нами и близости к нам – все это словно магнит притягивает, побуждает поклоняться христианина своему Спасителю.

Но что конкретно необходимо делать для приближения к Богу? Первый шаг – это покаяние и вера в искупительную смерть Христа. Второй шаг – это рост в освящении, жизнь, посвященная Господу, исполнению Его Слова. Спасение прибли­жает к Богу, а рост в благочестии дает более и более глубокое осознание этой близости.

До какой степени человек может приблизиться к Богу? В Ветхом Завете народ приближался к своему Создателю, участвуя в праздничных собраниях, храмовых службах, совершая жертвоприношения.И только первосвященник мог раз в год входить в святое святых как представитель всего Израиля. Однако новозаветные верующие приближены к Богу в большей степени. Сегодня каждый христианин имеет право входить в небесное Святое святых лично.

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым… (Евр. 10:19).

Сегодня каждый верующий находится в такой близости к Богу, которая сравнима лишь с близостью ветхозаветных первосвященников и даже превосходит ее. Превосходит потому, что первосвященник особо приближался к Богу лишь раз в год и только в одном месте, современный христианин постоянно живет в близком общении с Богом, которое не прекращается на всяком месте, то есть продолжается всегда и везде.

Что же переживает человек, приближаясь к Богу? Сначала он испытывает страх. Вспомните слова Исаии: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). Вспомните сказанное Петром: «…выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Это страх от осознания своей тварностии греховности, страх перед святым Создателем. Когда человек обретает прощение грехов, приходит радость. Приближение к Богу есть самое великое наслаждение, удовольствие и радость, какие только может пережить человек. По этой причине псалмопевцы и восклицали:

…Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс. 15:11).
Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому (Пс. 83:3).
Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь (Лк. 24:52–53).

В первой церкви также царила атмосфера радости: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:46–47).

Невозрожденныйчеловек не понимает, о какой радости идет речь. Все его удовольствия ограничены лишь земным и тленным. Нередко мы можем наблюдать следующее. Тот, кто никогда не катался на горных лыжах, не понимает, какое удовольствие предвкушает человек, отправляющийся на горнолыжный курорт. Тот, кто никогда не управлял самолетом, не понимает радость первых полетов начинающего пилота. Но порой одного спуска с заснеженной горы, первого полета за штурвалом самолета (пусть даже с инструктором) бывает достаточно, чтобы навсегда увлечься тем, что совсем недавно человек считал совершенно безынтересным и скучным занятием. Так же обстоит дело и с истинным поклонением. Тот, кто совершенно далек от Бога, не может понять радость и восторг близкого общения с Ним. Но стоит лишь приблизиться к Богу, вкусить как благ Господь, и вы захотите постоянно переживать радость близкого общения с Создателем мироздания и Отцом духов.

Переживший новое рождение знаком с такой радостью. Однако не все верующие в равной степени испытывают радость поклонения. У одних эта радость больше, у других – меньше. Что же уменьшает радость верующего? Грех лишает радости поклонения. Заблуждения мешают ликовать в Боге. Незнание атрибутов, характера Бога, требований Библии к поклоннику не позволяют наслаждаться общением с Господом. Но следует помнить, что наставленный в библейском учении и исполняющий его, поднимаясь на высоты поклонения, испытывает всевозрастающую радость.

В ответ на ваше стремление быть ближе к Богу, Господь «приблизится к вам». Понимание этого непременно усилит вашу радость и увеличит наслаждение как поклонника.

Можно ли узнать, приблизился ли ко мне Бог? В древние времена Он давал знать видимым образом о Своем присутствии с народом. Например, облачный и огненный столп сопровождал богоизбранныйнарод в дни странствования в пустыне. Во время посвящения Иерусалимского храма собралось множество поклонников. Все бывшие в храме ощутили присутствие Творца.

Когда священники вышли из святилища, ибо все священники, находившиеся там, освятились без различия отделов; и левиты певцы, – все они, [то есть] Асаф, Еман, Идифун и сыновья их, и братья их, –одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий (2 Пар. 5:11–14).

В наши дни Господь также свидетельствует истинным поклонникам о Своей близости к ним. Знаете, как это происходит? Он делает твердым в испытаниях, утешает в скорби, наполняет сердце миром, радостью, любовью к Нему и к ближним. Плод Духа Святого (Гал. 5:22–23), отвержение мирской системы ценностей (1 Ин. 2:15–17), ненависть ко греху и исповедание согрешений (1 Ин. 1:9), любовь к истине Божьего Слова (Пс. 118:113) – все это свидетельства того, что Отец Небесный близок к нам.

Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине (Пс. 144:18).

Приблизьтесь к Богу через обращение и последующий за ним духовный рост, и вы станете к Нему ближе, чем ветхозаветные первосвященники. Господь приблизится к вам, что станет явным для вас, потому что сердце наполнится миром, радостью, любовью к истине и ненавистью ко греху и заблуждениям. Близкое общение с Создателем – это наивысшая радость, какую только вообще способен переживать человек.

IV. Стремление к святости

…Очистите руки, грешники… (Иак. 4:8б).

Данное повеление Иакова, несомненно, связано с идеей ветхозаветных омовений. Согласно предписаниям закона, прежде чем приблизиться к Богу, человеку требовалось совершить омовение. Священник перед тем, как приступить к служению в скинии, обязан был омыть руки и ноги (Исх. 30:18–21). Прежде чем принять участие в богослужении, каждый израильтянин, осквернивший себя нарушением церемониальной части закона, должен был омыть себя. Ветхозаветное учение об омовении предназначалось для напоминания о святости Господа и греховности человека, для указания на необходимость исповедовать грехи, прежде чем приблизиться к Богу. (Однако во времена Христа фарисеи превратили омовение в бессмысленную церемонию. Они забыли о необходимости признавать свой грех и раскаиваться в нем, поэтому наш Господь неоднократно игнорировал пустой обряд, формальность, лишенную основного смысла.)

Призыв «очистите руки, грешники» – это не призыв к восстановлению ветхозаветной системы омовений, это призыв к оставлению греховных дел. В начале проповеди мы уже упоминали, к кому обращен этот призыв. Несомненно, под словом «грешники» автор послания подразумевал лжеверующих, тех, кто находился в видимой церкви, но так и не вошел вратами спасения.

Возможно, у кого-то из вас возникают вопросы: не оспаривает ли Иаков истину о спасении по благодати? Неужели очищение от греха является делом человека? Иаков не оспаривает истину о благодатном спасении, в начале послания он уже упомянул о том, что спасение человека на сто процентов является работой Бога: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1:18). Хотя в спасении нет заслуги грешника, человек в полной мере ответственен перед Богом за свое обращение к Нему. Не оспаривая истину о незаслуженном спасении, Иаков взывает лишь к человеческой ответственности, призывая религиозных грешников к покаянию.

Именно грех разделяет человека с Создателем, поэтому и всякий, желающий приблизиться к Господу должен в первую очередь стремиться к святости. Как на практике проявляется такое стремление? Начинается все с признания своих грехов и нужды в искупительном подвиге Христа. Уверовав по-настоящему и раскаявшись, человек продолжает достигать и желать все больше духовной и моральной чистоты.

Очистить руки – значит удалиться от всего аморального. Фильмы, ролики в Интернете, «желтая» пресса, романы, разжигающие вожделения, нечестивые мысли о том, что Библия запрещает, – все это исключается, а размышления «о горнем», о святом, о Боге и Его Слове укореняются в сознании. Очистить руки – значит удалиться от близкого, дружеского общения с людьми, не имеющими явных признаков спасения (2 Кор. 6:14). У них нельзя искать утешения, с ними нельзя создавать семейные союзы. Основная цель неделового общения с таковыми – донести им библейскую истину. Если они не принимают ее, противятся ей, тогда общение следует прекратить (Тит. 3:10).

До тех пор, пока вы не оставите греховные увлечения, дела, не угодные Богу, аморальные мысли, подпитываемые мирским влиянием, вы никогда не приблизитесь к Господу.

Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12:14).

Жизнь в грехе и близость к Богу несовместимы!

V. Внутренняя стабильность

…Исправьте сердца, двоедушные (Иак. 4:8в).

Словом «дипсухос» («двоедушный») описывали нестабильного, неустойчивого, неустоявшегося человека, колеблющегося из стороны в сторону. Данное слово встречается также и в 8-м стихе 1-й главы: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8). Двоедушный заявляет о своей вере в Бога, однако в то же самое время живет, руководствуясь принципами этого мира. Его сердце вмещает в себя и христианские, и мирские ценности.

