Найти тему

Битва при Заме. Вермина и Масинисса. Мифы и реальность

1K прочитали

В 202 году до новой эры 30-тысячный римский экспедиционный корпус Публия Корнелия Сципиона в Африке двинулся вглубь долины реки Баград, отойдя от побережья на значительное расстояние. Навстречу ему ускоренным маршем из Гадрумета двинулась карфагенская армия Ганнибала. Движение обоих полководцев в данном направлении было обусловлено одним и тем же намерением, - встретиться со своими нумидийскими союзниками в лице Масиниссы и Вермины. Так об этом утверждают древние летописцы и все современные исследователи. Сын Сифакса, Вермина прислал гонцов Ганнибалу с обещанием присоединиться к армии карфагенян со своей многочисленной конницей. После поражения отца Вермина сохранил верность Карфагену. Таким образом, две враждебные армии шли на сближение, поставив перед собой цель, успеть соединиться с нумидийскими союзниками раньше, чем противник, чтобы получить численное превосходство в коннице. Следует учитывать, что конница Вермины была более многочисленной, обученной и вооруженной, чем кавалерия Масиниссы, поскольку это были боевые подразделения с опытом ведения боевых действий, сформированные еще Сифаксом. В то же время, значительная часть всадников Масиниссы «пришла прямиком с Атласских гор и оазисов» (по Г. Дельбрюку), плохо обученная и не дисциплинированная. Единственное упоминание о подходе армии Вермины на помощь Ганнибалу присутствует в трудах летописца Тита Ливия в книге «История Рима от основания города», книга ХХХ: «Когда они (римляне – после победы в битве при Заме) шли к Тунету, получено было известие, что Вермина, сын Сифакса, идет на помощь карфагенянам; конницы у него больше, чем пехоты». Сегодня в своей аналитической статье я вступлю в противоречие с историками с мировыми именами, поэтому обращаю внимание своих читателей на то, что Ливий говорит о предполагаемой помощи Вермины именно карфагенянам, но не конкретно армии Ганнибала и уже спустя два месяца после битвы при Заме.

С другой стороны я выдвигаю предположение, что Ганнибал надеялся сразиться со Сципионом до его объединения с Масиниссой и абсолютно не рассчитывал на помощь Вермины. Силы противников в пехоте и кавалерии на данный период времени были примерно равны и Ганнибал резонно надеялся на победу в предстоящем сражении. Но Сципион не начал бы продвижение вглубь территории карфагенских владений со столь малочисленной кавалерией, если бы не был уверен в том, что успеет соединиться с Масиниссой до начала решающего сражения. На открытых равнинах именно конница должна была сыграть решающую роль в битве. Согласно Полибию Сципион неоднократно посылал гонцов своему союзнику и знал о его состоянии готовности соединиться с римлянами. Неожиданное для Ганнибала объединение армии Сципиона с отрядом Масиниссы произошло за два дня до сражения при Заме. Нумидийский царь привел с собой 4000 всадников и 6000 пехотинцев. Теперь численное соотношение сил кавалерии изменилось в пользу римлян, которые стали иметь трехкратное преимущество в коннице. Ганнибал имел примерно 2500 всадников, в то время как кавалерия римлян состояла из 6000 нумидийцев и примерно 3000 римлян и италиков. Преимущество пехотинцев у Ганнибала было не значительным, учитывая, что в этот же год римляне усилили армию Сципиона в Африке, когда из Италии прибыло подкрепление в лице Тиберия Клавдия с флотом в 50 квинкверем.

В результате успешного объединения сил неприятеля в битве при Заме Ганнибал против своей воли был вынужден сражаться на открытой равнине с армией, имевшей почти трехкратное превосходство в коннице. Карфагенский полководец не имел возможности отказаться от битвы и отступить. Карфаген и база Ганнибала - Гадрумет находились в пяти днях пути по открытой местности. Учитывая, что любая армия наиболее уязвима на марше, то при отступлении Ганнибала в лучшем случае до спасительного побережья добрались бы жалкие остатки карфагенского войска. К тому же лагерь карфагенян находился на возвышенности и был хорошо укреплен, но поблизости отсутствовали источники питьевой воды, а у Ганнибала было еще 80 боевых слонов.

По свидетельству многих современных исследователей Вермина, якобы, опоздал на несколько дней к месту битвы при Заме, и впоследствии его армии была рассеяна римлянами без особого труда. Потери нумидийцев при этом составили 15 000 убитыми и 12 000 пленными. Античные летописцы свидетельствуют о том, что в отряде Вермины всадников было гораздо больше чем пехотинцев. Исследователи даже приводят ориентировочную цифру в 8000 всадников, которые мог иметь Вермина, не учитывая значительное количество пехотинцев, в которых у Ганнибала не было необходимости. Хотя, еще раз повторюсь, что у Сифакса были многочисленные пехотные подразделения, сформированные по римскому образцу и обученные римскими инструкторами общим принципам военной дисциплины. В случае своевременного подхода Вермины, кавалерия Ганнибала в битве при Заме могла составлять не менее 11 000 всадников, что давало карфагенянам определенные шансы на успех в сражении, учитывая лучшие боевые качества нумидийцев Вермины над соплеменниками Масиниссы. Кавалерия Ганнибала, помимо не большого количества карфагенян, состояла преимущественно из 2-тысячного конного отряда Тихея, друга царя Сифакса и считалась лучшей в Ливии.

В случае поражения армии Сципиона в битве при Заме Рим был бы вынужден продолжать войну на нескольких фронтах одновременно – в Иберии, Цизальпийской Галлии и Иллирии. Не окончательно к тому времени были замирены Сардиния и Сицилия. О высадке повторного десанта на побережье Африки в таком случае не могло быть и речи – наглядные поражения экспедиционных корпусов при Тунете в 255 году до новой эры и Заме в 202 году до новой эры делали бы этот шаг бесперспективным. Но получилось так, как уже было в битве при Метавре в 206 году до новой эры, когда две армии карфагенян – Ганнибала и его брата Гасдрубала не смогли объединиться в Италии, чтобы совместными усилиями противостоять неприятелю, что предопределило провал всего 16-летнего похода на территорию врага. Следует отметить, что Ганнибал в Гадрумете не считал окончательно сформированной свою армию, но, тем не менее, был вынужден подчиниться приказу карфагенского правительства и выступить навстречу Сципиону, разоряющему житницу пунийцев – территорию плодородной долины реки Баград.

Согласно данным Википедии, взятым из материала энциклопедического словаря Блокгауза и Ефрона (1890-1907 годы) Вермина был царем Западной Нумидии, сыном царя западных нумидян (массесилян) Сифакса и Софонисбы. Внук по матери Гасдрубала, карфагенского военачальника, командовавшего во время второй Пунической войны. Отец Ариобарзана. Последний царь массесилян. Впервые упоминается в 204 году до новой эры как преемник отца, который тогда воевал против Масиниссы. После поражения и пленения отца Вермина продолжил хранить верность карфагенянам. Он присоединился к Ганнибалу вскоре после прибытия в Африку, но не принимал непосредственного участия в битве при Заме в 202 году до новой эры. Прибыл к месту сражения позже во главе значительной армии, но потерпел поражение от римлян. В 200 году до новой эры Вермина направил посла в Рим с просьбой о помиловании, после чего Сенат отправил уполномоченных для определения условий и заключения мира с ним.

Годы рождения и смерти Вермины не известны. Его отец Сифакс родился в 250 году до новой эры и умер в плену на территории Италии в 202 году до новой эры в возрасте 48 лет. Являлся царем западной Нумидии с 215 по 203 годы до новой эры. Летописец Тит Ливий свидетельствует, что в 207 году до новой эры Сципион, покорив Испанию, вступил с Сифаксом в переговоры и для этого сам отправился в Африку. В доме Сифакса он встретился с Гасдрубалом Гисконом, который также гостил у Сифакса с теми же намерениями, однако именно Сципиону удалось привлечь Сифакса на сторону римлян. Гасдрубал Гискон удалился, полный опасений за дальнейший ход войны, но вскоре ему все-таки удалось переманить Сифакса и привлечь его на сторону карфагенян, дав в жены свою прекрасную дочь Софонисбу. Таким образом, в лучшем случае для Сифакса Софонисба могла родить ему Вермину через год после свадьбы – в 205 году до новой эры. Но по данным Тита Ливия уже два года спустя после женитьбы Сифакса, по расчетам получается – годовалый ребенок Вермина успешно сражается на стороне отца с армией Массинисы. А в 202 году по свидетельству того же летописца, выходит, что едва достигнув трехлетнего возраста Вермина ведет свою армию на соединение с Ганнибалом перед битвой при Заме. На момент женитьбы на Софонисбе царю Сифаксу было 44 года. Естественно, что у Сифакса до этого периода жизни была жена, которая, возможно, умерла, оставив ему детей, в том числе и Вермину. В Википедии есть упоминание о наличии у Сифакса еще одного сына – Танакуа, но оно не подкреплено историческим источником. О том, что у Сифакса было несколько сыновей, свидетельствует Аппиан в описании сражения 203 года до новой эры: «Масинисса взял в плен самого Сифакса и одного из его сыновей и тотчас отправил их Сципиону».

Утверждение о том, что Вермина был сыном Сифакса от Софонисбы основано на единственном и явно ошибочном утверждении летописца Тита Ливия, который родился спустя полтора века после описываемых им событий. Ни один из современных исследователей не догадался поставить под сомнение данное свидетельство Ливия методом простого умозаключения и элементарного арифметического подсчета младенческого возраста Вермины на момент битвы с Масиниссой или при Заме. Начиная с 19 века, за изложение многих не достоверных фактов в историографии утвердилось негативное мнение о способностях Тита Ливия как историка. Зачастую летописец допускает серьезные географические неточности. К примеру, он неверно изложил маршрут Ганнибала через Альпы. Путал он и родственников. С легкой руки Тита Ливия сегодня также бытует ошибочное мнение об участии 4-х тысячного корпуса македонян Сопатра в битве при Заме на стороне Ганнибала.

Я нашел у Аппиана (95 – 170 год новой эры) в книге «Римская история», книга VIII, единственное и косвенное упоминание о сыне Сифакса: «Прибыл к нему (Ганнибалу) и царек Месотил с тысячью всадников и второй сын Сифакса, правивший еще над большей частью отцовского царства». Тит Ливий также упоминает данный факт и поименно обозначает сына Сифакса как Вермину. Поскольку Аппиан родился спустя 300 лет после битвы при Заме и пользовался многократно переписанными историческими источниками, то просто примем его информацию к сведению и не станем рассуждать на предмет ее достоверности. Отмечу только, что в изложении Аппианом событий битвы при Заме есть явно вымышленные эпизоды поединков Ганнибала со Сципионом, а затем и с Масиниссой. Я полагаю, что Вермина к моменту битвы при Заме был совершеннолетним сыном Сифакса, но родившимся не от брака нумидийского царя с Софонисбой. По этой причине он мог претендовать на власть как наследник и собрал значительную по численности армию, но не для оказания помощи Ганнибалу, а для противостояния в борьбе за трон Нумидии исключительно с другим претендентом в лице Масиниссы. И в этой войне он выдвигался не в направлении Карфагена по Ливию, а возвращал и оккупировал восточные территории бывшего царства отца. Поэтому утверждение Ливия о том, что Вермина во главе значительных сил шел на помощь карфагенянам или Ганнибалу, по мнению современных историков, – ошибочно. И разбит был Вермина римлянами и нумидийцами Масиниссы спустя два месяца после битвы при Заме. За этот период времени арабская конница доходила от стен Александрии в Египте до берегов Атлантического океана в Мавретании. Если бы Вермина по Р. Габриэлю опоздал к месту битвы при Заме всего на несколько дней, тогда Ганнибал обязательно бы дождался необходимой ему нумидийской конницы и не выводил на равнину свою армию из укрепленного лагеря на возвышенности. По моему мнению, Вермина и не планировал соединиться с Ганнибалом, а тот не рассчитывал на его помощь. Вполне возможно, что при встрече Ганнибала с Верминой в Гадрумете была достигнута договоренность в том, что последний не допускает соединения отряда Масиниссы с римлянами, а карфагенский полководец самостоятельно решит вопрос с экспедиционным корпусом Сципиона.

