4 октября 2021 года: Верхняя Тойма – Авнюгская УЖД – Перьмогорье – Черевково – Сольвычегодск. Такой в тот день выдался перегон.
Сходу, с колес, прямиком от Холмогорских поморов, не считая ночевку в Верхней Тойме, мы вкатились в самый центр традиционного Подвинья. Старинное село Черевково – ремесленное и торговое, некогда зажиточное. А сейчас? Сейчас стало таким же, как и большинство сел в Архангельской области в радиусе 50 км от райцентра Красноборск.
В 2019 году Черевково отметило свое 500-летие, а в октябре 2020 года было принято в Ассоциацию самых красивых деревень и городков России. Это некоммерческое партнерство, объединяющее населенные пункты, соответствующие ряду критериев по сохранности памятников архитектуры. Интересно, что из 44 деревень списка 24 находятся в Архангельской области.
Историко-культурный бэкграунд современного Русского Севера далеко не так однороден, как кажется на первый взгляд. Север многокультурен по своей сути: здесь издревле соседствовали с финно-угорской чудью и жителями Беломорского побережья древние новгородцы, ростовчане, хлынувшие третьей или даже четверной волной миграции московиты. Русский Север – эдакое пространство взаимопроникновения этносов, субъэтносов, их культур, говоров и обычаев. А Черевково стоит особняком.
Первое описание Черевковского погоста в писцовой книге датировано 1626 годом. Именно с этого времени село «числится» купеческим центром региона, законодателем ярмарок. Как говорят путеводители, деревни Черевковской волости растянулись на 30 км по высокому берегу Северной Двины. Это были небольшие поселения от одного до девяти дворов. Где-то даже видели цифру – 193 деревни, но с трудом верится, на 30-то километрах!
После раскола русской православной церкви Черевковская волость стала еще и центром старообрядчества. Сейчас это никак не выражено. Из сохранившихся культовых памятников здесь частично сохранились два:
- Деревянная часовня клетского типа, возведенная в середине XVII века над могилой иерея Петра (местного святого Петра Черевковского), замученного в 1613 году поляками. Согласно Соборам.ру она была построена между 1657 и 1675 годами, но уже в двухтысячных к часовне был пристроен алтарь, и она стала церковью. Кстати, дважды реставрировалась: в 1859 и в 1991 годах. Мы проехали мимо, решив, что свежекрашеный сруб, скорее всего, новодел. Досадная ошибка.
- Каменная Троицкая церковь 1727 года с двумя пристроенными позднее приделами. Ее руины можно найти на улице Первомайской, 23. Они еще способны «рассказать» о чем-то. Такой тип храма был распространен в Великом Устюге, с которым Черевково связывали прочные экономические связи. В основе церкви – ярусная композиция типа «восьмерик на четверике», подражание деревянным храмам.
Первомайская улица – исторический центр села и главная проезжая дорога. Когда-то она именовалась Почтовым трактом, потом Столбовой дорогой.
Дома современного Черевково от реки отделяет широкий заливной луг в несколько километров шириной и мелкие озера. Здешняя жизнь, конечно, не похожа на бурлящий событиями петербургский котел, но вполне себе насыщена: магазины и кафе, Дом культуры, новые детские площадки, сцена в крошечном парке, где периодически дают концерты местные музыканты, по реке постоянно снуют моторки.
В парке мы заметили оригинальные доски объявлений в виде наличников. Вот такой креатив!
Посетившие эти края редкие блогеры пишут, мол, торговые ряды и купеческие дома создают неповторимый облик старинного торгового села. Но скажем честно, какого-то особого купеческого колорита, ярко выраженного в местной архитектуре, мы в Черевково не заметили. Село, как село. Дома, как дома, лавки, амбары. За исключением некоторых! Безусловный интерес представляют сохранившиеся дом и лабаз купца Пирогова и фамильные дома братьев-купцов Гусевых, настоящие особняки в дереве конца XIX – начала XX веков.
Около 1894 года купцом Пироговым было построено первое в селе каменное торговое здание. Гусевым в начале ХХ века принадлежало аж восемь богато украшенных домов.
Дом купца первой гильдии Михаила Гусева (1886 год постройки) стоит недалеко от дороги (точный адрес – деревня Овсянниковская), сейчас повторим расхожий штамп, но он таки – визитная карточка Черевково. У Михаила Семеновича и Анны Федоровны было четыре сына и две дочери. Все они жили в 14-ти комнатах на двух этажах.
На главный фасад выходят 13 окон, на боковые – по 24. Обшивка имитирует кирпичную кладку. При чем не полностью, а так как строили только в холодном климате – дома «на подушке» (первый этаж кирпичный, второй экологичный – из дерева). Резьба главного фасада и балкона –полный восторг! Как сказано на сайте музея-заповедника «Кижи», «резьба дома Гусева выполнена на высоком профессиональном уровне, в традициях резных деревянных барочных иконостасов Русского Севера. Можно предположить, исходя из качества исполнения и декоративной орнаментации, – церковными резчиками».