Сегодня мы видим таких людей в современной церкви. Они строят отношения с ближними по правилам и устоям этого века: слышат о прощении, но не прощают, как и люди этого мира; годами таят обиду в сердце, враждуют; завидуют, соперничают, хвалятся, доказывают свою значимость, пытаясь самоутвердиться; хотят в первую очередь получать, а не отдавать; руководствуются расчетливостью и корыстью вместо жертвенности и беско­рыстия; служат другим лишь тогда, когда надеются получить какую-либо выгоду от этого.

Некоторые из них подобны каменистой почве (Мф. 13:5–6).

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется (Мф. 13:20–21).

Такие сначала испытывают восторг, услышав Слово Божье. Их глаза горят, когда звучит проповедь, разъясняющая учение Библии. Но со временем их энтузиазм гаснет: они все реже появляются в церкви, а если кто-то начинает их гнать или просто высмеивать, оскорблять словесно, они и вовсе уходят в мир. Двоедушные лицемеры встречаются даже среди сотрудников самых известных пастырей. Например, Димас, один из ближайших сотрудников апостола Павла, «возлюбил нынешний век» (2 Тим. 4:10). Человек может достичь и находиться в самом почетном служении, и лишь тогда может проявиться его двоедушное сердце.

Некоторые из числа непостоянных подобны тернистой почве (Мф. 13:7). «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф. 13:22). Они слу­шают Слово, не спорят, не противятся. Наблюдая за ними, кажется, будто они принимают истину и любят ее, но заботы этого века: работа, кредиты, семейные проблемы, стройка, сад, огород и прочее – отвлекают их от постоянного питания хлебом жизни. Мы все реже замечаем их среди народа Божьего и находим погруженными с головой в земные проблемы.

У вас не должно быть сомнений в том, что двоедушные – это лжеверующие. Исправить двоедушное сердце можно лишь обратившись ко Христу.

Находящийся в близких отношениях с Господом, возрожденный и духовно зрелый христианин внутренне стабилен. Он больше не будет, между «…младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения…» (Еф. 4:14), то есть его вероучение сформировано и не подвержено влиянию каких-либо заблуждений. Он стабилен в служении семье и церкви. Его служение не зависит от эмоциональных перепадов. Это верный и надежный человек. Его библейская система ценностей устойчива, а рост в благочестии стабилен.

VI. Сокрушение о грехе

Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль (Иак. 4:9).

Согласовывая 9-й стих с основными темами всего послания Иакова, можно сделать вывод, что хвастливые и лицеприятные лжеверующие – глупцы, захваченные враждой друг с другом, не вели себя в церквах скромно и незаметно, не ходили с низко опущенной головой, но смеялись, шутили и радовались.

К сожалению, за два тысячелетия ничего не изменилось, и сердца человеческие захвачены такими же проблемами. В последнее время среди евангельских церквей наблюдается определенная тенденция к веселью и развлечениям. Церкви все чаще и чаще проводят различные увеселительные мероприятия: конкурсы веселых и находчивых, организовывают вечера юмора, развлекательные театральные постановки, сценки. Причем, как это ни странно, стремление к развлечениям прямо пропорционально духовному упадку общины. Одна из таких церквей столкнулась с серьезными проблемами: аморальные поступки среди членов церковного совета, отсутствие церковной дисциплины и ясного вероучения, высокий процент разводов. Встретившись с членами данной поместной церкви, пастыри из более здравой церкви ожидали найти их плачущими о бедственном состоянии всей общины и своем, в частности. Но, к сожалению, обнаружили их веселыми, рассказывающими анекдоты и непрестанно подшучивающими друг над другом.

Люди, вкушающие горькие плоды своей жизни, непокорной Богу, порой демонстрируют небывалую веселость, несмотря на разрушительные результаты греха, господствующего над ними. Казалось бы, им следовало плакать о своем жалком положении, но они так много веселятся, так много шутят, как будто нарочно стараются отвлечь себя от реальности, чтобы заглушить голос совести, испытывающей обличительное воздействие Духа Святого. Именно к находящимся в таком состоянии обращается Иаков в 9-м стихе.

