Найти тему

Любовь к ближнему или за что Каин убил брата своего Авеля?

Как выяснилось свои раздумья и умозаключения я пишу только для себя, но как говорил знаменитый сатирик: «А писАть, простите, как и пИсать, надо, когда уже не можешь.», прошу прощения за не благовидную цитату, грешен... Итак мысли брызжут через край и хочется поделиться и обсудить (если повезет и на это сочинение наткнется кто-то заинтересованный) …

На самом деле преткнулся я на теме братской любви не на истории Каина и Авеля, а на притче Господа о блудном сыне. А зацепило меня вот, что:

«Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка.» (Лк. 15: 15–30).
Возвращение блудного сына. Картинка из открытых источников.
Возвращение блудного сына. Картинка из открытых источников.

Если прочесть глазами грешника — возмущение старшего брата понятно и обосновано, но хочется быть «зрячим», а не как сказал Господь: «так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и не прощены будут им грехи» Мк.4:12. Что мы видим тут? С одной стороны, казалось бы, праведный гнев трудолюбивого человека о том, что его преданность и труд не оценен даже в малой доле … Он разгневан на столько, что даже в дом отца своего и, собственно, в дом свой, в котором он живет, он не входит. Обидно же, чесн слово! :-) У кого в семье были родные братья и сестры, или у самих двое и более детей, помните же такую тему: «ты меня любишь меньше, а его больше» «а он такой, а я вот какой, но ты его все равно больше любишь»... У меня наглядно это в моих детях. И в эти моменты я всегда внутри себя (а иногда и вслух) восклицаю: «Господи, милостивый! Дети мои, дети! Где между вами любовь?! Вы родные друг-другу!» Осознание этого всего в совокупности натолкнуло меня на мысль, а не в этом ли заключается наш первородный грех? Тот самый грех, который мы унаследовали от Адама и Евы, вкусивших плода с дерева познания добра и зла. И тут вот я вспомнил про Каина. Мне видятся совпадения в личности Каина и «старшего сына», ну смотрите: оба трудились в поле, оба выполняли труд отцов их (Господь заповедовал Адаму возделывать почву в саду Эдемском) и оба были убеждены, что «Отец» любит их младших братьев больше, чем их.

«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.» (Быт.4:3-5)
Именно схождением огня на жертвенник Авеля и подтвердил принятие его жертвы Бог. Картинка из открытых источников интернет.
Именно схождением огня на жертвенник Авеля и подтвердил принятие его жертвы Бог. Картинка из открытых источников интернет.

Почему же Каин помрачнел? Ведь его Бог не лишил его своего общения, мы видим это из Быт.4:6.

Мне думается, что он испугался, что лишится удела в наследстве Божием по тому, что Бог презрел Авеля и его жертву. А он старался быть угодным Богу, он возделывал землю как это делал по завету Божьему его отец, но Бог призрел Авеля — пастуха! Почему?!

Казалось бы, ответ на поверхности и Господь явно указывает на причину: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» Быт.4:7 – зависть, вроде бы тот грех который омрачил лицо Каина. Вот и большинство богословов твердят об этом, но думается мне источник тут не в этом… ГОРДЫНЯ помноженная на отсутствие любви, любви прощающей и радующейся и веселящейся об успехах ближнего! И в первом и во втором случае у братьев не было любви о которой Господь говорил: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как себя самого» (Лев.19:18) и более того: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф.5:44-45)

БОГ ЕСТЬ – ЛЮБОВЬ! И он принял дары Авеля, отобравшего с любовью к Богу все самое лучшее из плодов своего труда, а Каин сделал тоже самое, но просто как говорят для «галочки» и это было не угодно Богу он же не голодает ведь, честное слово! Его волнует душевное, Его волнует Любовь … Помните Петра после распятия и Воскресения Спасителя, что спрашивал Господь трижды у Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Господа интересовала Любовь, а не то, что раскаялся ли Петр, осознал свою вину и слабость и т.д.

Вот и Каин, не поднявший в Любви очи и с униженной своей гордыней скрежетал зубами, вопрошая, скорее всего, в сердце своем: «Как же так? Чем Авель лучше?!» - хотя нужно было кричать: «Слава Богу, хоть Авель смог привлечь милость Твою! Это он - мой возлюбленный брат! Он смог!»

В этом то наше отличие от животных – любящая душа. Ситуация с конкуренцией — это схема животного мира, когда в битве за лидерство должен остаться сильнейший который продолжит существование своего вида. Мы же (человечество) приняли на себя «дар» познания добра и зла, но только осью в этом «познании» мы ставим себя и свое … В этой оси координат и любовь получается у нас какая-то однобокая типа «я тебя люблю, и ты меня должен любить» или «я тебе вот что, а ты мне что?»…Вот эта постановка себя в центре вселенной и есть проявление первородного греха - то есть ГОРДЫНИ, которая в животном стремлении к первенству (успеху, богатству, признанию и т.п.) выжигает огнем адовым Любовь из души и Каин уже не видит в Авеле родного человека и не может своей греховной ненавистью, а тут, как на зло, Авель прогоняет свое стадо по полю Каина … Каин зовет Авеля на «разборки» в поле и нечаянно убивает его в ожесточении и в накипевшей ярости, своего ущемленного самолюбия! Аминь!

Примерно так это и произошло... в гневе и в затылок камнем... Картинка из открытых источников интернет.
Примерно так это и произошло... в гневе и в затылок камнем... Картинка из открытых источников интернет.

PS: Если вы не поняли почему я решил, что убийство Авеля – это убийство по неосторожности – спросите в коментах я разложу вам ситуацию подробнее ...