В самом начале 1896 года Виктор Васнецов закончил картину "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали". Уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича и его жены Елизаветы Федоровны, с которыми художник был дружен.
В основе сюжета картины Виктора Васнецова лежат образы, созданные народной фантазией славян. Но более глубокие истоки восходят к восточной и греческой мифологиям. На картине изображены мифические птицы Сирин и Алконост, которые в византийских и русских средневековых легендах символизировали райских птиц.
Условно картину можно на две части. Левую - темную, и правую - светлую. Так повелось в русской традиции, что левая сторона всегда была «дурной», связанной с печалью и увяданием. Правая, наоборот, была "хорошей", воплощала надежду, радость и наслаждение.
Этой традиции придержался и Васнецов в своей работе. Слева, в темном образе, он изобразил птицу Сирин.
В славянской традиции Сирины - это полулюди-полуптицы, обоеполые, поющие настолько сладкие песни, что слышавший их теряет рассудок, идёт на голос, не замечая пути, падает в воду и умирает.
Даже по своему звучанию имя этих птиц напоминает древнегреческих сирен, губивших отважных моряков своими сладкоголосыми песнями.
На картине Васнецова оперение птицы Сирин темное, ее голова склонилась вниз, а лицо искажено страданием.
Напротив, птицу Алконост Васнецов изобразил в светлых тонах.
У Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Песни птицы считались утешительными и ассоциировались с радостью.
Но обратите внимание, птицы сидят на ветвях одного дерева, а за их спинами фоном изображен рассвет. Они как бы неразделимы друг от друга. И неизвестно, что принесет новый день - радость или печаль. Какая птица "препоет" другую.
Обе девы-птицы едины и неделимы - вечные спутники жизни каждого человека. И в этом Великая гармония жизни.