«Сокрушайтесь» – более точный перевод: сделайтесь несчастными. Не нужно создавать вокруг себя ореол счастья и успеха, когда твои мысли и дела неправедны перед Богом. Слово, переведенное как «плачьте», происходит от греческого пентео,буквально означающего «горевать». Этим словом описывали сильнейшую скорбь раскаявшегося в своей неправоте, отчаяние и горе, вызывающее слезы, которое невозможно скрыть от других. От греческого слова клаио, означающего «плакать, рыдать», происходит слово, переведенное как «рыдать».

«…Смех ваш да обратится в плач…». Иаков ни в коем случае не запрещает христианам радоваться, веселиться или шутить. В добрых шутках, призванных с улыбкой взглянуть на то, что мир и греховная плоть превозносят, нет ничего плохого. Более того, даже проповедники могут с мудростью использовать юмор для обличения людских пороков. Разумные шутки помогают по-особому взглянуть на гордость, хвастливость, зависть, сребролюбие и эгоизм, а люди больше всего не хотят быть осмеянными, поэтому, несомненно, начинают воздерживаться от столь глупого поведения. Автор Послания призывает тех, кто упорствует в грехе, сменить смех и радость на плач и печаль. Особый интерес здесь представляет греческое слово катэфеиа («печаль»), имеющее следующее значение: отвержение, изгнание. Этим словом описывали человека, стыдящегося даже поднять глаза от земли.

Духовно зрелый христианин, действительно близкий к Богу, никогда не мнит себя особо благочестивым, мудрым и праведным. Он невысокого мнения о себе и своем духов­ном развитии. Знаете, почему? Потому что чем ближе он становится к Господу, тем больше видит свое несовершенство на фоне Его совершенства, тем больше видит греховность своих мотивов в сравнении со святыми стандартами Бога. И решая свои бытовые вопросы, и разделяя радость церковного поклонения, он постоянно сокрушается о своем несоответ­ствии, понимая, что Бог призывает его быть более посвященным, более жертвенным и более благочестивым. В его сердце присутствует элемент стыда, сокрушения о своем несо­вершенстве. Там, где этого нет, нет и близости к Богу, нет и истинной веры. Всегда уверен­ные в своей правоте, несмотря на обратное свидетельство Писания и здравого смысла, изображающие радость, счастье и веселье, когда жизнь наполнена неисповеданнымигре­хами, – это далекие от Бога и спасения, самоправедные лжеверующие.

VII. Глубокое смирение

Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:10).

Слово тапеиноо(«смирение») означает «унижать, принижать». «Осознавайте себя в низком положении перед Богом», – повелевает Иаков.

Христианин, находящийся в близких отношениях с Господом, удивляется своей незначительности. Он буквально потрясен пониманием своей греховности, слабости и уязвимости. Такой человек непрестанно помнит, что достоин лишь вечного осуждения и больше ничего. Он не претендует даже на самое минимальное проявление доброты в свой адрес. Только такие люди могут находиться в близких отношениях с Господом.

Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57:15).

Если вы смиритесь, Бог не только приблизится к вам, но и «вознесет вас». Как вознесет? Куда вознесет? Конечно, обстоятельства не изменятся, проблемы не уйдут, но вы получите силу от Духа Святого для того, чтобы жить с этими проблемами, возрастая в радости поклонения. А может быть, Бог вознесет вас тем, что решит вашу проблему, изменит обстоятельства, сокрушит врагов, возвысит вас над теми, кто унижает и насмехается над вами. Но, конечно же, самое лучшее возвышение – это переход в Небеса. Это есть окончательное возвышение над всеми проблемами, унижениями и скорбями. Смерть или восхищение Церкви навсегда вознесут смиренных в Боге в Царство радости, святости и праведности

Ни один человек не сможет оставаться прежним, неизмененным, приближаясь к Богу. Непокорный станет покорным, покладистым, послушным. Терпимый ко злу и греху станет ревностным защитником истины, смело обличающим грех своих ближних. Не знакомый с радостью близкого общения с Богом станет жаждать поклонения как величайшего удовольствия. Живущий с неисповеданнымигрехами исповедует и оставит их. Нестабильный, двоедушный станет верным последователем Господа. Вместо неуместных шуток появится серьезное отношение к своему состоянию перед Богом. Гордость и высокое самомнение сменятся смирением.

Пережили ли вы подобные изменения? Если нет, вы далеки от Бога и вечной жизни, вы на пути к вечному отчуждению от своего Творца. Сегодня же обратитесь к Нему! Станьте на путь близких отношений с Создателем.