Если вы пишете текст, важно четко понимать, кто его будет читать и каким образом. Это относится к любому тексту - художественному, рекламному, публицистическому... Восприятие одного и того же текста с листа, с экрана и на слух будет разным.
В среднем, восприятие текста с разных носителей распределяется примерно так (по убыванию усилий для концентрации).
1. Бумага
2. Читалки (ридеры) с e-ink
3. Экраны с подсветкой (компьютер, ноутбук, телефон, планшет, читалка с подсветкой и т.д.)
4. Аудио
Сразу оговорюсь: это в среднем! Понятно, что есть люди, которые отлично читают с планшетов, и люди, которые на слух воспринимают лучше, чем глазами. Но в общем случае рейтинг выглядит примерно так.
Что это значит на практике?
Большинство людей лучше воспринимает текст с листа (я в их числе). С листа люди чаще всего могут читать даже сложные предложения со множеством согласований, не теряя при этом смысла текста к концу.
Удерживать внимание на тексте, который читаешь с экрана, сложнее. Поэтому тут мы не злоупотребляем длинными предложениями. А еще уделяем пристальное внимание оформлению. Картинки, заголовки, списки... Без всего этого мы потеряем читателя) По этой же причине очень желательно, чтобы текст был коротким.
Где-то между экраном и листом по простоте восприятия находятся читалки (ридеры) с эффектом e-ink.
Хуже всего у людей, в среднем, восприятие на слух.
Не знаю, как вы, но я лично могу слушать аудиокнигу только в случае, если куда-то иду, еду, делаю что-то руками. И то, если не задумалась. А задумалась - все, потеряла нить.
Я как-то начитывала аудиокнигу. И уже после первой главы поняла, что это провал.
Когда в предложении три придаточных, а занимает оно четыре строки - его суть можно уловить только с листа. Удержать внимание слушателя на таком практически невозможно.
Поэтому от записи этой книги я отказалась - на мой взгляд, она просто не адаптирована под аудио-формат.
Так вот. В фоновом режиме я о разнице восприятий текста в разном формате помнила.
Но тут получила новое подтверждение
Я еще в ноябре писала, что провожу вычитку длинного технического текста.
Ух, что мы только с ним не делали...
Я его читала глазами в пдф. Я отлавливала ошибки в ворде. Я пыталась поиском по документу найти все слова со спорными окончаниями (в словах на "-ие" ворд не всегда видит, что падеж не тот).
Потом его читали и правили последовательно:
- Старший менеджер нашего отдела;
- Менеджер по продукции;
- Руководитель группы, в которую входит менеджер по продукции;
- Сам автор и его соавторы.
Домучали, наконец. Вычитали, сверстали, отдали в печать.
Приходит сигнальный образец, меня просят почитать его еще раз. Ну, на всякий случай. Мы же все уже прочитали, сюрпризов быть не должно.
Так?
Как бы не так!
Я читаю. Уже с листа. И... Нахожу еще порядка 30 недочетов (на 300 страниц итогового текста).
Например, одна картинка обрезалась вместе с текстом. Были погрешности в форматировании. Какие-то ошибки прилипли в процессе редактирования. Например, кто-то внес исправление в формулировку, из-за чего в тексте появилось два однокоренных слова в предложении. Это не критично, но лучше этого избегать.
Среди прочего обнаружилось также 3 опечатки и 4 ошибки в пунктуации. И при чтении с экрана никто этого не заметил, включая меня. А вот при чтении с листа - в глаза бросилось.
Ну, ничего страшного. Внесли правки, отдали в печать - теперь уже всего тиража.
Но я сделала для себя вот какие выводы
Во-первых, если текст проверяет вслед за мной много человек - нужна финальная вычитка. Хоть вычитывать и не хочется. Все хотят, как лучше, но когда все понемножку дописали и поправили, в итоге может получиться эдакое письмо Дяди Федора.
Во-вторых, если текст сложный, технический, монотонный, с длинными предложениями - лучше читать его с листа. Распечатать и прочитать.
Жаль деревья, конечно. Но на собственную внимательность мне, очевидно, надеяться не приходится.
И, наконец, последнее. Мне и моим пишущим коллегам надо помнить, как тяжела борьба за внимание читателя.
- Сложное предложение? Читателю скучно, он ушел.
- Длинный абзац? Читателю сложно, он ушел.
- Перегрузка терминами? Потеряли читателя.
- Сплошной текст, без форматирования? Читатель ушел.