Найти в Дзене

Будущее цифровых фотокамер: взгляд Анджея Вротняка из 2005 года

Оглавление

[В оригинале название статьи Анджея Вротняка можно перевести так - "Камеры: следующие десять лет" (Cameras: the Next Ten Years). Автор попробовал предположить, что изменится в фототехнике в период с 2005 по 2015 год. Мне нравится стиль и ум, которые есть в каждой из публикаций Вротняка. Есть о чём задуматься даже сегодня. Предлагаю перевод с некоторыми моими необходимыми пояснениями ;) Оригинал статьи вы можете найти по ссылке. Делая копи-паст подобных материалов, я продляю им жизнь, т.к. в любой момент, тот или иной старый сайт может прекратить своё существование, а его наследие - быть потерянным]

Селфи-фото с сайта Анджея Вротняка
Селфи-фото с сайта Анджея Вротняка

"Камеры: следующие десять лет".

С подобным заголовком любая статья, очевидно, обречена на провал. Окружающий нас мир и технологии находятся в постоянном развитии, но редко когда самопровозглашенным пророкам удаётся предсказать направление этого развития.

И все же - я рискну.

Во-первых, мы можем хорошо посмеяться, просматривая старые выпуски Quest через пять лет.

[Quest - британский ежеквартальный информационный бюллетень, ориентированный на преданных пользователей и коллекционеров Olympus, издаваемый в рассматриваемый период]

Во-вторых, если вы не согласны с некоторыми или со всеми моими предсказаниями или замечаниями, цель моя достигнута - вам стало любопытно.

В детстве я читал книгу, напечатанную в коммунистической Польше и перенесенную на десять или пятнадцать лет в будущее, где колхозники добирались до работы на маленьких аэротакси, радостно восхваляя наследие великого дяди Сталина. Поэтому, как бы я не был далек от своих предсказаний, я чувствую, что были пророки куда более неудачливее.

Плёнка уходит в прошлое

Я не буду подробно останавливаться на этой теме, уже ранее обсуждавшейся в моей первой колонке Digital Corner (Quest #4). Голоса, которые еще три года назад твердили, что качество цифровой фотографии никогда не сравнится с пленочным, теперь стали странно тихими.

Переход происходит быстрее, чем ожидалось. Цифровые камеры есть во всех трёх сегментах рынка: начальном, профессиональном и сегменте камер для продвинутых энтузиастов. Переход от плёнки к цифре поддерживается производителями камер, которые хотят, чтобы миллионы пользователей заменили свое плёночное оборудование цифровым (и чаще обновляли последнее на первом этапе).

Я ожидаю, что пленка исчезнет из магазинов и газетных киосков в течение следующих пяти лет, а через десять лет станет товаром по специальному заказу, подобно сегодняшним черно-белым негативам или виниловым аудиозаписям.

Читатели Quest, любители хорошо сделанных точных инструментов прошлых лет, не лучшая аудитория, перед которой я могу описывать свои ожидания, но этот переход произойдет, нравится нам это или нет. Лучше принять новость от инсайдера — я старый фотограф и коллекционер фотоаппаратов, и у меня почти полсотни пленочных зеркальных фотокамер, большинство из которых в рабочем состоянии, но сейчас самое время очнуться. Я все ещё, время от времени, использую свои пленочные камеры, но не для настоящей, ориентированной на результат съемки.

В конце концов, химия галогенидов серебра используется уже более 150 лет. Жесткий цифровой подход к хранению и обработке информации широко распространился во всех других областях. Бастион плёночной фотографии, пожалуй, пал последней.

Конец эпохи зеркальных фотокамер?

Прошло шестьдесят девять лет с тех пор, как увидела свет первая 35-мм зеркальная фотокамера Kine Exakta. Нет никаких сомнений в том, что зеркальные фотокамеры являются наиболее универсальным инструментом фотографии, и основные принципы их построения оставались неизменными все эти годы. Удивительное долголетие, но, боюсь, это может скоро закончиться.

Kine Exakta 1938 года (с объективом примерно 1949 года), вторая версия первой модели первой 35-мм зеркальной фотокамеры. Иллюстрация из статьи Анджея Вротняка
Kine Exakta 1938 года (с объективом примерно 1949 года), вторая версия первой модели первой 35-мм зеркальной фотокамеры. Иллюстрация из статьи Анджея Вротняка

Kine Exakta всё ещё снимает и будет снимать ещё долго после того, как мои полностью электронные устройства выйдут из строя из-за отсутствия запчастей или батарей — если, конечно, 35-мм пленка будет доступна у специализированных поставщиков.

В настоящее время, зеркальные фотокамеры являются наиболее предпочтительными цифровыми камерами в профессиональном сегменте рынка и в продвинутом любительском. Тем не менее, я ожидаю, что эта ситуация не будет длиться вечно: скоро появится новое поколение электронных видоискателей.

