Найти тему
Ильинская больница

Адаптация к школе

В предыдущей статье мы говорили о том, как готовность к школе появляется, и как родителям помочь ребенку ее достичь. Если ребенок дошел до нужного уровня психологической зрелости к моменту поступления в первый класс, то обучение и адаптация к школьной обстановке будут даваться ему значительно легче. Когда ребенок не тратит много сил на то, чтобы выдержать время урока сидя за партой, он имеет возможность уделить внимание другим вещам.

Источник фото: https://ru.freepik.com/free-photo/kids-discussing-at-desks-in-classroom_2488708.htm
Источник фото: https://ru.freepik.com/free-photo/kids-discussing-at-desks-in-classroom_2488708.htm

Знакомство с одноклассниками, контакт с учителем, школьный распорядок, соблюдение общих правил – все это требует привыкания. Даже при наличии готовности социализация ребенка после поступления в школу требует времени. Дети впервые узнают о дружбе, учатся приходить к компромиссам сознательно, пробуют уступать и отстаивать свои интересы. В этот период ребёнок может чувствовать растерянность, даже если он общительный. А если склонен к одиночеству – тем более. Ко всему добавляется возрастающая сложность учебных заданий, вопросы дисциплины и требовательности учителя.

Дети могут нуждаться в проводнике в этот новый мир. Родитель, безусловно, может сыграть эту роль, налаживая контакт со школой, другими родителями и собственным подрастающим ребенком.

Обсудим в этой статье важные факторы, на которые родителям стоит обратить внимание. Разберемся, как сопровождать адаптацию своего ребенка и уменьшить стресс от новой среды общения.

Итак, внимательный выбор первого учителя будет основным заделом для адаптации к школе.

Учитель – фигура, к которой ребенок очень сильно эмоционально привязывается, которого уважает, а в некоторых вопросах слушает даже больше, чем родителя. Поэтому имеет значение, насколько учитель готов поддерживать ребенка в случае неудач, а также насколько он открыт к диалогу с родителями. Сообщение учителю об особенностях ребенка – большая помощь и ребенку, и педагогу.  Однако родители должны также доверять учителю, не испытывая нужды контролировать его работу постоянно.

Хорошим признаком здоровой атмосферы в начальной школе будет проведение классных часов, игровых мероприятий, чаепитий, где дети общаются, играют, а также концертов и выступлений, куда приглашают родителей.

Так ребенку будет легче привыкнуть к учителям, подружиться с детьми, а родитель сможет бывать в школе и доверять ей. Учитель в младших классах должен выполнять функцию не только преподавателя, но и воспитателя. Дети еще только учатся жить в коллективе, а значит, быть дружными, доброжелательными их нужно научить.

На уроках разобраться в детских конфликтах у преподавателя зачастую возможности нет. Совместное время после уроков, продленка и школьные экскурсии – хороший способ сплочения коллектива. Родители вправе инициировать школьные мероприятия, а также быть в курсе отношений детей в классе. В случае если кого-то систематически обижают, первым этапом успешного решения будет хороший контакт учителя и родителя.

Дети в начальной школе придают большое значение отношениям с одноклассниками. Они только учатся дружить, понимать, на каких условиях они готовы общаться, что им нравится и не нравится в других людях, как выбирать свой круг. Их симпатии могут казаться непрочными или неожиданными, а ссоры смешными. Однако важно воспринимать их всерьез. Ребенок придает им большое значение. Именно возраст 7-9 лет – это тот самый возрастной этап, когда для ребенка ориентация на коллектив детей и учителя выступает как самостоятельная ценная задача. Этот путь не бывает абсолютно гладким и легким, но важно, чтобы ребенок продолжал пробовать общаться. Как правило, когда социальная адаптация ребенка протекает нормально, он много рассказывает о школе, активно говорит об одноклассниках, об отношениях, о приключениях, ссорах, примирениях, курьезных ситуациях. Это во многом занимает его мысли, и даже при наличии сложностей ребёнок вовлечен в общение, стремится проводить время с другими детьми. Ссоры и жалобы на других одноклассников могут быть чаще или реже и представляют собой нормальное следствие адаптации.

Тем не менее, родителям стоит обратить особое внимание на состояние ребенка и обратиться к психологу в случаях если:

  • Поведение ребенка резко изменилось
  • Нарушены сон и аппетит
  • Ребёнок стал чаще проявлять агрессию
  • Ребенок постоянно подавлен, тревожен
  • Ребёнок резко отказывается ходить в школу
  • Ребенок жалуется на систематические обиды, насмешки
  • Ребенок не нашел взаимопонимания с учителем
  • Ребенок получает только низкие оценки
  • Ребенок сильно расстраивается и плачет из-за оценок

В каждом из случаев будет своя стратегия помощи ребенку. Однако среди перечисленных признаков в поведении ребенка нет таких, которые можно было бы пустить на самотек. Совместно с учителем, другими родителями, администрацией школы и специалистами-психологами можно разобраться в проблеме глубже. Тем не менее есть универсальная позиция, которую стоит занять родителю в случае подобных проблем. Это, как вы наверняка догадались, поддерживающая позиция для ребенка.

Назовем несколько принципов, которых стоит придерживаться родителю, чей ребенок испытывает трудности в адаптации к школе.

Важно:

  • Быть на стороне ребенка. Это необходимо, даже если он не прав. Это не значит, что нужно потакать ему, но воспитательные меры должны основываться на мотивации помощи в преодолении сложностей в поведении. Ребенок только учится.
  • Выяснять информацию у всех участников конфликта для полного понимания ситуации. Дети не всегда могут обрисовать исчерпывающую картину происшествий в силу того, что они малы. Стоит опросить других участников и свидетелей.
  • Воспринимать слова и жалобы ребенка всерьез. Даже если они кажутся нелепыми, стоит расспросить ребенка подробнее о его переживаниях. Если это трудно, на помощь может прийти психолог.
  • Вовремя помогать. Запущенные трудности в учебе или застарелые конфликты решать сложнее. Стоит следить за успеваемостью и качеством общения в классе и с учителем – ненавязчиво, но регулярно.

В каждом из этих случаев психолог может помочь родителю выяснить больше о проблеме ребенка, выстроить тактику помощи ему. Бывает необходимо поддержать контакт родителя и ребенка друг с другом в сложный период. Даже если вам трудно сформулировать, что именно вас настораживает или беспокоит, не стоит откладывать поход к психологу. Возможно, нескольких встреч будет достаточно, чтобы обрети уверенность и спокойствие.

Автор: Гетманская Елизавета Николаевна, клинический (медицинский) психолог