По свидетельствам летописцев Сифакс был вынужден идти в триумфальной процессии Сципиона в Риме, и после своей смерти в плену был похоронен за счет римского государства (Эди Дриди). Но на территории современного Алжира находится гробница Сифакса. Я допускаю вероятность того, что мавзолей имеет ошибочное название, но не исключаю вероятности погребения Сифакса в данном месте после его смерти на территории Италии. Римляне могли вернуть тело Сифакса в Нумидию для достойного погребения родственниками царя, учитывая, что долгое время Сифакс был их союзником и воевал на стороне Рима против карфагенян в Иберии. Также гробница Сифакса может являться кенотафом – условным местом погребения без могилы.

После окончания войны Вермина наследовал лишь незначительную часть царства своего отца и был вынужден отдать восточные территории Масиниссе. В коллекции Британского музея хранится монета с изображением царя Западной Нумидии Вермины. Под фотографией серебряной тетрадрахмы время правления Вермины обозначено периодом 202-160 годов до новой эры. В 154 году до новой эры сын Вермины военачальник Ариобарзан по Моммзену собрал войско, состоявшее из «свободных нумидийцев», и, по словам Катона, угрожал не столько Масиниссе, сколько самому Риму.

Исходя из вышесказанного, я делаю вывод о том, что стратегический план Ганнибала в битве при Заме заключался в его намерении уничтожить армию Сципиона до объединения с отрядом Масиниссы. Но Вермина не справился с поставленной задачей и позволил нумидийцам Масиниссы беспрепятственно добраться до лагеря римлян. Именно это непредвиденное для карфагенского полководца обстоятельство вынудило его вступить в прямые переговоры со Сципионом перед решающим сражением при Заме, показывая неуверенность в своих силах. По свидетельству Аппиана за несколько месяцев до битвы при Заме Ганнибал отправлял послов Масиниссе. Мы не можем знать содержания тайного послания карфагенского полководца Масиниссе. Не исключено, что Ганнибал как искушенный дипломат просил Масиниссу если не перейти повторно на сторону карфагенян, то хотя бы соблюдать нейтралитет в войне, гарантируя в случае победы над римлянами неприкосновенность его царства, и признавал за ним верховную власть на завоеванной территории. Примечательно, что после принятия послов Масинисса незамедлительно выступил посредником при заключении перемирия между карфагенским правительством и Сципионом, в результате чего были временно прекращены военные действия на территории Африки. Самоуверенность карфагенян в своих силах привела к нарушению ими достигнутого перемирия и последующей военной катастрофе Ганнибала в решающей битве при Заме. Вероятнее всего, что после пленения Сифакса как победитель Масинисса взял в жену Софонисбу бездетной девушкой. А в междоусобной борьбе за власть в Нумидии принимал участие сын Сифакса от раннего брака - Вермина. По различным причинам Вермина не смог принять участие в битве при Заме на стороне Ганнибала и затем предпринял самостоятельную и неудачную попытку противостоять нумидийцам Масиниссы, усиленным отрядом римлян. После поражения при Заме Ганнибал немедленно приступил к формированию новой армии, и у него в Гадрумете находилось 6000 пехотинцев и 500 всадников. Учитывая наличие на территории Африки многочисленных боеспособных формирований союзников пунийцев и сложившуюся политическую ситуацию в Риме накануне выборов, Сципион предложил карфагенскому правительству относительно приемлемые условия заключения мирного договора.

Битва при Заме
Битва при Заме
Гробница Сифакса в Алжире
Гробница Сифакса в Алжире
Битва при Заме
Битва при Заме
Битва при Заме
Битва при Заме
Монета с изображением Вермины
Монета с изображением Вермины