"Сегодня многое зависит от Церкви, от каждого из нас, от нашего покаяния. Здесь в первую очередь решается историческая судьба русского народа и даже всего мира."Это слова из книги "Царь" протоиерея Александра Шаргунова. Все, что он написал тогда (2013), становится еще более актуальным сегодня.
«Будет слишком поздно, он приведет нас в бездну..». Русские святые о будущем России
Среди многих выдающихся пастырей, воздвигнутых Господом накануне революции 1917 г. в первую очередь следует упомянуть святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Он явился как великий чудотворец, подготовив призыв к глубокому покаянию тысяч мучеников за Христа. Все его проповеди являются предупреждением о грядущей угрозе православной монархии в защиту нашего благочестивого императора. Давайте послушаем голос этого пророка.
"Людям первого мира до Потопа, - говорит святой Иоанн праведный, - было дано время для покаяния в течение ста двадцати лет, и они были предупреждены, что за грехи будет Божье наказание-потоп. Шло время, и люди развращались и не думали о покаянии и не верили проповеднику покаяния, праведному Ною. Слово Божье исполнилось. Евреи не поверили пророкам, что царь Вавилонский захватит их, и они продолжили свое идолопоклонство, и они пошли в плен, Иерусалим был опустошен, и все богатства перешли к Вавилону. Современные евреи не верили в Иисуса Христа как в Мессию и убили его крестной смертью, и пророчество Христа Moderna об Иерусалиме вскоре исполнилось: римляне безжалостно уничтожили евреев".
Это объяснение святого праведного Иоанна-вовсе не богословие, а боль горячо любимого сердца по поводу происходящего в России. Кажется, что каждое слово Великого Пастыря произносится сегодня, вернее, сегодня оно звучит еще громче, тем сильнее, чем глубже за последние годы вскрылось разрушение жизни. Откройте наугад любую страницу его проповедей, и вы услышите этот плач о нашей родине:
"Россия борется, страдает, страдает от кровавой внутренней борьбы, от безбожия, от крайнего упадка нравственности. Плохие времена! Люди превратились в зверей, даже в злых духов. Повседневная жизнь была полна всевозможных грехов. Отступничество, незнание Бога, богохульство, особенно в научных кругах, стали, так сказать, обычным явлением. Разврат вошел в повседневный обиход, пресса и литература пропитались соблазном.
Это именно то, от чего сейчас страдает российское общество, которое одержимо всеми свободами, неправильно понято, творит всевозможные нелепости, абсурды и гонится за новообразованным режимом правления, к которому оно совершенно неспособно".
"Браками злоупотребляют, - говорит он в другой проповеди, - семейная жизнь рушится, нет твердой политики, все политизируются, все хотят автономии. Интеллектуалы утратили любовь к Родине и готовы продать ее чужакам, как Иуда предал Христа злым литераторам и фарисеям. "Культ плотских страстей, полный и неудержимый разврат с пьянством, грабежи, ограбления государственных и частных банков, почтовых учреждений и почтовых отправлений, а также враги России готовят распад государства".
И каждый раз, когда вы читаете Иоанна Кронштадтского, вы не знаете, что удивит вас больше: ужасные пророчества, которые уже сбылись, или то, что эти пророчества раскрывают в наши дни и в наши дни.
"В последнее время, - говорит он, - Русское Царство превратилось в царство возмутительных и неожиданных ужасов, на русской земле бушует восстание мятежников, и злодеи угрожают сместить с престолов власть имущих, и они хотят сидеть сложа руки."
Из проповеди в проповедь он предупреждает, что без Божьей благодати только смерть, только сироты, нищета и нищета человеческих душ:
"Держись, Россия, за свою веру, за церковь и за Православного Царя, если хочешь быть непоколебимым от людей неверных и безнадежных и не хочешь потерять Царство и Православного Царя. И если ты отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллектуалы, то ты будешь уже не Святой Русью, а скопищем всех язычников, которые хотят истребить Россию, чтобы мы могли истребить друг друга. И если не будет покаяния русского народа, конец света близок. Бог заберет своего благочестивого короля и пошлет бич в лицо самопровозглашенным безбожным и жестоким правителям, которые затопят землю кровью и слезами".
