Найти тему
Жена с приданым

Такой вот фокус... Внимания

Оглавление

Если вы пишете текст, важно четко понимать, кто его будет читать и каким образом. Это относится к любому тексту - художественному, рекламному, публицистическому... Восприятие одного и того же текста с листа, с экрана и на слух будет разным.

В среднем, восприятие текста с разных носителей распределяется примерно так (по убыванию усилий для концентрации).

1. Бумага

2. Читалки (ридеры) с e-ink

3. Экраны с подсветкой (компьютер, ноутбук, телефон, планшет, читалка с подсветкой и т.д.)

4. Аудио

Сразу оговорюсь: это в среднем! Понятно, что есть люди, которые отлично читают с планшетов, и люди, которые на слух воспринимают лучше, чем глазами. Но в общем случае рейтинг выглядит примерно так.

Что это значит на практике?

Большинство людей лучше воспринимает текст с листа (я в их числе). С листа люди чаще всего могут читать даже сложные предложения со множеством согласований, не теряя при этом смысла текста к концу.

Держим фокус внимания:)
Держим фокус внимания:)

Удерживать внимание на тексте, который читаешь с экрана, сложнее. Поэтому тут мы не злоупотребляем длинными предложениями. А еще уделяем пристальное внимание оформлению. Картинки, заголовки, списки... Без всего этого мы потеряем читателя) По этой же причине очень желательно, чтобы текст был коротким.

Где-то между экраном и листом по простоте восприятия находятся читалки (ридеры) с эффектом e-ink.

Хуже всего у людей, в среднем, восприятие на слух.

Не знаю, как вы, но я лично могу слушать аудиокнигу только в случае, если куда-то иду, еду, делаю что-то руками. И то, если не задумалась. А задумалась - все, потеряла нить.

Я как-то начитывала аудиокнигу. И уже после первой главы поняла, что это провал.
Когда в предложении три придаточных, а занимает оно четыре строки - его суть можно уловить только с листа. Удержать внимание слушателя на таком практически невозможно.
Поэтому от записи этой книги я отказалась - на мой взгляд, она просто не адаптирована под аудио-формат.

Так вот. В фоновом режиме я о разнице восприятий текста в разном формате помнила.

Но тут получила новое подтверждение

Я еще в ноябре писала, что провожу вычитку длинного технического текста.

Ух, что мы только с ним не делали...

Я его читала глазами в пдф. Я отлавливала ошибки в ворде. Я пыталась поиском по документу найти все слова со спорными окончаниями (в словах на "-ие" ворд не всегда видит, что падеж не тот).

Потом его читали и правили последовательно:

  • Старший менеджер нашего отдела;
  • Менеджер по продукции;
  • Руководитель группы, в которую входит менеджер по продукции;
  • Сам автор и его соавторы.

Домучали, наконец. Вычитали, сверстали, отдали в печать.

Приходит сигнальный образец, меня просят почитать его еще раз. Ну, на всякий случай. Мы же все уже прочитали, сюрпризов быть не должно.

Так?

Как бы не так!

Я читаю. Уже с листа. И... Нахожу еще порядка 30 недочетов (на 300 страниц итогового текста).

Например, одна картинка обрезалась вместе с текстом. Были погрешности в форматировании. Какие-то ошибки прилипли в процессе редактирования. Например, кто-то внес исправление в формулировку, из-за чего в тексте появилось два однокоренных слова в предложении. Это не критично, но лучше этого избегать.

Среди прочего обнаружилось также 3 опечатки и 4 ошибки в пунктуации. И при чтении с экрана никто этого не заметил, включая меня. А вот при чтении с листа - в глаза бросилось.

Ну, ничего страшного. Внесли правки, отдали в печать - теперь уже всего тиража.

Но я сделала для себя вот какие выводы

Во-первых, если текст проверяет вслед за мной много человек - нужна финальная вычитка. Хоть вычитывать и не хочется. Все хотят, как лучше, но когда все понемножку дописали и поправили, в итоге может получиться эдакое письмо Дяди Федора.

-2

Во-вторых, если текст сложный, технический, монотонный, с длинными предложениями - лучше читать его с листа. Распечатать и прочитать.

Жаль деревья, конечно. Но на собственную внимательность мне, очевидно, надеяться не приходится.

И, наконец, последнее. Мне и моим пишущим коллегам надо помнить, как тяжела борьба за внимание читателя.

  • Сложное предложение? Читателю скучно, он ушел.
  • Длинный абзац? Читателю сложно, он ушел.
  • Перегрузка терминами? Потеряли читателя.
  • Сплошной текст, без форматирования? Читатель ушел.

Дочитали статью до этого места? Здорово! Значит, вы умеете удерживать фокус внимания на текстах. Это сейчас редкость.

Честь вам и хвала, внимательные читатели!