Позавчера прошло знаменательное сообщение о назначении Тегераном нового посла в Армению (которое подтвердилось сегодня). Им станет Мехди Субхани — бывший посол Ирана в Сирии.
Стоит ли говорить, что это даже не намек, а явное указание на то, в каком разрезе иранская муллократия рассматривает армянское направление.
Которое меняет его резко и кардинально. Отозвав Сухбани из Сирии на замену назначенного недавно Аббаса Зохури.
Последний пришел в Армению в 2020 году с мирной экономической повесткой.
Похоже, мы наблюдаем появление еще одной силы, помимо США, ЕС и РФ, готовой проявлять активность на военно-политическом поле Армении.
Сирийский сценарий?
В Сирии ведь тоже все закрутилось не из-за того, что кто-то выступил с требованием сменить правительство и существующий режим. Такие выступления происходят по всему миру. А потому, что на Ближнем Востоке сконцентрировались интересы крупных игроков, которые не прочь были укрепить свои позиции в регионе.
Ровно тоже самое сегодня происходит в Армении.
Оказавшись самым слабым звеном на Южном Кавказе, она дала надежды на изменение существующего статус-кво в регионе сразу двум центрам силы — ЕС и США.
Это вызвало не только реакцию Москвы, но и активизацию действий Тегерана. Четыре гиганта на низком старте ждут первых крупных волнений. Причем каждый, готов их инициировать в надежде посадить в Ереване преданное только ему правительство.
Теперь уже невозможно все открутить назад и лечь под одну из сторон. Это неминуемо приведет к большим сложностям. Почувствовавших запах наживы хищников можно вытеснить только силой.
Самое смешное, что нарастающие с каждым днем риски можно снизить пригласив в Армению еще одного игрока — Турцию, как некий усредненный вариант для всех сторон.
Приблизительно это сделала Грузия, значительно снизив противостояние Запада и РФ на своей территории.
Но это нереальный вариант (в силу множества причин). Хотя похоже Пашинян что-то понимает. Так что ждем первых крупных антиправительственных выступлений, а там как повезет.