Преодолевая всякую ложную веру и неверие, святой Иоанн Кронштадтский строго обращает внимание на эту ересь, когда они верят: "Мы молимся, но то, что происходит с Россией, не наше дело.Даже главная молитва Отцу Небесному наполнена плачем и молитвой за Россию: "Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое на Руси, Да приидет в Россию Царство Твое, да будет воля Твоя на Руси. И вселить в нее истинную веру, которая дает жизнь. Она, сэр, приходит нам на помощь. В нынешнее время неверия есть одна Радость истинного христианина и сына Церкви - неизменное, радостное, всемогущее, мудрое и всемогущее Божье провидение для людей. Вооружайтесь, вооружайтесь для Церкви Божьей на земле, которая существует. Она в беде, возлюбленная невеста Христа, терпит жестокие нападения врагов истины".
Говоря о неминуемой гибели России из-за беззакония русского народа, святой праведный Иоанн всегда связывает это с приближением Второго Пришествия Христа.
"Очевидно, что день Второго Пришествия Христа скоро наступит, потому что произошел отход от веры, предсказанной в Священном Писании, отступничество, хотя человек греха, сын Погибели, Антихрист, который противостоит и возвышается над всем, что называется Богом или святилище, еще не раскрытое.
"Тайна анархии", которая уже разворачивается, не произойдет до тех пор, пока не будет взят центр, за который она держится сейчас, - самодержец, устранение которого требует известная общественность. И тогда откроется беззаконный Антихрист, которого Господь Иисус убьет духом своих уст и уничтожит видом своего пришествия. Тот, чье пришествие по воле сатаны будет со всей силой и знамениями, и ложными чудесами, и со всем неправедным обольщением тех, кто погибнет, потому что они не приняли истину. Ты слышишь, почему? Потому что они не приняли любовь истины для своего спасения. И за это, послушайте, Бог пошлет действие заблуждения, чтобы вы поверили в ложь, чтобы были осуждены все те, кто не верил в истину, но любил ложь. И теперь правда ушла, а ложь повсюду-и в прессе, и в жизни. "
Как мы можем научиться у святого праведного Иоанна Кронштадтского давать духовную оценку не только событиям, о которых мы читаем в Священном Писании, но и тем, которые были вчера, но тем, что происходит сегодня!
Мы понимаем не мимолетную разновидность тщеславия, а саму суть, Божье Провидение, которое всегда проявляется в очень конкретных, иногда решающих событиях, касающихся судеб мира. Полезно изучать тот или иной богословский вопрос и историю Церкви. Но, в конце концов, все, что имеет значение, - это только тогда, когда это связано с реальной жизнью. Это настолько важно, настолько связано со всем опытом церкви, что я хотел бы обсудить это более подробно.
Епископ Леонид (Кавелин) передает следующий важный эпизод из жизни митрополита московского Филарета, недавно отмеченный нашей церковью. Рассказ был написан в 1871.in, через четыре года после кончины Святого, и была опубликована в "Русском архиве" в 1901г. году. "Однажды, - пишет он, - я заметил своему учителю, что было бы желательно письменно закрепить его мысли о разногласиях с раскольниками. Митрополит Филарет ответил::
- Какой в этом смысл?
Затем митрополит с энтузиазмом и воодушевлением начал говорить о том, как он чувствует, что будущее покрыто темным облаком, и когда разразится буря, люди, глубоко потрясенные последствиями этой бури, потеряют память обо всем, что произошло до этой бури. За два месяца до своей смерти он сказал настоятелю Сергиевой лавры, что начинает видеть свое прошлое более отчетливо, чем раньше. Настоятель спрашивает его:
- А как насчет будущего?
"И будущее", - ответил митрополит.
Что ты видишь в будущем?
"Страшный гром надвигается на нас с запада".
Святой Феофан Отшельник учит нас тому же взгляду, давая духовную оценку событиям, происходящим на его глазах. В 1960-х и 1970-х годах он сказал:
"Они застряли в западной грязи и думают, что все в порядке. Через одно поколение, для многих, через два наше православие иссякнет. Почему французы пришли к нам в двенадцатилетнем возрасте? Бог послал их, чтобы уничтожить зло, которое мы у них отняли. Это закон Божьей справедливости: быть исцеленным от греха, но быть унесенным".
В 1907 г. Святой праведный Иоанн Кронштадтский во время полного молчания в России, видя всеобщую бесчувственность и отсутствие покаяния, пригрозил пророчествовать:
"Покайся, приближается ужасное время, настолько опасное, что ты даже не можешь себе представить".
Впечатление было потрясающим: ужас охватил присутствующих, а в храме послышались рыдания и всхлипы. "Мы с женой, - говорит Сурский, - задавались вопросом, что бы это было, война, землетрясение, наводнение. Однако силой слов Пророка мы поняли, что должно произойти что-то многослойное, и предположили, что земная ось перевернется".
Как вы знаете, отец Иоанн открыто выступал против революции в защиту веры и престола…