Как вы помните, я не фанат цифровых камер с электронным видоискателем (EVF). Эти видоискатели тормозят, разрешение их смехотворно низкое, тональность воняет до небес, и они быстро разряжают батареи. К сожалению (?), ЭВИ может стать широко распространенной заменой SLR в следующие десять лет или около того.

Если скорость процессора увеличивается всего на 50% в год, то за шесть лет это означает увеличение в тринадцать раз, что более чем достаточно для обеспечения плавного отображения и достаточной мощности для обработки изображений в реальном времени для большинства задач (автоэкспозиция, баланс белого, автофокус и т. д.). Можно также ожидать лучшей тональности.

И последнее, но не менее важное: новые типы дисплеев предлагают большие перспективы с точки зрения энергоэффективности: органические светоизлучающие диоды (OLED), уже используемые в нескольких моделях Kodak, должны снизить энергопотребление дисплея на целый порядок. Они дешевле в производстве, чем ЖК-дисплеи.

Таким образом, камеры на основе EVF вскоре могут обеспечить лучшее из обоих миров: просмотр в реальном времени с качеством, сравнимым с сегодняшними зеркальными фотокамерами, с меньшей механической сложностью и более низкой стоимостью. Кроме того, это позволит накладывать много дополнительной информации на предварительный просмотр изображения, включая не только данные экспозиции, но также гистограмму яркости и/или индикацию области передержки/недодержки, чего очень не хватает в современных цифровых технологиях SLR.

Заметным исключением здесь является снятая с производства линейка зеркальных фотокамер E-10/E-20 от Olympus, использующая полупрозрачную призму вместо зеркала и позволяющая просматривать и обрабатывать изображения в реальном времени. По иронии судьбы, хотя Olympus отказалась от этой концепции, я видел обсуждения в сообществе Nikon, в которых просили создать аналогичную модель для устранения встроенных недостатков обычных цифровых зеркальных фотокамер.

Развитие технологии EVF не приведет к гибели SLR, по крайней мере, не сразу. Однако камеры EVF вскоре могут доминировать в среднем сегменте рынка (продвинутый любитель), а зеркальные фотокамеры отойдут на более высокие позиции и станут более дорогими.

Хотел бы я ошибиться в этом предсказании, но боюсь, что это не так. Мы наблюдаем лебединую песню зеркальных камер.

Гонка мегапикселей

Похоже, гонка мегапикселей закончилась. Настало время заняться другими проблемами качества изображения. В первую очередь - проблемой улучшения тональности цифрового изображения, точнее его битовой глубины.

[Удивительно, но точно то же, относительно гонки мегапикселей, я могу сказать сегодня, 17 лет спустя. 20Мп стали стандартом качества цифровой фотографии. Необходимость и метод приведения изображения с 80Мп датчика к 20Мп путём обратной передискретизации пикселей, нужно ещё объяснить обывателю и сделать его модным. Впервые пример использования обратной передискретизации пикселей продемонстрировал камерофон Nokia 808 с датчиком изображения на 40Мп]

Сенсоры современных цифровых камер захватывают от десяти до четырнадцати бит каждого компонента цветного изображения (R, G и B); это соответствует от одной тысячи до шестнадцати тысяч уровней яркости на компонент. Если изображение не сохранено в необработанном формате, оно преобразуется всего в восемь бит или 256 уровней в результирующем файле изображения JPEG (правда, уровни в JPEG используют логарифмическую шкалу, что означает, что диапазон яркости не теряется, но переходы не такие плавные).

С лучшими датчиками, большей вычислительной мощностью и более дешевым хранилищем записываемая глубина цвета должна увеличиться, возможно, до шестнадцати бит на цвет. В результате мы увидим лучшую тональность и более плавные переходы; блики и тени также будут лучше защищены от потери деталей.

Чтобы в полной мере воспользоваться этим преимуществом, индустрии придется отказаться от стандарта файлов изображений JPEG. Я недоумеваю, почему этого не произошло много лет назад: новый формат JPEG 2000 существует уже пять лет; он поддерживается большинством графических приложений и обеспечивает не только меньшую деградацию качества, но и лучшее сжатие, чем «старый» JPEG. Возможно, массовому рынку просто все равно, а как же остальные сегменты?

Еще одна область, в которой будет наблюдаться значительный прогресс, — чувствительность сенсора, обычно выражаемая в значениях ISO, эквивалентных пленке.

Сенсоры (CCD или CMOS) позволяют регулировать ISO в заданном диапазоне. Более высокая чувствительность обычно достигается за счет увеличения шума изображения (очень похоже на зернистость пленки). В настоящее время большинство приличных цифровых камер предлагают полезную чувствительность до ISO 400; некоторые (особенно зеркальные фотокамеры Canon) даже до ISO 1600 или 3200.

Для большинства пользователей, снимающих при дневном свете или со вспышкой, ISO 400 — это все, что когда-либо понадобится. Более высокие значения обеспечивают больше свободы при съемке при доступном освещении, что обычно означает меньшее размытие, вызванное дрожанием камеры. Я ожидаю, что ISO1600 или более при приемлемом уровне шума станет обычным явлением в течение следующих трех лет, по крайней мере, в камерах среднего и верхнего диапазона.

Более высокая чувствительность приведет к отмене стабилизации изображения.

Посмотрим правде в глаза: в любом случае это решение Руби Голдберга: сложная схема для обнаружения дрожания камеры, а затем использование механических средств для перемещения корректирующего оптического элемента внутри объектива (или, в случае зеркальных фотокамер Minolta, самого датчика изображения) для компенсации. Всё это только для того, чтобы удвоить или учетверить время выдержки с рук. Тот же самый эффект может быть достигнут более легко (и намного дешевле) путем удвоения или учетверения коэффициента усиления датчика, как обсуждалось выше, и использования более высоких скоростей затвора. Поэтому я считаю стабилизацию изображения переходной технологией, которая становится неактуальной, как только появляются альтернативные средства достижения той же цели.

[Интересно, задумывались ли пиксельщики о том, насколько "полезна" система оптической стабилизации и стабилизации путём сдвига датчика изображения конечному качеству вашей фотографии. Не приводит ли стабилизация к ухудшению качества изображения? С другой стороны, без стабилизации всё могло быть ещё хуже. Но, может быть, её стоит отключать, например, при достаточном освещении? Будет ли её отключение в таких условиях приводить к росту резкости на микроуровне?]

Постепенные улучшения в энергопотреблении, яркости дисплея, надежности автофокуса и некоторых других аспектах довольно тривиальны по сравнению с проблемой светочувствительности. Мы будем наблюдать некоторый эволюционный прогресс в этих областях каждый год.

Новинки: полезное и гаджеты

Я ожидаю, что произойдет множество улучшений и нововведений в области цифровой обработки изображений в камере. По мере насыщения рынка производители будут стремиться внедрять функции, отличающие их модели от конкурентов. Некоторые из этих функций могут быть действительно полезными, некоторые будут просто рекламными уловками.

Я ожидаю, что новые разработки будут касаться, в основном, обработки изображения камерой. Вы можете оставить некоторые оптические недостатки объектива неисправленными (для снижения стоимости или для лучшей коррекции других) и компенсировать их в прошивке до того, как изображение будет записано в файл.

Olympus была первой компанией, использовавшей этот подход; в их Е-1 и Е-300 камера компенсирует падение яркости изображения в зависимости от характеристик используемого объектива (объектив передает соответствующие данные в камеру). Дисторсия, также основанная на данных объектива, может быть исправлена ​​аналогичным образом, но пока только в постобработке.

Я ожидаю, что этот подход скоро будет принят другими производителями. Таким образом можно исправить некоторую степень хроматической аберрации, возможно, какие-то другие недостатки объектива.

[Не думаю, что Olympus со своим зеркальным системным фотоаппаратом E-1 был первым, кто исправлял дефекты определённой модели объектива программно, ещё до записи файла на носитель. Но мысль о программном исправлении объектива, созданного намеренно несовершенным ради его конкурентоспособной цены, донесена Анджеем Вротняком предельно ясно. Сегодня я сравниваю два фотоаппарата с десятилетней разницей в возрасте и вижу, куда может завести мощный процессор и умные алгоритмы. Такая сравнительно "глупая" камера, как Olympus E-20, например, обладала действительно превосходным объективом. Объектив Sony RX10 Classic, отключите в настройках вашего RAW-конвертера всю коррекцию "из камеры", продемонстрирует худшую картинку. Это изначально дешёвый продукт, программно притянутый к более высокому уровню :( ]

Предположение, граничащее с научной фантастикой: используя очень умную математику преобразования Фурье, в принципе, можно восстановить некоторые детали, потерянные из-за нерезкого объектива. Это будет настоящая революция в фототехнологиях, позволяющая производителям фотоаппаратов значительно сократить расходы на производстве. Обратите внимание, что это не то же самое, что грубая механическая резкость изображения, используемая в современных камерах, которая увеличивает видимую резкость контура (делает тональный переход более крутым), но не извлекает никаких деталей.

Будучи реалистом, я ожидаю увидеть внутрикамерную коррекцию перспективы (компенсирующую положение камеры, направленной вверх или вниз). В настоящее время вы можете сделать это вручную практически в любой программе постобработки; раньше мы использовали трюк, наклоняя головку увеличителя (или, более практично, доску-маску).

Это можно было сделать либо вручную, когда пользователь контролировал степень регулировки, либо автоматически, когда камера знала угол увеличения и ориентацию оси объектива. В принципе, сегодня это достижимо: когда прошивка берет отдельные составляющие сигнала R, G и B, интерполирует их и объединяет в пиксели RGB, ей не нужно помещать объединенный результат в одно и то же место в обрабатываемом изображении. Благодаря более быстрым процессорам и лучшему предварительному просмотру в реальном времени (см. мои разглагольствования об электронных видоискателях выше) вы даже можете управлять эффектом во время съемки!

Пропущу все «улучшения», стирающие грань между фотоаппаратами и универсальными электронными гаджетами. Рынок для них будет существовать, и вы сможете использовать одно и то же устройство, чтобы звонить по телефону, слушать музыку, делать педикюр и фотографировать младшенького, чтобы отправить его родственникам, и многие люди будут счастливы. Это в ногу со временем и это нормально: некоторые люди не хотят быть фотографами, они просто хотят делать приемлемые снимки.

Что остается? Фотограф

Не смотря на всё вышеизложенное, в ближайшее десятилетие не изменится потребность в знающем, умелом человеке, стоящем за камерой. Большинство безнадежных снимков, которые делаются каждый день по всему миру, не станут лучше только благодаря достижениям в области фототехники.

Наилучшую автоматическую экспозицию всё ещё можно обмануть, или она может дать результаты, отличные от ожидаемых. У автофокуса всё ещё может быть другое представление о том, что нужно сохранять резким, и многие пользователи камеры до сих пор не поймут разницу между видением объекта и композицией изображения в видоискателе, независимо от его типа.

Технологический прогресс мало помогает: похоже, растет общее отношение: «Я заплатил X сотен долларов (фунтов, гульденов) за эту штуку, и теперь я ещё должен учиться фотографировать?» Рекламные заявления производителей ничем не помогают, часто усиливая эту позицию.

Читатели книг по фотографии, кажется, не поспевают за спросом на новое оборудование; сами книги также следуют тенденции к снижению качества, глубины и технических знаний. В последнее время я с большим удовольствием читаю книги по фотографии, изданные пятьдесят лет назад или раньше.

Возьмите книгу о фотографии Leica конца двадцатых, и вы поймете, что я имею в виду: больше значимой информации, чем в большинстве этих глянцевых, хорошо отпечатанных и щедро иллюстрированных книг.

Вводная глава об объективах из общей книги по фотографии 50-х годов может рассказать вам больше о том, как создается изображение, чем недавняя книга по фотографическим объективам от крупного американского издателя (и с меньшим числом фактических ошибок). Без имен, пожалуйста.

Немецкая стереокамера самого начала 20 века, снимающая стереопары на стеклянные пластины размером 9×13 см. (Воспроизведено из Ratgeber im Photographieren Л. Давида, 78-е изд., Вильгельм Кнап, Галле, 1914 г.). Иллюстрация из статьи Анджея Вротняка
Немецкая стереокамера самого начала 20 века, снимающая стереопары на стеклянные пластины размером 9×13 см. (Воспроизведено из Ratgeber im Photographieren Л. Давида, 78-е изд., Вильгельм Кнап, Галле, 1914 г.). Иллюстрация из статьи Анджея Вротняка

Ещё Плиний Старший жаловался, что всё катится под откос. Может быть, я просто становлюсь сварливым. Возьмите камеру (пленочную или цифровую) и сделайте несколько снимков перед тем, как наступит конец света, каким мы его знаем.

[Последняя новостная публикация на сайте Анджея Вротняка вышла 14 мая 2020 года и была посвящена пандемии. Я искренне надеюсь, что с Вротняком всё в порядке и я с интересом продолжаю читать уже опубликованные материалы на его сайте.

Анджей Вротняк родился и вырос в Польше, по образованию физик, до 1984 года преподавал физику и информатику в Лодзинском университете, занимался исследованиями в области физики космических лучей. С 1984 живёт в США, работает в индустрии программного обеспечения. В течение пяти лет с Hughes/STX разработал математические алгоритмы для прогнозирования конфликтов между гражданскими самолетами, часть океанической системы управления воздушным движением США. С 1990 года работает в Aerospace Engineering, Inc., небольшой компании в Мэриленде, в настоящее время главным научным сотрудником, а также инженером-программистом. Создал систему моделирования воздушного движения AwSim, а также технический руководитель и разработчик системы оптимизации аэропорта Attila. В свободное время, помимо компьютеров и фотографии, любит слушать музыку Баха и является убеждённым сторонником американских микропивоварен :) ]