Вадим Кротов — журналист, прекрасно разбирающейся в фантастической литературе. С его любезного разрешения публикую его рецензию на роман А.Иванова «Псоглавцы».
Первоначально роман А.Иванова «Псоглавцы» был опубликован в 2011 под псевдонимом «Алексей Маврин» (издательство Азбука — Аттикус). Почему уже известный писатель в новом романе скрыл своё имя? Здесь есть какая-то загадка. Я не склонен поддерживать бытовую версию, мол роман написан другим автором. На мой взгляд, всё намного таинственнее. Думаю, тема книги касается запретной области информационного пространства: мир — совсем не такой, каким нам его показывают.
Практически в каждой отрасли науки есть неудобные (и к счастью недоказанные) факты. Хотя возможно эти факты доказаны, но сокрыты. Вот тут мы переходим в область сюжета книги.
Критики отреагировали сразу, было указано, что основа романа не мистический сюжет, а описание деградирующей российской глубинки, конфликта разных социальных «зон» и миров российского государства. Некоторые литературоведы разглядели острую социальную критику. Самое главное в книге оказалось сокрыто. После такой трактовки роман был сразу переиздан уже под настоящей фамилией автора.
На мой взгляд, основа книги всё таки именно мистика.
В произведении, действие которого происходит в нижегородской деревне Калитино, разыгрывается необычный детектив, с декорациями в виде старообрядческих скитов, трудовых лагерей, торфяных болот и скатившихся до потери человеческого облика жителей поселения. Атмосфера пропитана едким дымом горящих торфяников и жуткими слухами о существовании человекообразных существ с песьими головами.
Вот тут то мы поговорим подробнее.
Всевозможные легенды о людях с пёсьими головами (научное название «кинокефалы») ходят издревле.
Рассказы о народе псоглавцев встречаются у античных писателей Геродота, Плиния Старшего, Мегасфена. Их описывал Аристотель и Александр Македонский. Отражение этих легенд попало даже в советскую литературу. Помните, ещё в «Старике Хотабыче» Волька рассказывал на экзамене по географии, что далеко на краю земли живут племена людей с головами собак.
Самое скандальное свидетельство о псоглавцах содержится в наличии христианского святого Христофора, изображаемого на иконах с собачьей головой.
И самое невероятное, что существует письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского, которого нельзя заподозрить во лжи. Находясь Москве во второй половине XVII века, он описал скелет и череп головы святого Христофора, хранящийся в Благовещенском соборе:
«…глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!».
На самом деле все многочисленные иконы святого Христофора изображают человека не совсем с головой собаки, скорее это нечто среднее между рептилией и собакой. И одинаковая точность этих странных изображений поражает ещё больше (не к ночи будет сказано).
В 1722 году все эти иконы были запрещены официальным распоряжение Святейшего Синода.
Сделав это отступление, мы возвращаемся к книге Иванова.
Трое героев по таинственному договору с загадочной фирмой отправляются в Калитино, чтобы снять со стены разрушенного храма фреску с изображением святого Христофора и попадают в странный мир, в который можно войти, но который нельзя покинуть. Мистическая реальность постепенно затягивает и героев и читателя.
Кроме рассказа о Святом Христофоре в романе есть другая невероятная и крамольная идея:
любая культура(и религия) , как и её артефакты, является живой информационной сущностью, наделённой разумом, инстинктом самосохранения, способностью защищать себя.
Возможно писатель решился опубликовать роман под своим именем только после того, как критики списали все эти теории на литературный приём, призванный лучше описать быт российской глубинки. Думаю, А.Иванов поступил мудро, по известному принципу «бережённого Бог бережёт».
Но так или иначе, получилась очень добротная литературная фантастика. Здесь есть новая философская теория, интересный историко- научный анализ, хороший литературный язык и захватывающее действие. Отличное сочетание. В этом плане напоминает «Рыбари и виноградари» М. Харита. Хотя там конечно посильнее.
По подводке сюжетной линии есть аналогия с другой хорошей книгой: «Малая глуша» М. Галиной . Такое же великолепное описание русской глубинки, прямо физически попадаешь внутрь повествования. Хотя опять же, на мой взгляд, у М.Галиной описание лучше.
Не буду спойлерить сюжет, он — очень динамичен и кинематографичен (практически готовый сценарий). Когда читаешь, ощущение, что многие эпизоды уже видел в различных боевиках. Впрочем автор честно об этом говорит, постоянно ссылаясь на всяческие фильмы.
Кинематографичность определяет и слабую психологическую проработку характеров героев, как главных (Кирилл, Валерий и Гугер) так и второстепенных. Герои весьма схематичны, как и требуют законы трилера : этот — компьютерщик, этот — искатель приключений исследователь и одновременно герой-любовник и т.д.
О главных героях известно на удивление мало. Их реакции не всегда понятны и побудительные мотивы остаются за кадром.
Среди второстепенных — буйный пьяный дембель, злодей бандит, мелкий лидер преступного сообщества (хозяин магазина), новый русский, плохая женщина и хорошая девушка, супермен из таинственных спецслужб. Все они скорее маски, чем реальные люди. В течение романа не происходит никакой внутренней эволюции ни одного из героев, каждый из них застыл в отведённой ему роли.
Но по-большому счёту, это и не важно.
Книга получилась хорошая, можно узнать много о раскольниках, староверах, святом Христофоре, псоглавцах, и истории борьбы религий. Возможно кого-то этот роман заставит задуматься не только о лайках в социальных сетях, но и о устройстве реальности, окружающей нас. Кто-то полезет в справочники, исторические свидетельства. Кто-то заглянет в Википедию. Иными словами, роман вырывает из обыденной повседневности. И это хорошо.