Интересно, что в доме и сейчас живут. Но уже далеко не одна семья, как раньше, это обычный многоквартирный дом. Рядом стоит похожий дом брата Михаила Гусева Ивана. Он покрашен в разные цвета (видимо, у дома в последнее время два хозяина), а еще у дома 14, а не 13 окон на главном фасаде. Оба, вероятно, построены одной плотницкой артелью.
Большие дома в Черевково напомнили нам принцип обустройства более древних «больших северных домов» из Эпохи викингов. Одна половина дома жилая, вторая – глухая, без окон, с дверьми-воротами для скота. Да, скот тоже держали в домах на первых этажах, под крышей и в тепле, чтобы не выходить на улицу зимой доить или кормить.
Интересно, что под конец ХIХ столетия две виднейшие фамилии Черевково породнились: Андрей Иванович Пирогов женился на дочери Ивана Павловича(?) Гусева Анне. В 1885 году у них родился сын Иван. Но после революции 1917 года дом у Пироговых конфисковали, и потомственный купец Иван Андреевич Пирогов в 1924-1928 годах вынужден был работать секретарем Черевковского сельсовета. В 1931 году был раскулачен, умер в тюрьме Великого Устюга.
Семья Гусевых также повторила судьбу многих зажиточных крестьянских семей в России. С приходом советской власти в Черевково в 1918 году их раскулачили, выгнали из дома, лишили имущества, избирательных прав, хорошо, что к стенке не поставили… Тогда. Это случилось двумя десятилетиями позже.
В постановлении сельсовета от 30 декабря 1930 года приведено такое основание раскулачивания одного из Гусевых: «характеристика хозяйства до революции – занимался торговлей, в селе Черевково имел магазин и оборудованные складские помещения, производил скупку хлеба, льна, льносемя, скота живым товаром и мясом, отправлял в город Архангельск на своих баржах при помощи наемного труда, а также занимался сдачей в аренду квартир в своем хозяйстве, имел батрачек 8 человек».
По этим двум сохранившимся на окраине Черевково не домам – домищам – видно, что двинские крестьяне жили хорошо. Но насколько! Многие не только поставляли продукты своего труда на рынок, но и покупали привозные товары, даже заграничные: сукно аглицкое, шелк китайский, булавки, бисер восточный, гребни из слоновой кости… Торговыми днями в Черевково были воскресные и праздники. 22 июля и 19 декабря устраивали большие торжки. А Гусевы и вовсе были одними из самых богатых людей Подвинья.
Михаил и Иван Гусевы к 1880-м годам экспортировали солонину в Германию, Голландию и Англию. В год ими заготавливалось до 1 000 голов скота. Они держали торговые лавки, чайные и питейные заведения, склады. К 1908 году общий торговый оборот семьи составлял более 120 000 рублей в год. (Для сравнения: годовой заработок среднего российского чиновника того времени и в тех краях редко превышал 200 рублей. Если честно, мы эту цифру не проверяли, поверили на слово источникам музея «Кижи», но, думаем, она непременно должна фигурировать где-то в открытых архивах).
Гусевы выжили. Они приняли власть такой, какой та пришла на Север. Не эмигрировали, не участвовали в волнениях. Хотя, говорят, счета в иностранных банках у семьи имелись. Более того, Гусевы оставались аполитичными и беспристрастными даже тогда, когда в 1919 году началась интервенция и войска генерала Миллера, поддерживаемые Антантой, находились в какой-то сотне километров от Черевково.
Братья Гусевы дождались НЭПа, сохранили семьи и уберегли детей. Вот только предугадать будущее своих потомков в эпоху большого террора и репрессий 1930-х они не смогли. Впрочем, Михаил и Иван Гусевы к этому времени уже покинули этот мир.
Нам рассказывали, что на выезде из села от дороги в сторону реки есть еще одна достопримечательность Черевково – рукотворная. Это – кедровый сад, высаженный крестьянином Федором Степановичем Мокеевым в 1880-х годах. До наших дней сохранились 47 могучих кедров. Искали ...с собаками, увы, не нашли, проехали мимо.
Адрес местного музея: улица Первомайская, 30. Телефон: (818 40) 2-19-63. Музей небольшой и скромный, но очень душевный. Такой любимый и теплый в любое время года, как и весь Русский Север. В его собрании показана традиционная культура Подвинья: расписная мебель, прялки, предметы интерьеров крестьянских и купеческих домов.
Обратите внимание, что здесь, на Черевковской земле, зародилась знаменитая ракульская роспись. Для нее характерен крупный орнамент в виде листьев, кустов и птиц. Одно время мы даже хотели проехаться по культовым местам всех северных росписей. Но пока получилось посетить только Вельск, родину важской.
В следующий раз непременно покажем депо одной из двух оставшихся муниципальных узкоколеек на Севере. Единственный вагон которой возят тепловозом раз в неделю по понедельникам до поселка Сойга в 30 километрах от Авнюгского. Добраться можно только по узкоколейке или на самолете.
Ах, да, вдруг пригодится:
Сами не останавливались, доехали до Сольвычегодска, поэтому рекомендаций дать не можем, но телефончик запомнили на всякий случай.
Оставайтесь с нами! Дальше - интереснее.
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас