С огромной ролевой системой Dungeon & Dragons(D&D) я познакомился в компьютерной ролевой игре Neverwinter Nights. Собственно, именно во время игры, я начал интересоваться ее механикой, которая берет основу с древних времен (1974 года, если быть точным). Начав изучать разные источники и статьи, я узнал, что D&D - это прежде всего настольное ролевое приключение, с живыми людьми, и в основе механики лежат броски кубиков. Потом, я где-то достал, в электронном виде, Руководство игрока второй редакции (а в данный момент всего редакций пять), со всеми правилами, списком персонажей, заклинаний, монстров и т.д. И подумал, что было бы здорово организовать такую игру среди друзей. Купив кубики и наскоро создав мир, на основе уже существующего сеттинга Forgotten Realms, мы с друзьями сыграли несколько партий. Было это почти пятнадцать лет назад и не сказать что эксперимент прошел удачно - и навыки Мастера (Dungeon Master или DM - тот кто ведет игру) у меня были не развиты, и всех нюансов механики я не знал, и нормального листа персонажей со всеми навыками, характеристиками и инвентарём у нас не было. Плюс ко всему, я недостаточно хорошо продумал модуль, в котором проходила игра, и не мог подстраиваться под действия моих друзей-игроков, а ведь гибкость Мастера это залог успешной настольной игры.
Спустя долгие-долгие годы, мы с моим хорошим другом, оказались на Минском UNICON - ежегодной выдеоигровой выставке, крупнейшей в Беларуси. В одном из стендов можно было записаться на маленькое настольное приключение по D&D. Приключение было действительно маленьким - по воспоминаниям, оно длилось не больше тридцати минут, но позволяло окунуться в атмосферу настоящего D&D приключения с живыми людьми. Нас всего было человек пять-шесть и, разумеется, один Мастер. Мы наспех выбрали себе персонажей (имя+класс) и пробежали короткое, но насыщенное событиями приключение. Все остались очень довольны! Причем никому не потребовалось даже знакомиться с правилами D&D, даже коротких гайдов никто не читал - просто садись и играй. Это было великолепно! Меня поразила работа мастера, который без всяких информационных бумажек, гайдов и просто заметок по игре, лишь используя свою память, находчивость, да горсть кубиков, вел нас по игре. И мне захотелось так же! Мне захотелось собрать несколько своих друзей и устроить масштабную, настольную ролевую игру, где будет твориться хаос, но хаос развлекательный. Однако, потом эта идея угасла, придавленная грузом повседневных хлопот.
И вот, летом прошлого года, мой друг возродил и продавил идею по организации настольной ролевой игры, по правилам D&D. Меня назначил Мастером, и пришлось мне стать тем, кто заставляет всю эту огромную машину крутиться. Мы достаточно быстро нашли игроков, причем все наши друзья были из разных городов и даже разных стран. Но ведь не обязательно же собираться в одном месте, чтобы поиграть в настольную ролевую игру, правильно? Нынешние технологии позволяют устраивать собрания онлайн, с живым общением и даже видеосвязью. Игру решено было проводить в Скайпе. В итоге: игроки нашлись, место проведения тоже. Оставалась сущая мелочь - создать саму игру.
Отдавая дань уважения одной из моих любимых RPG, Neverwinter Nights, я взял за основу D&D третьей редакции, не касаясь новых итераций. Просто для меня это привычно и понятно, словно таблица умножения. Мир тоже взял с оглядкой на указанную видеоигру - Forgotten Realms, правда с большой долей "отсебятины". Скрупулезно воссоздавать тот же город Neverwinter я не стал, ограничившись лишь собственным видением, с учетом того, что начало приключения вообще проходит за чертами города.
С миром определились. Теперь переходим к персонажам. Создать описания классов и их характеристики мне помогла настольная книга "Руководство игрока", в электронном виде. По этой ссылке вы тоже сможете ознакомиться с книгой. Руководство просто ОГРОМНОЕ и максимально подробное. Если вы новичок во все этом, то придется потратить на изучение несколько дней - смотрите не утоните. Так как я с D&D уже знаком, я знал что хотел найти. Для ускорения начала нашего приключения и его упрощения, я убрал расы, оставив всех игроков в теле человека. Да, это не совсем соответсвует духу ролевой игры, но, в моем понимании, такой масштабный проект лучше начать в обрезанном виде, потом добавляя детали, чем строить его и не начинать вовсе. Классы тоже чуть урезал: из одиннадцати доступных, оставил восемь, убрав барда (тяжело отыгрывать), монаха (не вписывается в мою концепцию) и чародея (этот слишком сильно похож на волшебника). Итого, на выбор, в игре остались: варвар, воин, вор, друид, священник, волшебник, паладин, рейнджер. В нашей команде было всего пять игроков, которые выбрали: воина, вора, священника, волшебника и рейнджера. Вот такая партия отправилась на приключение. Кстати, мировоззрение персонажей я тоже не ввел игру, позволяя героям отыгрывала того, кого они хотят, не привязываясь к уже заготовленной предрасположенности к добру/злу.
Следующая важная задача, при создании такого приключения: как мне держать перед глазами характеристики всех персонажей? Разумеется и речи не могло быть, чтобы подобную "таблицу персонажа" создавали или вели участники игры. Практически никто из участников нашего D&D кружка не был знаком вообще с этой системой, а мне не хотелось, чтобы люди забивали себе голову правилами "Подземелий и Драконов" и самостоятельно создавали персонажей - скорее всего, так бы получились какие-нибудь монстры Франкенштейна, типа волшебника с нулевым интеллектом но огромной силой (хотя это был бы крайне любопытный персонаж). Нет, пусть игроки просто играют и не заполняют себе голову лишней информацией - как мы мы играли на UNICON с неизвестным мастером.
Все характеристики, а так же инвентарь персонажей, решил вести я сам и всегда держать у себя перед глазами. Можно было, по старинке, использовать для этого тетрадь и ручку, но я представил, что придется делать постоянные правки, зачеркивания, переписывания и, более того, любая бумага имеет свойство рваться или быть выброшенной в мусорку. "А как же карандаш?" - спросите вы. Ведь карандаш можно стирать... Так бы я и поступил, если бы жил в каком-нибудь восемьдесят пятом году. Но у нас на дворе двадцать первый век, и помимо однотипных, каждый год обновляющихся айфонов, мы имеем видимый прогресс, в виде компьютеров и возможности создавать электронные таблицы. Поэтому, все данные персонажей решено было облечь в электронный вид, какой-нибудь таблицы. Взяв на вооружение Excel и Numbers, я, тем не менее, отправился искать другие, более удобные решения. И нашел. Вот здесь можно делать диаграммы, таблицы и еще черт знает что на любой вкус и цвет. Причем программу можно скачать и работать офлайн. Покумекав час-другой, я создал идеальное отображение характеристик персонажей, инвентаря и заклинаний. Выглядит это подобным образом:
Мякотка в том, что все данные я могу менять в реальном времени: легко вычитать или прибавлять ХП, добавлять или убирать предметы инвентаря и даже приписывать негативные эффекты - с чем ручка или карандаш никогда бы не справились. Как видите, я не стал отдельно выделять бонусы от значений характеристик (например, Сила 14, означает бонус +2), так как все вычисляю автоматически, и так же, бонусы автоматически прибавляю к навыкам, во время их использования. Вообще, не нужно иметь докторскую степень математики, чтобы понять, что каждое четное значение характеристик, начиная с двенадцати, увеличивает бонус на единицу, а десять - это нулевой бонус. Все данные я заскринил и отправил каждому игроку, чтобы знал, какой красавец его персонаж и чего он умеет. Но, по большому счету, игроку это нужно чисто формально: пусть знает, что у его персонажа воля больше, чем у него самого. Помимо общего вида характеристик, каждому игроку я отправил расшифровку его навыков (чего делает, например, Скрытность), а для магических классов, описание заклинаний.
Навыки персонажей я взял прямиков из Руководства игрока, содержание инвентаря - оттуда же. Параметры (Сила, Ловкость, Телосложение, Мудрость, Интеллект, Харизма) мне помогла составить игра Neverwinter Nights: я полностью скопировал их из меню создания персонажа, дабы не запариваться над идеальным распределением. Да, это не совсем в духе настольной ролевой игры, но, опять же, мне нужно было сделать все быстро и эффективно, и чтобы мои игроки не страдали (но они все равно страдали, правда не от характеристик, а от своих действий). Заклинания тоже взял из Руководства игрока, правда чуть упростил, и некоторые, уж совсем мудреные, убрал. Кстати, заклинания в D&D это вообще отдельная тема - они намного, намного глубже того, что нам предлагает компьютерная игра. Например, у Друида, на втором круге, есть заклинание "Взбирание по паучьи", которое позволяет лазить по стенам и потолкам - ну чем не Человек-паук? Возможно, про заклинания настольной версии, стоит написать отдельную статью.
Поскольку, в создании приключения я уже положился на интернет и цифровые примочки, кубики я тоже покупать не стал. Вот этот сайт отлично имитирует броски всех требуемых кубиков: от четырехгранного до стагранного. Выбираем нужный кубик, кидаем (наблюдаем анимацию броска) и получаем значение. Причем дайсы можно суммировать. Мне очень понравился данный сайт - ничего лишнего. Процесс "кубикокидания" я тоже присвоил себе, освободив от этого игроков. А им приходилось верить мне на слово.
Переходим к самому приключению. Я попытался создать максимально краткую вступительную локацию, для персонажей первого уровня. Действие разворачивается за городом Невервинтер, в небольшой лесной роще. Карту локации я нарисовал в Keynote, но можно использовать для этого и Powerpoint.
Как вы видите, локация очень маленькая. Черным отображается дорога, зеленым - лес, красным - стражники, синий квадрат это забор, в котором находится особняк, справа, в лесной чаще, скрыто небольшое озеро с гоблинами и друидкой. Из чащи, к особняку ведет небольшая, еле заметная тропа. Так же, я визуализировал план особняка и его комнат, для упрощения ориентирования - чтобы не нужно было все держать в голове. Синим здесь изображены нейтральные и не боевые персонажи.
Затравка приключения донельзя банальна: некий богатый лорд Бертрам из Невервинтера, нанял пятерых героев дабы устранить ухажера, который тайком повадился приходить в гости к его дочке Лолите. Этот самый ухажер, паренек по имени Тон Витерсмит, принадлежит другому богатому и знатному роду Невервинтера. Поэтому Бертрам не может устранить его сам, но руками других людей - запросто. Причем лорд Бертрам не против, чтобы устранение имело летальный характер. Задание тайное, и никто не будет знать ни о нем, ни о встречи лорда Бертрам с героями - все нужно сделать без пыли и шума. Зато наградой послужит огромная куча золота.
Лолита Бертрам живет в особняке, за городом, поэтому героям придется аккуратно пробраться в особняк, незамеченными (ведь стража будет не в курсе о задании), подкараулить Тона, когда он придет к Лолите и прикончить его... или нет - все по желанию игроков. К особняку ведет прямая дорога и обходная, через лесную чащу. В самой чаще есть поляна с прудом, где живут четверо гоблинов во главе с друидкой по имени Фелисия (у нее крайне тяжелое прошлое), которая считает гоблинов своими детьми. На поляне можно обнаружить незаметный проход к особняку, по которому почти каждый день, к Лолите, ходит ее возлюбленный, тайно перелезая через забор и забираясь в ее комнату.
Вот такое приключение, если описать вкратце. Кстати, имена нейтральным персонажам, я тоже не придумывал сам. Я просто загрузил свой сэйв в игре Might and Magic VII: For Blood and Honor, и прошелся по городу Хармондейл, записывая имена всех NPC которых там встретил.
Полностью подготовив игру, мы выбрали день, когда все вместе смогли погрузиться в приключение. Я думал, что это маленькое приключение мы одолеем часа за два. В итоге, мы проходили его в течении двух дней, суммарно потратив на игру часов восемь, если не больше. Казалось бы: на такую крохотную локацию потратить восемь часов, и это при том, что некоторые элементы, типа подвала особняка, мне пришлось вырезать. Но впечатления от игры просто невероятные! Такой опыт вам никогда не даст обычная компьютерная игра, как бы скрупулёзно она не следовала правилам D&D. Настолка в сто тысяч раз интереснее моего любимого Neverwinter Nights. А еще я понял, что нельзя полностью просчитать свое приключение - всегда найдется какая-то внештатная ситуация, которая отведет вас в сторону, и придется что-то додумывать и допридумывать находу. Без импровизации никак.
Расскажу, вкратце, о ходе нашей игры. Изначально, с гоблинами в роще можно было договориться, но из-за того, что священник использовал неуместное заклинание, он испугал гоблинов, и те накинулись на отряд. После победы над гоблинами, герои столкнулись с друидкой Флисией, готовой порвать всех за убийство гоблинов, которых она считала своими детьми. Однако священник и вор, благодаря навыкам убеждения, смогли уболтать девушку и заявить, что не они убили гоблинов, а другие люди, и вообще, когда отряд сюда пришел - гоблины были уже мертвы. В свою очередь рейнджер, так сдружился с друидкой (оба же любят природу), что имел с ней романтическую связь. Отыскав тропу к особняку, герои подошли к стенам забора, окружающим здание. Рейнджер и вор вскарабкались и оказались во дворе. Воин и волшебник, ввиду того, что не умели так хорошо лазать по стенам, обошли особняк, выйдя к главным воротам. Священник же, просто пошел вдоль стен (противоположно тому куда пошли воин с волшебников) и начал громко орать что-то о Спасителе и покаянии. Чем все закончилось? Задача вора и рейнджера была в том, что они проберутся на второй этаж особняка, скрытно, минуя охрану, и окажутся в комнате Лолиты, а потом как-то откроют главные ворота. Но, что один, что другой - провалили броски навыка Взбирание и просто свалились со стен особняка, всполошив охрану. Окончательно поставил на уши охрану священник, который громко заявил о себе. Он смог уболтать одного стражника, который к нему пришел и, тайком его оглушил. В этот момент, воин и волшебник освободили входные ворота от оставшегося стражника. Священник вошел во двор, пытаясь заставить внутреннюю охрану покаяться и уйти, но они уже ему не поверили и затеяли драку: втроем на одного. Чтобы хоть как-то помочь своему священнику и отвлечь стражников, воин использовал все свои актерские навыки и изрядную долю находчивости: он упал на землю и "поплыл" по ней в направлении битвы, обильно загребая руками. Ему удалось отвлечь на себя обалдевших стражников и тут уже, битва пошла совсем по другому сценарию. В это время, вор и рейнджер сражались со стражей внутри особняка, на первом этаже, в районе кухни. И вора почти "приморили". Закончилось тем, что все стражники были побеждены, невинную кахарку, которая так неудачно подвернулась, прикончили, а комната Лолиты оказалась свободна к доступу. Однако скрытно выполнить задачу не вышло.
Это очень короткий пересказ всего пережитого. Впечатлений было массу, насмеялись мы вдоволь, и всё пережили вместе с нашими персонажами. Приключение носило взрослый характер, 18+, поэтому было много откровенных и жестоких сцен. Но, тем интереснее - не даром же людям нравится Игра Престолов. Хотя это не обязательно, и все на усмотрение Мастера и игроков. Я всем рекомендую (не только любителям RPG и гик-культуры) хотя бы раз сыграть в настольный D&D или просто настольную ролевую игру, и даже не обязательно быть в шкуре Мастера (хотя в этом своя, особая изюминка). Такие игры развивают сплоченность, навыки общения, артистизм, красноречие, повышают настроение и просто скрашивают любой хмурый день.
#D&D #dungeonsanddragons #neverwinternights #forgottenrealms #настолка #подземельяидраконы