Женихи находились не для каждой девушки. В том, что жизнь будет удачно благоустроена, не были уверены даже самые красивые и молодые. Потому как в прошлые времена к замужеству подходили совершенно по-другому. Именно поэтому было множество невест, оставшихся без женихов.
Красавиц, которые, достигнув определенного возраста, так и не обрели своего жениха в простонародье называли седая макушка ("вековуша"). Подходящий возраст для замужества определялся в зависимости от губернии. Однако существовало одно общее правило. Тринадцатилетний возраст для венчания был установлен церковью.
Николай I же решил немного сместить этот возраст. В таком совсем юном возрасте не каждая девушка решалась идти под венец. Для невест более подходящим возрастом было двадцать лет. Но если к этому возрасту красавица не успевала обзавестись женихом, она рисковала получить прозвище «непетое волосье».
Долго в девках сидишь – значит есть подвох. Это являлось достаточно весомой причиной для свах, чтобы не сватать никому «вековушку». На это влияли различные обстоятельства. Например, у семьи была плохая репутация или приданого было маловато. Невеста по традиции должна была что-нибудь принести в дом жениха. Ценность этого вложения определялась статусом жениха. Все приданое подвергалось пересчету. Шансы на женитьбу значительно сокращались если приданого было мало.
Не годны для царя
В обязательном порядке оценивалась и внешность. В то же время, главная роль была отдана совсем не красоте. Девушка должна была быть здоровой для продолжения рода и работы по хозяйству. На это делали акцент даже в знатных семьях! И даже некоторым царям пришлось отказаться от своих избранниц по этой причине. Так, например, Мария Хлопова стала неугодна Михаилу Федоровичу после осмотра лекарей, которые заявили: «К государевой радости не прочна».
Естественно, это просто было поводом для того, чтобы отвадить государя от брака с Марией. Но повод пришелся как раз кстати. Мол, не факт, что Мария способна дать потомство. Однако, отвадив царя от Марии, Федору нашли новую невесту – княжну Долгорукову. Но та, в скором времени, заболела и померла. В выборе невесты допустили ошибку. Евфимия Всеволожская тоже лишилась статуса невесты государя Алексея Михайловича. Причиной тому послужил ее обморок в присутствии жениха. Утверждения, что причиной обморока были слишком затянутые косы, не помогли доказать, что невеста была абсолютно здорова. По этой причине, брак не сложился.
Также оценивался и состав семьи. Если в ней было мало детей, это уменьшало шансы невесты. И наоборот, многодетность родителей могла послужить большим успехом. Обязательно обращали внимание и на характер невесты, а также ее родни. Так в письмах боярыни Морозовой прослеживались нотки отчаяния:
Где мне взять супружницу сыну? Из добрыя ли породы или из общения? Которые породы получше девицы – те похуже характером.
Боярыня задумывалась над тем, что лучше пусть невеста будет пониже уровнем. В этом случае будет услужливее и добрее. Даниил Заточник поддерживал такой ход мыслей и не поддерживал браки с невестами из богатых семей. Писатель раннего средневековья считал, что жена должна уступать мужу по уровню.
Большая разница социального положения, естественно, тоже могла помешать удачно выйти замуж. Редко случались браки между крестьянкой и женихом из дворянского сословия. Можно такие случаи на пальцах пересчитать. Чаще всего, такие неравные браки старались не допускать, создавая различные препятствия. Палки в колеса вставляли люди из окружения или родня.
Как пример можно привести бунт, который учинили бояре, узнавшие, что князь Ярослав решил взять в жены Настаску, оказавшуюся ему не ровней. Советники князя сразу невзлюбили невестку и решили, что она плохо влияет на Ярослава. И тогда они придумали еще один аргумент, имеющий вес в те времена. Сообщили, что невеста князя ворожит (колдует). А также, что ее ворожба сулит беды княжеству. И тогда Ярослав решил остаться со своей прежней женой Ольгой. А Настаску убили мятежники.
Лучше помоложе и с образованием
Популярна в старые времена была пословица:
Невеста родится – жених на коня садится.
Она содержит в себе суть другой разницы между женихом и невестой – возраст. Окружение одобряло браки, в которых невеста была моложе жениха. И наоборот, в случаях, когда жена старше мужа, брак получал неодобрение. Поэтому больший возраст, также мог стать причиной остаться в девках. Чаще всего, мужчины выбирали невест младше по возрасту. Только вдов иногда брали в жены, в качестве исключения. Однако общество это не одобряло, так как брак все таки был нацелен на продолжение рода.
Также обращали внимание на образование. Но это было гораздо позже. При Петре I появилось правило, что замуж девушку можно взять только если она может написать свое имя. А также учитываться должно было по доброй ли воле заключается брак. Однако такой императорский указ не всегда выполнялся. Чаще всего в XVIII век союзы заключались по сговору.
Другой веры девушек, тоже старались в жены не брать. А если и брали, избранница должна была принять христианство. Этому принципу следовали все иностранные принцессы из семьи Романовых, когда становились женами великих князей. А также жена московского князя Юрия, которая приходилась сестрой хану Узбеку, поменяла веру. Таких невест нарекали более привычными именами. Так, например, сестру хана назвали Агафья, а вторую жену Ивана Грозного после смены веры нарекли Марией.
Поэтому в старину не достаточно было просто влюбиться, чтобы заключить брак. Учитывалось очень много факторов от социального статуса до вероисповедания. Возможность продолжения рода. Возраст, состав семьи и наличие приданого. Все это было настоящим испытанием на пути к счастью.