Найти тему
Историк-любитель

"А это вам за моего папу!" - атака на штаб-квартиру Гестапо в Брюсселе

Оглавление

20 января 1943 года в Брюсселе произошло доселе неслыханное - была атакована штаб-квартира Бельгийского отделения гестапо, да ещё и не абы как - здание было обстреляно с самолёта! Но это не произошло в ходе наступления союзников - до освобождения Бельгии оставалось ещё два года. Что же это было?

Здание, где располагалась штаб-квартира Гестапо в 1940-х в Брюсселе в наши дни. На переднем плане - памятник барону де Сели-Лонгшан. Фотография в свободном доступе.
Здание, где располагалась штаб-квартира Гестапо в 1940-х в Брюсселе в наши дни. На переднем плане - памятник барону де Сели-Лонгшан. Фотография в свободном доступе.

Начнём с предыстории

31 мая 1912 года в Брюсселе, в семье бельгийских аристократов Сели-Лонгшан родился мальчик, которого назвали Жан. Ему прочили неплохое будущее - семья занимала довольно высокую строчку в табели о рангах, да и не из обедневшего дворянства. Однако мальчик подрос, и выбрал для себя стезю военного - к 1940 году, спустя всего десять лет после своего совершеннолетия дослужился до офицерского звания, командовал велосипедным отрядом (они в то время постепенно вводились на замену кавалерии). С началом Бельгийской операции, его часть (17 пехотная дивизия) была переброшена на один из самых тяжёлых участков той кампании - оборона реки Маас, а затем были бои на позициях у реки Гете.

Барон Жан Мишель де Сели-Лонгшан собственной персоной. Изображение в свободном доступе.
Барон Жан Мишель де Сели-Лонгшан собственной персоной. Изображение в свободном доступе.

Но бельгийские войска были разбиты, а король Бельгии был вывезен в Германию, где его вынудили подписать акт о капитуляции страны. Наш герой тем временем эвакуируется из Дюнкерка и отбывает в Великобританию, откуда впоследствии решает вернуться во Францию и продолжить войну. Но не случилось - Франция к тому времени уже была оккупирована, и барон де Сели-Лонгшан вскоре был арестован и содержался в лагере под Марселем. Однако свободу немецко-французским полицаям отнять не удалось - вскоре Жан сбежал из лагеря, и перебравшись в Испанию, вернулся оттуда в Великобританию. Там он поступил в лётное училище для пилотов Королевских ВВС Великобритании, откуда он попал прямиком в многоцелевую истребительную эскадрилью, где получает новёхонький истребитель-бомбардировщик Hawker Typhoon.

Сам авианалёт

Летал наш барон достойно, и на боевых вылетах за хвостами товарищей не прятался. Но отличился он в январе 1943 года, когда его группу направили на бомбардировку железнодорожных узлов под Гентом. Отбомбившись и не понеся потерь, пилоты положили свои машины на обратный курс, но не сразу заметили отсутствие одного самолёта - Жан де Сели-Лонгшан в то время уже на максимальной скорости нёсся в сторону Брюсселя на бреющем полёте. Попытки вызвать его по радио результата не возымели и руководство начало думать о предательстве.

Истребитель-бомбардировщик Hawker Typhoon. На таком же летал Жан Мишель де Сели-Лонгшан. Фото в свободном доступе.
Истребитель-бомбардировщик Hawker Typhoon. На таком же летал Жан Мишель де Сели-Лонгшан. Фото в свободном доступе.

Но как бы не так - летя на бреющем полёте, чтобы его было невозможно было взять на прицел зенитного орудия, барон нёсся прямо над авеню Эмиля де Мо, беря на прицел здание Гестапо - незадолго до этого ему сообщили, что сотрудники ведомства зверски избили на допросах его отца, отчего тот скончался. Очередь из четырёх 20-мм пушек Hispano Mk.I нанесла серьёзные повреждения нижним этажам здания, а приближаясь к штаб-квартире, барон вытянул ручку на себя, поднимая машину в воздух - таким образом он прошёлся очередью по всему фасаду здания. В результате этого налёта сильного вреда немцам нанесено не было - погибло всего пять человек (правда, один из них оказался заместителем руководителя полиции безопасности (si-po), да четверо были серьёзно ранены.

Пилот тем временем благополучно вернулся на базу, где был понижен в звании за свою выходку, но за неё же и был награждён Крестом за выдающиеся лётные заслуги. А само здание устояло, и сохранилось по сей день по адресу 453 Avenue Louise в Брюсселе.

Заключение

Поступок пилота конечно, заслуживает уважения, но совершать такое исключительно из мести - на мой взгляд, глупо. Хотя, кто знает, какие эмоции овладели пилотом в тот момент. Да и не узнать уже никак - интервью об этом Жан де Сели-Лонгшан не давал, а в августе того же года погиб при заходе на посадку.

Памятная доска, посвящённая подвигу бельгийского лётчика. Изображение в свободном доступе.
Памятная доска, посвящённая подвигу бельгийского лётчика. Изображение в свободном доступе.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь, ставьте лайки - впереди ещё очень много интересного!