Найти в Дзене

Тодоровский Пётр Ефимович. Трудная жизнь замечательного режиссёра.

В апреле 2006 года Пётр Тодоровский попал в аварию на 34-м километре Калужского шоссе. Я навестил его в больнице. Поразило то, что после тяжёлых травм, он сохранял оптимизм и даже улыбался... Долго говорили. Рассказал о своей жизни много интересного. Встречу запомнил на всю жизнь.

Умер прекрасный человек и режиссёр 24 мая 2013 года. Вечная память.

П.Е. Тодоровский.
П.Е. Тодоровский.

Петр Ефимович родился 26 августа 1925 года на Украине, в городе Бобринец, Кировоградской области в простой семье.

Молодые годы.
Молодые годы.

Молодость будущего режиссёра, прошла в военные годы. В самый разгар войны, летом 1943 года, Петр Тодоровский - курсант Саратовского военно-пехотного училища, с 1944 года - командир взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта, дошел фронтовыми дорогами до Эльбы. Увиденное и пережитое в те годы навсегда запечатлелось в памяти молодого лейтенанта и затем не раз отражалось в собственных фильмах.Самое приятное - это 8 мая 1945 года на Эльбе! Это было потрясающее ощущение - просто наступила тишина. Мы с тяжелыми боями вышли к мосту, а по ту сторону уже стояли американцы, они раньше подошли. И тут тишина, и река, и трава, и слышно, как поют птицы.… Мы валялись в траве вместе с лошадьми, сбросив вонючие портянки, и не верили, что остались живы. Потом эта тишина легла у меня в сценарий фильма «Оглушенный тишиной».

П.Е.Тодоровский  закончил  ВГИК (1949-1954).
П.Е.Тодоровский закончил ВГИК (1949-1954).

На фронте же Петр Тодоровский влюбился в свою будущую профессию, его покорила работа военных операторов, и он загадал - останется жив, обязательно освоит эту профессию. Мечта сбылась: с 1949 года - он студент операторского факультета ВГИКа, в мастерской Б. Волчека. Учеба, после войны и пяти лет службы в армии среди лесов в затерянном гарнизоне под Костромой, давалась трудно: стипендию не получал, приходилось и дрова разгружать на станции, и подрабатывать в фотостудии.

После института, почти 10 лет работал оператором на Одесской киностудии. Среди его операторских работ известные картины – «Молдавские напевы», «Весна на Заречной улице», «Моя дочь», «Два Федора», «Жажда» - вторая премия за работу оператора за 1960 год на Всесоюзном кинофестивале в Минске, фильм «Никогда», снятый в 1963 году, где он был уже и сорежиссером совместно с В. Дьяченко.Не имея ни режиссерского, ни драматургического опыта, сам до всего доходя, после картины «Никогда» Петр Тодоровский становится постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент. Встречи и дружба с Марленом Хуциевым, Булатом Окуджавой, Григорием Поженяном, Александром Володиным помогли молодому режиссеру. Он набирался знаний, опыта, творческой отваги и начал снимать то, что помнилось из его богатой событиями жизни, что было на сердце.

Потом Петр Тодоровский снял киноленты – «Фокусник», «Городской романс», «Своя земля», «Последняя жертва», «В день праздника», в которых он был не только режиссером, но и соавтором сценария трех из них. А в 1970 году Петр Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме «Был месяц май» Марлена Хуциева.

Фильм «Военно-полевой роман», вышедший на экраны в 1983 году, вошел в номинацию лучших зарубежных фильмов, представленных Американской академией киноискусства на премию «Оскар». На ХХIХ Международном кинофестивале в Испании в 1984 году лента получила приз за лучший сценарий, который был написан самим режиссером.

Кадр из фильма "Военно полевой роман."
Кадр из фильма "Военно полевой роман."

О своей картине Петр Ефимович рассказывает: «Героиня фильма на фронте была королева. Она была любима, это был ее звездный час. А когда закончилась война - без мужа, без квартиры, - оказалась на дне. Бытует мнение, что «Военно-полевой роман» автобиографичен, что со мной произошла точно такая же история… Или, к примеру, идею фильма «Какая чудная игра» режиссеру подсказал один из розыгрышей, придуманный в студенческом общежитии ВГИКа будущим известным актером Николаем Рыбниковым и его друзьями. Фильм, вышедший на экраны в 1995 году, имел небывалый успех у зрителей, был удостоен приза на Женевском Международном кинофестивале и приза на кинофестивале «Киношок-95».

"Интердевочка".  Кадр из фильма.
"Интердевочка". Кадр из фильма.

Явлением в нашем кино стало появление фильма «Интердевочка» - мало того, что фильм о проститутках, так еще Петр Тодоровский первым из советских режиссеров осмелился показать половой акт, съемки которого проходили в "уникальных" условиях. Лену Яковлеву положили на какой-то топчан, звукооператор включил джаз, и под ритм этой музыки все работали: один парень качал кровать, осветитель мотал юпитером, оператор - камерой. А сам режиссер толкал Ленину задницу. Все в поту, а она лежит…

До съемок, как признался позже, сам Тодоровский, ему никогда не приходилось видеть живую проститутку. К фильму же готовились основательно, насмотрелись всякого.

«Потом, конечно, на "Мосфильм, - рассказывает Петр Ефимович , - мне стали приводить их целыми партиями. Помню: студентка Тимирязевского института, замечательное лицо, симпатичная. Рассказывает мне: моя подружка, мол, ходит в джинсовом костюме - а я что, хуже? И вот она себе придумывает, что это ее любимый человек, и отдает ему все. Спрашиваю: «Ну и сколько же ты зарабатываешь?" – "Бывает в неделю по семь тысяч». По тем временам сумма бешеная, я в месяц получал 300 рублей… Другая женщина - кандидат физических наук: муж от нее ушел, одна с двумя детьми. Эта не считала себя проституткой, у нее - своя легенда: «Я не хожу на панель, но у меня есть десять мужчин, - говорит, - которые по расписанию приходят ко мне домой. И как только я накоплю сто тысяч, все брошу и засяду за докторскую. А еще пришла пигалица лет пятнадцати - маленькая такая, неприятная, но в норковой шубе. Я ей: «Что же ты, миленькая, твои ровесницы гнут спину за швейными машинками…» – «Ну и дурочки, - говорит, - они боятся, а я не испугалась — зато теперь хожу в норковой шубе».

Актрисы, сыгравшие главные роли в фильмах Петра Тодоровского, - Инна Чурикова, Наталья Андрейченко – «Военно-полевой роман», Людмила Гурченко – «Любимая женщина механика Гаврилова», Елена Яковлева – «Интердевочка» - обладательницы призов за лучшее исполнение женских ролей на Международных кинофестивалях в Берлине и Мадриде, Маниле и Токио.

П.Е.Тодоровский прекрасно играет на гитаре.
П.Е.Тодоровский прекрасно играет на гитаре.

Музыка - особое место и в жизни, и в творчестве Петра Ефимовича Тодоровского. Музыка всегда была рядом, даже в самые трудные годы. Сразу же после Победы, в должности коменданта маленького городка на Эльбе, будущий светило кинематографии раздобыл где-то аккордеон, садился на крылечке и учился играть, потом появилась гитара.

Музыка Петра Тодоровского звучит не только в его картинах, он – автор и композитор песен к ряду фильмов, снятых другими режиссерами: «Сильнее урагана», «Над нами Южный крест», «Рабочий поселок», «Праздник». Были выпучены музыкальные диски вместе с Сергеем Никитиным – «Ретро вдвоем» и «Ретро вдвоем-2».

А в редкие минуты досуга Петр Тодоровский берет гитару, сохранившуюся с военных времен. Его виртуозное владение гитарой и голос восхищали не одно поколение зрителей и слушателей.

Первая жена Петра Тодоровского – очень красивая, знаменитая актриса Надежда Чередниченко, к тому времени уже снялась в «Первой перчатке».

«Это был такой роман с захлестом. Я только освободился после картины: лето, Одесса, Привоз, вино.… Очень как-то все бурно у нас развивалось: приехали в Москву - сразу расписались. Где-то интуитивно понимал: я какой-то оператор провинциальный, зарплата 120 рублей. И тут такая звезда: квартира на Котельнической набережной, машина “Волга”, дача где-то в Сухуми. У нее же до меня мужьями были Иван Переверзев и знаменитый авиаконструктор, Герой Соцтруда Микулин - был такой. В общем, чувствовал себя не в своей тарелке.

Как говорится, любовь без радости была, разлука будет без печали. Очень легко все произошло. И она все правильно поняла. Мы остались друзьями, когда с ней вижусь - не так давно мы в больнице встретились, очень мило общаемся», - с умилением вспоминает Петр Тодоровский.

Вторая семья.
Вторая семья.

Там же, в Одессе, Петр Тодоровский познакомился и со своей будущей женой Мирой Григорьевной. «Она танцевала тогда в студенческом ансамбле, - вспоминает Петр Ефимович, - и его руководитель взял две мои песни. Я пришел послушать, как они звучат с эстрады. Мира подошла, похвалила песни... Она мой друг, она моя женщина, моя жена, мой доктор. Она мое все». Мира Григорьевна, инженер-лейтенант морского флота по специальности, написала сценарии для научно-популярного кино по морской тематике: о водолазах, корабельных двигателях и многом другом. По ее сценариям было поставлено 13 фильмов, она создала собственную независимую студию «Мирабель», на которой были сняты и вышли на экран фильмы Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем». Сын - Тодоровский Валерий Петрович - 1962 года рождения, кинорежиссер, сценарист, автор картин: «Катафалк», «Любовь», «Подмосковные вечера», «Страна глухих».

Дом Тодоровских всегда открыт для гостей: все режиссеры, актеры прошли через него. Здесь были и Владимир Высоцкий, и Андрей Тарковский, близкие друзья Булат Окуджава и Зиновий Гердт. «Возраст режиссера, - считает Петр Тодоровский, - виден только на экране. Во время съемок я круглосуточно в работе. Без съемок я просто заболеваю. Только на площадке чувствую, что кому-то нужен.