Многогранный и разнообразный русский рок прочно укоренился в сознании советского человека как явление, способное проникнуть в душу и изменить мир. Как известно, этот жанр появился в качестве ответа на недостаток свободной музыки в 80-е годы и продолжил развиваться в 90-е, которые требовали совершенно иного отношения к музыкальной культуре.
Рок-движение легко объединяло людей под эгидой свободы мысли и слова, ведь цензура пала, теперь можно было высказываться так, как хочешь. Востребованность рок-поэзии, характеризующейся ярким и честным отношением к окружающей действительности, возросла в разы. Русский рок стал по-настоящему народным жанром, и в 90-е годы на переломе эпох он обрёл совершенно новое звучание.
Одним из ярких и запоминающихся «голосов» русского рока 90-х является группа «Ноль» во главе с Фёдором Чистяковым. Дядя Фёдор и его команда смогли создать коллектив, играющий что-то между панк-роком и лёгким постпанком с добавлением при этом фолк-мотивов. Огромная заслуга «Ноля» – упор на русские народные традиции, учитывая, что группа делала акцент именно на стихийную и не менее эмоциональную игру Чистякова на баяне, достаточно оригинального инструмента в рок-группе.
Группа «Ноль» записала 6 студийных альбомов за 6 лет, в их дискографии отчётливо видно, как политическая обстановка и перемены в общественной жизни повлияли на творчество рок-музыкантов. В статье – о том, как «лихие 90-е» отразились на музыке одной из самых самобытных групп-легенд русского рока.
«Этот русский Rock-n-roll»
Композицию с задорным названием, открывающую самую известную запись «Ноля» – альбом «Песня о безответной любви к Родине» можно назвать своеобразной «одой» рок-н-роллу, жанру, с которого и началось творчество ленинградцев. Во-первых, необходимо сказать о том, что тексты «Ноля» очень лаконично вписывались в постсоветскую действительность, необычную и непривычную для любого советского человека.
Фёдор Чистяков, будучи в некоторой степени рок-поэтом, в своих работах старался максимально чётко передать настроение и дух того времени, которое пришло на смену долгоиграющему Советскому Союзу. В песне «Этот русский Rock-n-roll» очень хорошо отражается «новое начало» постсоветского пространства.
«Грозный, страшный и могучий
Ты гоняешь в небе тучи! О-о-о!
Грозный, страшный и свирепый,
Приносящий смерть совдепу!
Рок-н-ролл! Рок-н-ролл! Рок-н-ролл!
Этот русский рок-н-ролл!», – поётся в песне.
Дядя Фёдор поёт о том, что сила русского, важно отметить, рок-н-ролла, в том, что он способен сломать режим и стать индикатором для важных общественных перемен.
«Улица Ленина»
Третья композиция на альбоме «Песня о безответной любви к Родине» тоже носит символичный характер. Как признавался лидер группы Фёдор Чистяков, он написал эту песню во время гастролей «Ноля» во Франции, тогда его и других участников поразила жизнь за границей.
«Просто я живу на улице Ленина
И меня зарубает время от времени»,– гласят строчки из песни.
Метафоричность фразы «Просто я живу на улице Ленина» достаточно интересна: учитывая, что сам Чистяков никогда не жил на этой улице, данная строчка поражает своей абстрактностью. Ведь сейчас советское наследие в том числе выражается и в том, что практически в любом российском городе, может быть, даже в его центре, есть та самая улица Ленина, названная в честь великого вождя советского пролетариата.
Интересно, что в 2016 году «Ноль» записал юбилейный диск, на котором «Улица Ленина» сравнивается с «Улицей Сталина». Так Чистяков пытался описать различные периоды в советской истории.
«Улица Ленина – это неудобно, но как-то приспособиться и жить можно. А вот улица Сталина – это когда люди пропадают без суда и следствия...», – рассказывал в интервью Дядя Фёдор.
«Человек и кошка»
В знаменитом хите «Человек и кошка» Чистяков поднимает тему запрещённых веществ. Содержание этой песни душевно отражает то, что происходило в 90-е, и как эту проблему никто не замечал.
«Человек и кошка порошок тот примут,
И печаль отступит и тоска пройдет...», – поётся в песне.
В том числе, важно отметить, что тот «целебный порошок» нередко доставался самому Дяде Фёдору, поскольку в годы активной деятельности «Ноля» он сам сталкивался с трудностями, связанными с употреблением подобных веществ, поэтому композиция немного автобиографична.
«Мажорище»
В 1992 году выходит последний студийный альбом ленинградской рок-группы под названием «Полундра». Он получился «тяжёлым», в какой-то степени «жёстким», поскольку в нём музыканты впервые вписали в текст обсценную лексику.
«А товары не простые, а заморские.
А дела не простые, а мажорские.
А глаза да зубы – хищные, волчие,
Деловые, родовитые», – поёт Фёдор Чистяков.
В песне «Мажорище» Чистяков переосмысливает новую реальность, когда быть богатым стало не стыдно, а престижно. Он критически оценивает «новых русских» и «крутых».
«Гов..рок»
В ещё одной композиции с финального альбома «Ноля» Чистяков обращает внимание на скучность русского рока, которая начала проявляться в 1990-х. Он записывает смелую композицию с названием «Гов..рок», которая больше похожа на жёсткий панк, чем на излюбленный фолк-рок группы «Ноль».
По признанию одного музыкального журналиста: «Гов..рок» – это когда в жизни всё очень плохо и вообще не прёт. Дядя Фёдор поёт о том, что настоящий «Гов..рок» и есть самый интересный вариант рока. Он говорит, что всякие манерные кривляния с классическим инструментом по типу стратокастера от Fender – не дело. Мощный «Гов..рок» – вот каким должно быть будущее рок-музыки».
Рекомендуем также:
Оригинал: 🔗источник
От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще