Сюда трудно добраться, но невозможно забыть! В общепринятом смысле смотреть в Верней Тойме туристу нечего: достопримечательностей нет, мосты (кроме висячего) – самые обычные. Хоть село и гордо называет себя селом на семи мостах.
Но вот атмосфера села, пейзажи, Двина... Это нечто! Именно в Верхней Тойме мы впервые увидели, как ВЫГЛЯДИТ тишина.
В 80-е годы прошлого столетия авиаперелеты были главным видом транспорта для верхнетоемцев, да и вообще на всем Русском Севере. Большая взлетно-посадочная полоса позволяла принимать самолеты типа Як-40 и Ан-24. Но основным оставалась «аннушка» – Ан-2.
В день совершалось по два-три рейса до Архангельска, до семи рейсов на Котлас. В Котласском авиаузле при наличии пассажиров организовывались и внеплановые рейсы до Верхней Тоймы. Принцип посадки напоминает тот, что сейчас осуществляется на паромы: собиралось несколько человек у касс, и для них формировался отдельный рейс, продавались билеты. Загрузили всех желающих, и вперед – полетели.
Наше видео с современной переправы до райцентра Верхняя Тойма
Ежедневное регулярное авиационное сообщение связывало Тойму с большинством окрестных населенных пунктов: Красноборском, Черевково, Устюгом. В сознании верхнетоемцев с тех пор закрепилось: они не были отрезаны от мира. Некоторые жители села отправлялись к родным и близким по всей Архангельской области просто на день погостить.
Сейчас в Тойму ходят сразу три парома: СП-16, «Борок» и «Двиносплав». Тут такая конкуренция за клиентов, ого-го! Но четкое расписание переправы можно даже не пытаться искать. Все зависит от реки: полноводная – ходят, обмелела – встают. Бывает так, что утром ходят, а в обед встают. Моторки-маршрутки туда-сюда шныряют по 100 руб. Для местных это очень дорого.
В настоящее время аэропорт заброшен. Никакого авиасообщения Верхней Тоймы с Котласом или Архангельском просто нет. В лучшем случае здесь экстренные службы на вертолете приземляются. А взлетная полоса используется ныне автошколой.
От инфраструктуры аэропорта сохранились некоторые полуразрушенные здания. Они выставлены на торги как инвестиционные объекты с предполагаемым использованием в качестве перевалочной базы для лесозаготовительных предприятий и общежития для рабочих.
А еще сохранилась метеостанция. Метеостанция М-2 Верхняя Тойма была основана в 1934 году, хотя начинала она свою работу еще в 1903 году. Но то были периодические наблюдения и до 1917 года, потом прекратились на время до Эпохи советского освоения Севера. Первого начальника станции, говорят, звали Елизаветой Федоровной Трубиной. Она до 1950 года оставалась на этом посту.
Рассказ о Верхней Тойме еще впереди, обещаем! Пока же, спешим поделиться фото.
Оставайтесь с нами!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас