Много красоты, мало геймплея и прочие особенности платформера-головоломки
16 февраля 2023 в Steam вышла The Last Shot — платформер с загадками от российской команды Rumata Lab. От сообщества игра получила «смешанные» отзывы — мы решили сами выяснить, насколько обоснованы низкие оценки и достойна ли игра внимания на самом деле.
Разработчик Денис Щербаков и его помощники обещают удивительное приключение в мире дизельпанка и делает акцент на сложности и уникальном художественном стиле. Последнее оправдывается уже в меню — The Last Shot встречает игрока кукольным представлением, рассказывающим о вечной войне двух держав.
Стильную рисованную графику, чем-то напоминающую о братьях Пилотах (они же Колобки) из мультфильмов Александра Татарского, хочется разглядывать часами. А сюжет расскажет историю безымянного инженера, который однажды проспал работу.
Хотя «сюжетом» это можно назвать весьма условно — сначала герой добирается до рабочего места через заваленный мусором и забитый толпами людей город. В дальнейшей истории у героя и вовсе пропадает мотивация — он просто переходит из одного цеха в другой, попутно ремонтируя окружающие механизмы.
Единственная сюжетная нить в игре раскрывается в письмах, которые механик получает в процессе путешествия. Девушка (жена?) протагониста рассказывает, что ей поручили собрать отряд для диверсии на территории вражеской державы.
Помимо писем дама появится на экране ещё дважды — в виде фотографии на стене в начале игры и лично в финальной сцене. Но даже концовке не удается сложить эти две истории в единое повествование.
В The Last Shot типичные для платформеров прыжки и бег перемешаны с головоломками. Для их решения придется тянуть различные рычаги, нажимать кнопки руками и ногами, перетаскивать ящики и иногда применять инструменты — ключ для починки и кувалду для разрушения.
Но до головоломок надо ещё дойти — у платформинга есть проблемы. Инерция работает непредсказуемо — даже на пятом часу игры герой регулярно будет либо пролетать мимо нужного блока, либо утыкаться в его край.
Добавьте к этому изометрический вид и не самое точное позиционирование хитбоксов — The Last Shot постоянно будет скидывать несчастного инженера в пропасть, хотя вы будете уверены, что персонаж должен был допрыгнуть до платформы.
Щербаков объясняет это тем, что изначально игра задумывалась более «хардкорной». Ориентиром команде служили ретро-платформеры: Contra, Battletoads и Tiny Toon. Но после жалоб игроков на чрезмерную сложность управление несколько раз упрощалось. По мнению создателя игры, эти изменения плохо сочетаются с дизайном уровней.
Не всё гладко и с «головоломками». Для запуска некоторых механизмов потребуется найти нужные детали — и в эти моменты перегруженный визуальный дизайн мешает игроку. Доступные для взаимодействия объекты зачастую никак не выделяются подсветкой или указателем, и поиск нужной шестерни в горе мусора превращается в изнуряющий пиксельхантинг.
Другая проблема — ложная «очевидность». Я честно потратил 20 минут, пытаясь совместить трубы, чтобы они образовали единую магистраль. Дизайн окружения подсказывал именно такой метод решения задачи. Но все оказалось гораздо проще — нужно просто жать кнопку, пока стрелка напротив не отклонится вправо. Повторить пять раз.
Другой пример — головоломка с составлением пирамидки отнимет еще 20 минут. Не из-за сложной и интересной задумки, а потому что придется постоянно перебегать между тремя кнопками. Из-за упомянутой выше инерции персонаж будет регулярно мимо этих кнопок пробегать, а из-за крошечного размера самой кнопки по ней придется ещё и прицеливаться.
В этом же эпизоде с пирамидками три лифта. Два из них используются по одному разу, но третий, на котором игроку предстоят четыре поездки, сломан — и едет в три раза дольше. В итоге решение пазлов превращается в рутину.
На случай проблем разработчики предусмотрели возможность «прочитать мысли» главного героя — подсказки появляются в облачках в стиле комиксов. Но у единственного действительно сложного пазла облачко с советами глючит и продолжает показывать решение уже и без того надоевших пирамидок.
Сам герой достаточно хрупкий и умирает не только от ударившей в лицо струи пара или падения с большой высоты, но и от упавшего на ногу ящика. Откатываться к последнему сохранению игрок будет не один раз, а в некоторых моментах даже и не десять.
При этом контрольная точка может находиться как в нескольких шагах от места гибели, так и далеко позади — до момента решения очередного занудного пазла. Некоторые эпизоды приходится перепроходить по несколько десятков минут — раз за разом составлять два ящика или тянуть рычаг, чтобы подвинуть лестницу и перепрыгнуть двухметровую дырку в полу.
Когда главный герой добирается до вездехода, изображения которого рекламируют игру в Steam, геймплей не становится веселее. Машина достанется на несколько очень коротких эпизодов, задача игрока в которых — просто давить «вправо» и смотреть, как огромные ящики разлетается в разные стороны. Заканчивается каждый из заездов достаточно топорно — стальной монстр просто упирается в стену.
Полет на вертолете по пещерам превращается в очередной эпизод пиксельхантинга. Несмотря на заявленную поддержку контроллера, игра, судя по всему, полноценно не поддерживает аналоговое управление стиками, эмулируя нажатие клавиш. Так что плавно провести железную птицу через узкий грот не получится — герой будет погибать раз за разом
Внимательного игрока порадует огромное количество пасхалок и отсылок — от грустного Киану Ривза и до почти забытых героев ретро-игр вроде Червяка Джима, нацарапанного на одной из платформ. Однако практически все сводится к портретам персонажей или дословному цитированию сцен из кино. Все достижения Steam игрок гарантированно получит к концу прохождения, а секретных локаций ни на одном из уровней попросту нет.
В конце шестичасового прохождения я остался в очень смешанных чувствах. The Last Shot проводит игрока через невероятно красивые и детализированные локации. Но, к сожалению, редко вспоминает, что она — игра, в которой должен быть ещё приятный геймплей. И внятный сюжет бы не помешал.
И в головоломках, и платформинге есть особенности, которые понравятся далеко не всем. Упрощение игры не пошло ей на пользу — как платформер The Last Shot осталась сложной для казуального игрока, но стала занудной для любителей хардкора. И хотя визуально проект может стать находкой для ценителей, как игру The Last Shot сложно рекомендовать для приобретения.
Оценка: 4/10